ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Шульженко И. Е., Дергоусова Е.Н., Барабашова Т.М.
Понятие функциональной грамотности многогранно. Как же необходимо его правильно трактовать? Сегодня функциональная грамотность – это готовность взаимодействовать с окружающим миром, готовность решать учебные и практические задачи, способность строить отношения, владение рефлексивными умениями.
Почему мы сегодня говорим о функциональной грамотности?
Социально - экономические перемены в обществе потребовали кардинального пересмотра целей, традиционных методов преподавания. Увеличился запрос на качество образования.
Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать, по сути, инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.
Проблема функциональной грамотности не раз затрагивалась в международных исследованиях. Например, в исследовании PISA были выявлены низкие результаты российских учащихся. Это объясняет не способность учащихся применять свои знания, умения и опыт для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Главная причина лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала.
Около 70% заданий являются репродуктивными, т. е. предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести.
В каком направлении следует совершенствовать образование?
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
В период реализации регионального проекта «Формирование функциональной грамотности младших школьников» с сентября по декабрь 2019 года был проведен мониторинг достижения показателей уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Благодаря мониторингу были определены «пилотные» образовательные организации Белгородской области, в том числе и наше Учреждение.
На основе данных «пилотных» образовательных организаций была создана база педагогов начальной школы образовательных организаций области, в том числе и наших учителей, которые являются регулярными участниками мероприятий проекта.
Был разработан диагностический инструментарий для организации итоговой диагностики уровня сформированности функциональной грамотности. В рамках проекта был разработан сборник материалов для обучающихся начальной школы, включающий систему заданий и упражнений, диагностический инструментарий, методические рекомендации «Особенности ознакомления младших школьников с международными исследованиями качества образования».
Ведется всесторонняя работа: были организованы и проведены семинары для учителей начальных классов по формированию функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Учителями начальных классов Учреждения были пройдены курсы повышения квалификации в БелИРО для учителей начальной школы по программе «Современные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников».
В сборнике методических материалов для учителей начальных классов «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт» представлены конспекты уроков по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру с использованием инновационной схемы урока, направленной на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с использованием стратегий активного обучения. Перспективным, в плане повышения уровня функциональной грамотности, является проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность. Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Выяснилось, что результаты мониторинга свидетельствуют о повышении каждого из уровней достижения сформированности функциональной грамотности младших школьников на протяжении данного периода. Работа над реализацией проекта продолжается, ведь срок окончания проекта будет в мае 2021 года.
Наша общая цель - научить обучающихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию. На учителей возложена большая ответственность за воспитание, обучение, развитие младших школьников, способных вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат