Дата публикации:
31.10.2021
Автор:
Гарибян Ирина Ивановна
Название работы:
ПРИМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Работа:
УДК 37.026. 7:54.001.85
ПРИМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Гарибян Ирина Ивановна – доцент кафедры Химия
Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности
В статье приведены основные приёмы активизации мыслительной деятельности студентов при изучении химии с целью повышения качества образования.
Образование – это та часть человеческой деятельности, где реформы обязательны и неизбежны. Одной из важнейших задач образования является развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие мышления студентов является одним из приоритетных направлений работы вуза. Что значит учить мышлению? Учить мыслить студентов в процессе обучения – значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета. Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления студентов. В свою очередь, характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Наряду с вооружением студентов системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности студентов в процессе овладения ими знаниями учебных предметов. Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и непосредственно отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира. Знания – основа мышления. Мышление студентов формируется лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая совокупность признаков таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных. Понятия могут быть единичными – хлорид натрия, частными – средняя соль, общими – соль. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Например, хлорид натрия – соль. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключения. Например, первое суждение – все металлы – простые вещества, а второе суждение – литий – металл. Заключение - литий – простое вещество.
Для формирования понятий использую операции мышления - основные логические приемы, такие как, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др. Анализ – это разделение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным. Синтез – мыслительное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – это установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами. Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам. Студентам предлагаю задание обобщающего характера: Зная состав и строение акриловой кислоты CH2=CH-COOH, предскажите её характерные химические свойства. Студенты вспоминают основные свойства карбоновых кислот и алкенов, и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты. Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.
Основными приёмами активизации мыслительной деятельности студентов являются:
1) Использование творческих заданий. Это познавательные задания, для выполнения которых необходима система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческие задания даются в форме нестандартных химических задач, дидактических игр и т.д. К ним относятся многие химические загадки (анаграммы, шарады), позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.
2) Использование химических диктантов. Диктанты позволяют активизировать такие формы мышления, как умозаключения, и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. Разработаны диктанты по всем темам курса химии. Студенты записывают в столбик определенные термины, преподаватель зачитывает утверждения – вопросы, студенты должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После этого осуществляется проверка результатов.
3) Использование межпредметных связей. При изучении химии очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, информатикой, биологией, физикой, иностранными языками и географией. Имеются методические разработки интегрированных занятий. Внесение литературных отрывков, химических загадок в современное занятие химии также придаёт изучаемому материалу особую привлекательность, развивает логическое мышление студентов и их интерес.
4) Одним из способов активизации мыслительной деятельности являются игровые технологии. Часто кажущийся трудным материал легко и просто воспринимается студентами через игру. Каждая игра имеет свой химический смысл. Отсюда удовлетворение от учебы и желание узнавать новое ещё и ещё. Результаты не заставляют себя ждать: успешно выполняется программа изучения химии. Применяю различные виды игр: Что лишнее?, Самый умный, Счастливый химический случай, кроссворды, шарады. Через игру студенты учатся делать выводы, лучше запоминают предметные термины. Например, игра Крестики-нолики по теме Металлы: Выигрышный путь: металлы
Барий
Кремний
Кальций
Калий
Магний
Углерод
Фосфор
Хлор
Алюминий
5) Формированию и активизации мыслительной деятельности студентов способствует также самостоятельная работа [2]. Например, при изучении органической химии на первых занятиях студенты получают опорные знания основных положений теории химического строения органических соединений, явлений изомерии и гомологии, видов реакций в органической химии. После разъяснения цели раздаю инструктивные карточки для самостоятельного изучения темы:
1. Изучить по конспекту лекций, учебной литературы состав, строение молекул метана, этилена и ацетилена и его гомологов.
2. Продолжить заполнение таблицы Состав и строение углеводородов в тетради
№
Объект сравнения
Этан
Этилен
Ацетилен
1.
Класс соединений
2.
Молекулярная формула
3.
Структурная формула
4.
Вид связи
5.
Длина связи
6.
Вид гибридизации
Таким образом, применение вышеописанных приемов придаёт занятию химии особую привлекательность и способствует активизации мыслительной деятельности студентов, что является одним из способов развития познавательного интереса к предмету как к науке.
Литература
1.
2.
Kremlev, Artem; Bazylev, Dmitry; Margun, Alexey. Конференция:ERPA International Congresses on Education (ERPA).Athens, GREECE.:JUN 04-07, 2015
А.В. Шабанов, Г.А. Стрюков. Использование приёмов развития мышления при обучении химии. Химия в школе №6, 1993, с. 33
3.
.
Гарибян И. И. Самостоятельная работа студентов как средство развития активности при изучении химию Научно-методический журнал Таълим технологиялари. №5-6, 2014 г., с.101-103
1
Скачать работу
ПРИМЕНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПРИЁМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ
Гарибян Ирина Ивановна – доцент кафедры Химия
Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности
В статье приведены основные приёмы активизации мыслительной деятельности студентов при изучении химии с целью повышения качества образования.
Образование – это та часть человеческой деятельности, где реформы обязательны и неизбежны. Одной из важнейших задач образования является развитие задатков и способностей человека, его интеллекта, т.е. воспитание всестороннего развитого человека. Поэтому развитие мышления студентов является одним из приоритетных направлений работы вуза. Что значит учить мышлению? Учить мыслить студентов в процессе обучения – значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета. Каждое новое знание оказывает определенное влияние на развитие мышления студентов. В свою очередь, характер умственного развития определяет уровень усвоения знаний. Наряду с вооружением студентов системой научных знаний одной из основных задач обучения, была, есть и будет активизация мыслительной деятельности студентов в процессе овладения ими знаниями учебных предметов. Мышление – это творческий, познавательный процесс, обобщенно и непосредственно отражающий отношения мира, предметов и явлений, законы объективного мира. Знания – основа мышления. Мышление студентов формируется лишь на прочной основе знаний, умений и навыков. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – форма мышления, отражающая совокупность признаков таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все, вместе взятые, достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить предмет от всех остальных. Понятия могут быть единичными – хлорид натрия, частными – средняя соль, общими – соль. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Например, хлорид натрия – соль. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений мы по определенным правилам вывода получаем заключения. Например, первое суждение – все металлы – простые вещества, а второе суждение – литий – металл. Заключение - литий – простое вещество.
Для формирования понятий использую операции мышления - основные логические приемы, такие как, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др. Анализ – это разделение целостной системы на взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых является отдельным. Синтез – мыслительное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Сравнение – это установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами. Обобщение – объединение в одну общность предметов и явлений по основным свойствам. Студентам предлагаю задание обобщающего характера: Зная состав и строение акриловой кислоты CH2=CH-COOH, предскажите её характерные химические свойства. Студенты вспоминают основные свойства карбоновых кислот и алкенов, и делают вывод в виде обобщения о свойствах акриловой кислоты. Конкретизация – операция, направленная на установление всех возможных связей и отношений изучаемого объекта.
Основными приёмами активизации мыслительной деятельности студентов являются:
1) Использование творческих заданий. Это познавательные задания, для выполнения которых необходима система химических знаний, умений и опыт эвристической деятельности. Творческие задания даются в форме нестандартных химических задач, дидактических игр и т.д. К ним относятся многие химические загадки (анаграммы, шарады), позволяющие сделать процесс обучения химии более интересным и продуктивным.
2) Использование химических диктантов. Диктанты позволяют активизировать такие формы мышления, как умозаключения, и совершенствовать основные логические приемы – анализ и синтез. Разработаны диктанты по всем темам курса химии. Студенты записывают в столбик определенные термины, преподаватель зачитывает утверждения – вопросы, студенты должны записать номер утверждения напротив того класса или классов соединений, для которых, по их мнению, оно справедливо. После этого осуществляется проверка результатов.
3) Использование межпредметных связей. При изучении химии очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, информатикой, биологией, физикой, иностранными языками и географией. Имеются методические разработки интегрированных занятий. Внесение литературных отрывков, химических загадок в современное занятие химии также придаёт изучаемому материалу особую привлекательность, развивает логическое мышление студентов и их интерес.
4) Одним из способов активизации мыслительной деятельности являются игровые технологии. Часто кажущийся трудным материал легко и просто воспринимается студентами через игру. Каждая игра имеет свой химический смысл. Отсюда удовлетворение от учебы и желание узнавать новое ещё и ещё. Результаты не заставляют себя ждать: успешно выполняется программа изучения химии. Применяю различные виды игр: Что лишнее?, Самый умный, Счастливый химический случай, кроссворды, шарады. Через игру студенты учатся делать выводы, лучше запоминают предметные термины. Например, игра Крестики-нолики по теме Металлы: Выигрышный путь: металлы
Барий
Кремний
Кальций
Калий
Магний
Углерод
Фосфор
Хлор
Алюминий
5) Формированию и активизации мыслительной деятельности студентов способствует также самостоятельная работа [2]. Например, при изучении органической химии на первых занятиях студенты получают опорные знания основных положений теории химического строения органических соединений, явлений изомерии и гомологии, видов реакций в органической химии. После разъяснения цели раздаю инструктивные карточки для самостоятельного изучения темы:
1. Изучить по конспекту лекций, учебной литературы состав, строение молекул метана, этилена и ацетилена и его гомологов.
2. Продолжить заполнение таблицы Состав и строение углеводородов в тетради
№
Объект сравнения
Этан
Этилен
Ацетилен
1.
Класс соединений
2.
Молекулярная формула
3.
Структурная формула
4.
Вид связи
5.
Длина связи
6.
Вид гибридизации
Таким образом, применение вышеописанных приемов придаёт занятию химии особую привлекательность и способствует активизации мыслительной деятельности студентов, что является одним из способов развития познавательного интереса к предмету как к науке.
Литература
1.
2.
Kremlev, Artem; Bazylev, Dmitry; Margun, Alexey. Конференция:ERPA International Congresses on Education (ERPA).Athens, GREECE.:JUN 04-07, 2015
А.В. Шабанов, Г.А. Стрюков. Использование приёмов развития мышления при обучении химии. Химия в школе №6, 1993, с. 33
3.
.
Гарибян И. И. Самостоятельная работа студентов как средство развития активности при изучении химию Научно-методический журнал Таълим технологиялари. №5-6, 2014 г., с.101-103
1
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств