Дата публикации:
03.11.2021
Автор:
Лобова Светлана Валерьевна
Название работы:
К вопросу об истории становления предмета «Общее фортепиано»
Работа:
Лобова С.В.
К вопросу об истории становления предмета Общее фортепиано
На современном этапе развития музыкального образования преподавание дисциплины фортепиано для учащихся не-пианистов занимает важное место. Главная цель этого предмета в курсе музыкальной школы, училища (колледжа), консерватории и любого другого музыкального вуза для студентов исполнительских специальностей — не развитие виртуозного исполнительства, а создание максимальных условий для развития навыков, которые будут способствовать всестороннему развитию музыканта. Эти навыки дадут возможность практически осваивать достижения мировой музыкальной литературы, уметь читать партитуру (оркестровую или хоровую), аккомпанировать, транспонировать.
По определению Г.Цыпина, в основу курса положена концепция развивающего обучения, главной целью которой должно быть всестороннее развитие компонентов музыкальных способностей (слух, чувство ритма, память, двигательные навыки, музыкальное мышление).
Несомненно, что освоение дополнительного инструмента способствует также развитию новых навыков координации, взаимодействия слуховых и физических навыков исполнительства. Однако, вместе с тем курс ставит много вопросов, связанных именно с особенностями специальности музыканта. На начальном этапе эти особенности связаны с перенесением на фортепиано уже приобретенных исполнительских навыков и педагогу требуется гибко встроить их в свою систему обучения, применяя различные методики, технологии и принципы преподавания.
Кроме того, об актуальности данной темы свидетельствует тот факт, что в отечественной системе музыкального образования регулярно проводятся научно-методические конференции, посвященные проблемам и методам обучения фортепиано студентов других специализаций. То есть, анализ и освещение методических проблем вызвано насущными вопросами преподавания. Перечислим некоторые из таких конференций: Репертуарная политика курса фортепиано XXI века (2011, РАМ им. Гнесиных), Актуальные проблемы учебно-методического обеспечения курса фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей (2018, РАМ им. Гнесиных), Современные проблемы преподавания курса фортепиано для учащихся разных специальностей (2013, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К.Глазунова), Курс фортепиано для студентов разных специальностей: традиции и перспективы (2016, Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова) и многие другие.
Целью данной работы является рассмотрение истории становления предмета Общее фортепиано.
В настоящее время курс общего фортепиано (или фортепиано) для студентов разных специальностей, в том числе и не музыкантов, является обязательной дисциплиной во всех учебных заведениях и охватывает, как правило, всех учащихся. Это обусловлено различными факторами. Прежде всего, теми возможностями развития музыканта-исполнителя, которые дает ему владение инструментом в плане знакомства и освоения мирового музыкального наследия, развития музыкальных способностей, исполнительских и коммуникативных навыков.
Несомненно, огромное значение фортепиано в учебном процессе осознавали организаторы первой российской консерватории. Так, при открытии Московской консерватории в 1866 году, общее фортепиано как обязательная дисциплина была включена в учебный план. Первыми преподавателями ее были: Н.Кашкин, Э.Лангер, Ф.Гедике, К.Вебер, которые работали по программе, разработанной Н.Рубинштейном и Н.Кашкиным и утвержденной Советом профессоров в 1867 году. Необходимость введения такого междисциплинарного предмета еще ранее была обоснована А.Рубинштейном.
В дореволюционной системе музыкального образования предмет фортепиано для музыкантов других специальностей был тесно связан со специальным фортепиано, что обеспечивалось, прежде всего, начальным посылом организаторов консерватории обеспечить высокий уровень отечественного музыкального образования. С другой стороны, высокий уровень образования обеспечивался наличием блестящего педагогического состава, перечисленного выше. О высочайшем уровне требований к студенту, изучающему курс фортепиано, свидетельствует, к примеру, воспоминание А.Н.Амфитеатровой-Левицкой, учившейся в вокальном классе консерватории в середине 1870-х годов. На выпускном экзамене по фортепиано вокалисты должны были наизусть аккомпанировать исполняемую вещь по пению, транспонировать, играть этюды, сонаты, читать в ключах, например, отрывок из шестиголосного хора. Причем, сонаты играть сразу в транспорте (транспонирование вообще было коньком Н.Г.Рубинштейна, его любимым способом проверки профессионализма ученика).
Процесс исторического развития музыкального образования в России тесно связан с организацией консерваторий и музыкально-педагогических институтов по образцу Петербургской и Московской консерваторий. В настоящее время все музыкальные высшие учебные заведения имеют в своей структуре подразделения, главной целью которых является обучение фортепиано студентов других специальностей (инструменталистов, вокалистов, теоретиков, а в последние годы в связи с интенсивным развитием технологий — звукорежиссеров и т.д.). Так, в Московской консерватории в настоящий момент это Межфакультетская кафедра фортепиано (руководитель Евгения Сергеевна Карпинская). В Российской академии музыки им. Гнесиных подобное структурное подразделение также в разные годы носило различные наименования: отдел общего курса фортепиано, кафедра общего курса фортепиано, в настоящее время — кафедра фортепиано (заведующая Якупова Ольга Александровна). В Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова подразделение получило название Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано (заведующий Тайманов Игорь Маркович). Аналогичные кафедры присутствуют в структуре каждой консерватории и, как правило, носят название Кафедра общего фортепиано.
После судьбоносного революционного переворота данный курс претерпевал много изменений, что отразилось, к примеру, на названии курса. В разные годы можно встретить следующие его обозначения: класс обязательного фортепиано, фортепиано для всех, дополнительное фортепиано, специализированное фортепиано, повышенное фортепиано, общее фортепиано и другие.
При создании советской системы музыкального образования, которая стала включать обязательные звенья музыкальная школа — училище — консерватория, в 1918 году под руководством А.Б.Гольденвейзера были сформулированы основные цели и задачи курса фортепиано. А именно: цель занятий на фортепиано не-пианистов состоит не в приобретении исполнительской виртуозности, а в получении знаний и музыкального опыта сообразно их специальности. Так, наиболее необходимым этот предмет считался в курсе музыковедов, что вызвано практической необходимостью иллюстрировать исторический и теоретический материал отрывами из симфонической, камерной, вокальной музыки. В связи с этим теоретик должен был свободно читать партитуры, аккомпанировать, транспонировать, импровизировать в избранном композиторском стиле.
Попытки систематизировать и обозначить главные особенности, цели и задачи курса фортепиано для не-пианистов с точки зрения методической предпринимались с конца 20-х годов. Так, в 1928 году появилась работа Н.Н.Загорного, который четко формулирует пять элементов, составляющих основу обучения игре на фортепиано любого музыканта. Это: приобретение важнейших технических навыков, разучивание сольной программы различных стилей, фактур, форм, игра ансамблей; аккомпанирование ( с предварительным разучиванием и с листа), чтение с листа.
В 30-е годы ХХ столетия была проведена огромная работа под руководством директора Московской консерватории А.Б.Гольденвейзера по составлению учебных планов для всех образовательных ступеней.
История курса неразрывно связана со всеми этапами становления музыкального образования в России и с предметом специального фортепиано. Изначально опираясь на достижения и методы преподавателей специального фортепиано, преподаватели общего столкнулись с тем фактом, что не все методы работают на практике со студентами других специальностей. Это очевидно даже в формулировке названия кафедр, которые отражали фокусировку в разное время на различных аспектах деятельности кафедр. Особенно остро эти проблемы начали подниматься в период 70-х годов минувшего столетия, результатом чего стало создание в 1980-х годах методической Секции фортепиано при МГМПИ им. Гнесиных, возглавленной профессором В.Д.Нырковой. Результатом деятельности секции стали организация и проведение конференций, посвященных проблемам курса общего фортепиано, создание методических пособий, в том числе и фонохрестоматий. На заседаниях секции были обобщены и сформулированы особенности и специфика курса. Во время десятилетней деятельности Секции были изданы ряд трудов, посвященных различным аспектам деятельности педагога в рамках курса, например, сборник статей Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном вузе (1987 г.).
На современном этапе разработка вопросов и проблем курса фортепиано связаны с деятельностью, в первую очередь, РАМ им.Гнесиных. На базе этого вуза проводятся ежегодные конференции: Научно-практическая конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей на тему Современные проблемы курса фортепиано, 2015; Всероссийская научно-практическая конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей на тему Современные тенденции курса фортепиано: методический и просветительский аспекты, 2015; Всероссийская научно-практический конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей Курс фортепиано: актуальные проблемы и перспективы развития, 2016, Всероссийская научно-практическая конференция Задачи курса фортепиано в контексте проблем современного образования, 2017.
На базе РАМ им. Гнесиных, а также во многих вузах России проводятся конкурсы фортепианного исполнительства для учащихся музыкальных школ и студентов других специальностей, что свидетельствует о востребованности разносторонне образованных специалистов, владеющих не только своим специальным инструментом, но и фортепиано. Сам по себе факт владения дополнительным инструментом является показателем высокого уровня профессионализма, а также уровня его общего музыкального развития.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. Музыка и пение. – Москва: Просвещение, 1984. – с. 3.
Амфитеатрова-Левицкая А.Н. Воспоминания // Воспоминания о Московской консерватории. – М.: Музыка, 1966. – с. 71.
Скачать работу
К вопросу об истории становления предмета Общее фортепиано
На современном этапе развития музыкального образования преподавание дисциплины фортепиано для учащихся не-пианистов занимает важное место. Главная цель этого предмета в курсе музыкальной школы, училища (колледжа), консерватории и любого другого музыкального вуза для студентов исполнительских специальностей — не развитие виртуозного исполнительства, а создание максимальных условий для развития навыков, которые будут способствовать всестороннему развитию музыканта. Эти навыки дадут возможность практически осваивать достижения мировой музыкальной литературы, уметь читать партитуру (оркестровую или хоровую), аккомпанировать, транспонировать.
По определению Г.Цыпина, в основу курса положена концепция развивающего обучения, главной целью которой должно быть всестороннее развитие компонентов музыкальных способностей (слух, чувство ритма, память, двигательные навыки, музыкальное мышление).
Несомненно, что освоение дополнительного инструмента способствует также развитию новых навыков координации, взаимодействия слуховых и физических навыков исполнительства. Однако, вместе с тем курс ставит много вопросов, связанных именно с особенностями специальности музыканта. На начальном этапе эти особенности связаны с перенесением на фортепиано уже приобретенных исполнительских навыков и педагогу требуется гибко встроить их в свою систему обучения, применяя различные методики, технологии и принципы преподавания.
Кроме того, об актуальности данной темы свидетельствует тот факт, что в отечественной системе музыкального образования регулярно проводятся научно-методические конференции, посвященные проблемам и методам обучения фортепиано студентов других специализаций. То есть, анализ и освещение методических проблем вызвано насущными вопросами преподавания. Перечислим некоторые из таких конференций: Репертуарная политика курса фортепиано XXI века (2011, РАМ им. Гнесиных), Актуальные проблемы учебно-методического обеспечения курса фортепиано для учащихся и студентов разных специальностей (2018, РАМ им. Гнесиных), Современные проблемы преподавания курса фортепиано для учащихся разных специальностей (2013, Петрозаводская государственная консерватория им. А.К.Глазунова), Курс фортепиано для студентов разных специальностей: традиции и перспективы (2016, Саратовская государственная консерватория им. Л.В.Собинова) и многие другие.
Целью данной работы является рассмотрение истории становления предмета Общее фортепиано.
В настоящее время курс общего фортепиано (или фортепиано) для студентов разных специальностей, в том числе и не музыкантов, является обязательной дисциплиной во всех учебных заведениях и охватывает, как правило, всех учащихся. Это обусловлено различными факторами. Прежде всего, теми возможностями развития музыканта-исполнителя, которые дает ему владение инструментом в плане знакомства и освоения мирового музыкального наследия, развития музыкальных способностей, исполнительских и коммуникативных навыков.
Несомненно, огромное значение фортепиано в учебном процессе осознавали организаторы первой российской консерватории. Так, при открытии Московской консерватории в 1866 году, общее фортепиано как обязательная дисциплина была включена в учебный план. Первыми преподавателями ее были: Н.Кашкин, Э.Лангер, Ф.Гедике, К.Вебер, которые работали по программе, разработанной Н.Рубинштейном и Н.Кашкиным и утвержденной Советом профессоров в 1867 году. Необходимость введения такого междисциплинарного предмета еще ранее была обоснована А.Рубинштейном.
В дореволюционной системе музыкального образования предмет фортепиано для музыкантов других специальностей был тесно связан со специальным фортепиано, что обеспечивалось, прежде всего, начальным посылом организаторов консерватории обеспечить высокий уровень отечественного музыкального образования. С другой стороны, высокий уровень образования обеспечивался наличием блестящего педагогического состава, перечисленного выше. О высочайшем уровне требований к студенту, изучающему курс фортепиано, свидетельствует, к примеру, воспоминание А.Н.Амфитеатровой-Левицкой, учившейся в вокальном классе консерватории в середине 1870-х годов. На выпускном экзамене по фортепиано вокалисты должны были наизусть аккомпанировать исполняемую вещь по пению, транспонировать, играть этюды, сонаты, читать в ключах, например, отрывок из шестиголосного хора. Причем, сонаты играть сразу в транспорте (транспонирование вообще было коньком Н.Г.Рубинштейна, его любимым способом проверки профессионализма ученика).
Процесс исторического развития музыкального образования в России тесно связан с организацией консерваторий и музыкально-педагогических институтов по образцу Петербургской и Московской консерваторий. В настоящее время все музыкальные высшие учебные заведения имеют в своей структуре подразделения, главной целью которых является обучение фортепиано студентов других специальностей (инструменталистов, вокалистов, теоретиков, а в последние годы в связи с интенсивным развитием технологий — звукорежиссеров и т.д.). Так, в Московской консерватории в настоящий момент это Межфакультетская кафедра фортепиано (руководитель Евгения Сергеевна Карпинская). В Российской академии музыки им. Гнесиных подобное структурное подразделение также в разные годы носило различные наименования: отдел общего курса фортепиано, кафедра общего курса фортепиано, в настоящее время — кафедра фортепиано (заведующая Якупова Ольга Александровна). В Санкт-Петербургской консерватории им. Н.Римского-Корсакова подразделение получило название Кафедра общего курса и методики преподавания фортепиано (заведующий Тайманов Игорь Маркович). Аналогичные кафедры присутствуют в структуре каждой консерватории и, как правило, носят название Кафедра общего фортепиано.
После судьбоносного революционного переворота данный курс претерпевал много изменений, что отразилось, к примеру, на названии курса. В разные годы можно встретить следующие его обозначения: класс обязательного фортепиано, фортепиано для всех, дополнительное фортепиано, специализированное фортепиано, повышенное фортепиано, общее фортепиано и другие.
При создании советской системы музыкального образования, которая стала включать обязательные звенья музыкальная школа — училище — консерватория, в 1918 году под руководством А.Б.Гольденвейзера были сформулированы основные цели и задачи курса фортепиано. А именно: цель занятий на фортепиано не-пианистов состоит не в приобретении исполнительской виртуозности, а в получении знаний и музыкального опыта сообразно их специальности. Так, наиболее необходимым этот предмет считался в курсе музыковедов, что вызвано практической необходимостью иллюстрировать исторический и теоретический материал отрывами из симфонической, камерной, вокальной музыки. В связи с этим теоретик должен был свободно читать партитуры, аккомпанировать, транспонировать, импровизировать в избранном композиторском стиле.
Попытки систематизировать и обозначить главные особенности, цели и задачи курса фортепиано для не-пианистов с точки зрения методической предпринимались с конца 20-х годов. Так, в 1928 году появилась работа Н.Н.Загорного, который четко формулирует пять элементов, составляющих основу обучения игре на фортепиано любого музыканта. Это: приобретение важнейших технических навыков, разучивание сольной программы различных стилей, фактур, форм, игра ансамблей; аккомпанирование ( с предварительным разучиванием и с листа), чтение с листа.
В 30-е годы ХХ столетия была проведена огромная работа под руководством директора Московской консерватории А.Б.Гольденвейзера по составлению учебных планов для всех образовательных ступеней.
История курса неразрывно связана со всеми этапами становления музыкального образования в России и с предметом специального фортепиано. Изначально опираясь на достижения и методы преподавателей специального фортепиано, преподаватели общего столкнулись с тем фактом, что не все методы работают на практике со студентами других специальностей. Это очевидно даже в формулировке названия кафедр, которые отражали фокусировку в разное время на различных аспектах деятельности кафедр. Особенно остро эти проблемы начали подниматься в период 70-х годов минувшего столетия, результатом чего стало создание в 1980-х годах методической Секции фортепиано при МГМПИ им. Гнесиных, возглавленной профессором В.Д.Нырковой. Результатом деятельности секции стали организация и проведение конференций, посвященных проблемам курса общего фортепиано, создание методических пособий, в том числе и фонохрестоматий. На заседаниях секции были обобщены и сформулированы особенности и специфика курса. Во время десятилетней деятельности Секции были изданы ряд трудов, посвященных различным аспектам деятельности педагога в рамках курса, например, сборник статей Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном вузе (1987 г.).
На современном этапе разработка вопросов и проблем курса фортепиано связаны с деятельностью, в первую очередь, РАМ им.Гнесиных. На базе этого вуза проводятся ежегодные конференции: Научно-практическая конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей на тему Современные проблемы курса фортепиано, 2015; Всероссийская научно-практическая конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей на тему Современные тенденции курса фортепиано: методический и просветительский аспекты, 2015; Всероссийская научно-практический конференция по курсу фортепиано для музыкантов разных специальностей Курс фортепиано: актуальные проблемы и перспективы развития, 2016, Всероссийская научно-практическая конференция Задачи курса фортепиано в контексте проблем современного образования, 2017.
На базе РАМ им. Гнесиных, а также во многих вузах России проводятся конкурсы фортепианного исполнительства для учащихся музыкальных школ и студентов других специальностей, что свидетельствует о востребованности разносторонне образованных специалистов, владеющих не только своим специальным инструментом, но и фортепиано. Сам по себе факт владения дополнительным инструментом является показателем высокого уровня профессионализма, а также уровня его общего музыкального развития.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. Музыка и пение. – Москва: Просвещение, 1984. – с. 3.
Амфитеатрова-Левицкая А.Н. Воспоминания // Воспоминания о Московской консерватории. – М.: Музыка, 1966. – с. 71.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств