Играем с малышами
Гарифулина Фания Агляевна,
заместитель руководителя КЦ «Растем вместе!»,
старший воспитатель
Белышева Елена Евгеньевна,
инструктор по физической культуре
Стрелкова Анна Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №78 «Елочка»
г. Набережные Челны Республики Татарстан
Игра дошкольников как основной вид деятельности имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый и игровую, ради которой действует ребёнок. Современные родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все задумываются, каково же воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка, другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Замечено, чем младше ребенок, тем меньше времени родители уделяют играм, слабо осознавая важность совместных игр и занятий для его развития. А когда ребенок идет в детский сад, развивающие игры оказываются в руках воспитателей и родители посвящают играм дома еще меньше времени. Между тем, именно в совместных с родителями играх вырабатываются первые навыки социального общения, познается окружающий мир и закладываются основы развития речи. Совместные игры не только обогащают игровой и нравственный опыт детей, но и повышают их эмоциональный настрой. Как организовать совместные игры с маленькими детьми в домашних условиях? Об этом мы говорим с родителями детей от 0 до 3 лет, не посещающих детский сад, на мероприятиях в рамках реализации проекта «КОМПАС». Мы проводим индивидуальные консультации, клубные заседания, семинары-практикумы, вебинары по темам: «Играем вместе с детьми дома», «Роль игры в жизни ребенка», «Игра – не забава». На таких мероприятиях родители получают знания о значении совместной игры в развитии ребенка, одновременно учатся играть с ним в условиях семьи. Родителей заинтересовали следующие игры.
Сенсорные игры. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища». Очень полезны детям игры с водой. Сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку? Наполнить бутылку до половины – она будет плавать. Налить бутылку доверху – она будет тонуть. «Фонтан» из бутылки. Кидаем в воду всё подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки) и смотрим – тонет – не тонет, вылавливаем игрушки, «дождь» из губки. Знакомим ребёнка с разной температурой: холодно-тепло-горячо, со льдом (растворяется-не растворяется; тает-не тает). Пересыпаем песок, строим из него замки. Очень хорошо способствуют развитию мелкой моторики игры с тестом. Они расслабляют ребёнка, снимают эмоциональное напряжение. Следует дать ребенку несколько комочков теста, пусть он их помнёт пальчиками, ладошкой, украсит лепёшку теста горохом, фасолью, слепит колобок, можно нанизать шарики из теста на палочку или карандаш.
Моторные игры (бег, прыжки, лазание). Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться. К моторным играм также относятся пальчиковые игры и гимнастика (это упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами; «танцы» пальцами, хлопки в ладоши; занятия с мозаикой, игры с мелкими деталями, счётными палочками; рисование пальцами с добавлением в краску соли или песка для эффекта массажа; лущение гороха и чистка арахиса).
Игра-возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребёнок от подобного общения придёт в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же фразу. Попробуйте, вместо того, чтобы злиться, лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов. Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра. Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий. Например: плечи, коленки, носки, голова, носики, ушки, рот и глаза.
Расширяйте словарь детей с помощью игр (каких ты знаешь животных, птиц; кто как передвигается; кто, где живёт и т.п.)
Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых может позволить родителям узнать, как воспринимают их дети. Учите детей играть с куклами (укладываем, кормим, одеваем на прогулку, делаем зарядку, лечим), инсценируйте простые сказки с помощью игрушек, масок, кукольного или пальчикового театра.
А вот что еще можно набезобразничать со скучающим ребенком:
Например, в мгновение ока с помощью скатерти и полотенец превратить стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превратить детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего родителям надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки, машинки, воздушные шарики и т.д.). Конечно, беспорядка будет не мало. Зато ребенок будет доволен, да и нервы свои сберегут родители. А убраться - что ж, сразу после игр можно и убраться.
И двухлетние малыши, и первоклашки очень любят разные коробочки, шкатулки и ящички, набитые всякой всячиной, в которых порыться - одно удовольствие. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка помогут сделать из этого немудреного занятия нечто увлекательное (только не следует оставлять без присмотра детей младше трех лет, чтобы они случайно не проглотили какой-нибудь мелкий предмет).
• Сортируем безделушки. Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки из-под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с последней прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками (с двух лет).
• Считаем деньги. Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать. Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из нее все мало-мальски опасное: таблетки от головной боли и т.д.) (с двух с половиной лет).
• Приводим в порядок фотографии и картинки. Семейные фотографии и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваем и раскладываем по порядку (детям давайте вторые экземпляры, которые не жалко испортить). То же можно сделать и с изображением зверей, игрушек и детей из каталогов и иллюстрированных журналов.
Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах.
Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле.
• Загружаем стиральную машину. Пусть малыш подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загрузит его в машину - с этим справится даже полуторогодовалый кроха.
• Изготавливаем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины. Налейте много краски (для рисования пальцами), смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине или пробке (с двух с половиной лет).
• Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон (с двух с половиной лет).
• Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив немного шампуня (с двух с половиной лет).
• Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или маленькие игрушечные пластмассовые кораблики пускаем в плавание в пластиковом тазике, стоящем на полу (с двух лет).
Прогуливаясь на детской площадке в теплое время года, не следует проходить мимо песочницы. Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики руки, а также знакомят ребенка с основными физическими свойствами веществ.
Дома тоже можно организовать много интересных игр с сыпучими веществами, можно сделать мини-песочницу или сенсорную коробку (особенно это актуально в холодное время года). В своих домашних занятиях вместо песка вы можете играть с крупами: горохом, пшеном, гречкой, манкой. Для разнообразия тактильных ощущений старайтесь использовать несколько видов круп.
Конечно, строить куличики в 1 год еще рановато, малыш вряд ли сочтет это занятие интересным. Чем же тогда заниматься в песочнице?
Вот несколько интересных вариантов игр:
показа
ть
ребенку, как
пересыпать песок/крупу из одной тары в другую. С этой целью подойдут небольшие стаканчики, детская посуда, формочки для песка. Главное, чтобы малышу удобно было ухватиться за посуду одной рукой. Ребенок, повторяя за вами, будет учитьс
я координировать свои движения.
Если
взрослый
будет
использовать в своей игре еще и
небольшой кувшинчик, то
это
поможет малышу отработать еще один очень полезный тип захвата
(ребенок держится только за ручку, а не за всю тару)
, что разнообразит сенсорный опыт малыша.
следует
учить
ребенка
«солить» песком
ваш игрушечный суп
(пальчики складываем щепоткой и трем друг об друга)
, так вы побуждаете пальчики к мелкой работе
;
н
абират
ь
вместе с малышом крупу/песок в ладонь, затем, разжимая ладонь,
высыпат
ь
– получается гимнастика для ладошки
;
предложит
ь
ребенку
пересыпать крупу/песок ложкой из одной тары в другую. Важно: постав
и
т
ь
посуду перед малышом так, чтобы ему пришлось пересыпать крупу слева направо. Таким образом,
рук
а ребенка
готови
тся
к правильному положению во время письма
;
опыт
взаимодействия с крупой и другими сыпучими веществами малыш может получить, играя с разнообразными
сенсорными коробками.
Вот пример одной из тех коробок
, которую мож
но
предложить уже годовалому малышу. В контейнер или ведерко насып
ать
любой крупы и спря
тать
туда небольшие игрушки так, чтобы ребенку были видны только краешки.
Следует п
редложит
ь
малышу
найти игрушки. Аналогично можно играть и в песочнице
;
ну
и, конечно, вместе с ребенком
нужно
наполня
ть
ведерки и формочки песком/крупой
.
Обязательно следует играть с детьми! То, как взрослый играет с ребёнком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на его эмоциональное развитие, способности к учёбе и умение приспосабливаться к взрослой жизни. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.
Литература
Бурак Е. Сенсорное развитие. 2-3 года. – М., 2016. – 16 с.
Янушко
Е.
Сенсорное развитие детей раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов и родителе
й. - М.:
Владос
, 2018. – 351 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат