Организация помощи детям с РАС
Проблема аутизма является наиболее актуальной среди многочисленных форм нарушений психического развития детей. Число людей, имеющих это расстройство, катастрофически растет во всём мире. Данные различных исследований отличаются, но все они показывают крайне высокую встречаемость данного состояния: 1 из 140 детей (а по некоторым данным и 1 из 88 детей) рождается с РАС. Но этот значительный рост объясняется большинством исследователей не вспышкой заболеваемости, а появлением новых знаний об аутизме, изменением диагностических критериев и повышением осведомленности профессионального сообщества. Сегодня исследователи сходятся во мнении, что РАС — это не разновидность психического заболевания, а нарушение развития. Диагноз «аутизм» ставится только на основании наблюдения за поведением ребенка.
Известно, что человек с аутизмом рождается, и с ним живет. Аутизмом нельзя заразиться или заболеть, но также нельзя и полностью исцелиться. Люди с аутизмом очень разные — каждый из них значительно отличается друг от друга в зависимости от того, насколько сильно выражены отдельные симптомы расстройства. Существует распространенный миф, что это сплошь гении, обладающие какими-то феноменальными способностями. Другая крайность считать, что люди с аутизмом все как один тяжелые пациенты, не поддающиеся реабилитации. Все это далеко не так. Можно адаптироваться и справиться с трудностями, которые возникают при этом состоянии, но полностью избавиться от аутистических особенностей, к сожалению, нельзя. Несмотря на определенный эффект медикаментозной, диетической и др. видов терапии, практикуемых специалистами различного профиля, ведущим принципом работы с аутичными людьми остается психолого-педагогический.
Все эти люди разные, и для каждого из них необходимы индивидуальные программы помощи, обучения. Подходы не могут быть универсальными. Несмотря на то, что однозначной трактовки этиологии и патогенеза этого расстройства нет, в психологической структуре нарушений при аутизме можно выделить ряд ядерных составляющих, учет которых крайне необходим при организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:
• нарушение общения;
• нарушение социального и эмоционального взаимодействия;
• нарушение воображения;
• нарушение поведения;
• нарушение речи;
• нарушение когнитивных процессов.
В работе с аутичными детьми в качестве основных выделяют следующие направления:
1. Интегрированное обучение и воспитание, реализуемое в формах разных моделей: частичной и временной интеграции (на этапах диагностики и адаптации), полной интеграции (на этапе коррекции) и др.
2. Индивидуально-ориентированный подход к обучению, воспитанию и коррекции, предусматривающий возможности коммуникативных и когнитивных особенностей конкретного ребенка в составлении образовательных маршрутов и коррекционных программ.
3. Использование методов эмоционально-образного воздействия.
4. Вовлечение родителей в реабилитационный процесс.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение - система профессиональной деятельности специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
В качестве основных этапов процесса сопровождения выступают следующие (Л. М. Шипицина и др., 2003).
Диагностический этап, ориентированный на всестороннее изучение психолого-медико-педагогических особенностей конкретного ребенка с установлением ведущих этиологических факторов и патогенетических механизмов.
Поисковый этап, связанный с разработкой стратегии и тактики работы с воспитанником (обучающимся), выбором образовательной, воспитательной и коррекционной (в т. ч. лечебной - строго по показаниям) технологии. Одним из подэтапов является консультативно-проективный, в процессе которого специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами (и прежде всего с родителями /законными представителями/ ребенка) возможные варианты решения проблемы, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности использования той или иной методики. Логическим завершением этого этапа является распределение обязанностей по реализации избранных планов, определение последовательности действий, уточнение сроков исполнения тех или иных организационных действий.
Деятельностный этап. Включает единонаправленную скоординированную деятельность специалистов разного профиля согласно избранной стратегии работы с ребенком.
Рефлексивный этап - период осмысления получаемых результатов, позволяющий уточнить и оптимизировать содержание деятельности основываясь на данных динамической диагностики.
В нашей стране для постановки диагнозов всеми медицинскими учреждениями должна применяться МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра). При постановке диагноза необходимо использовать комплексный подход с участием специалистов различного профиля (врачи, педагоги, психологи). Процесс оценки может включать наблюдение за ребенком в различных ситуациях для понимания его особенностей, способностей и поведения. Также очень важна вся информация, полученная от родителей (а также других людей, которые заботятся о ребенке), и история развития малыша.
Диагноз РАС должен быть поставлен как можно раньше. Это дает возможность достаточно рано начать комплексную программу помощи, которая позволяет значительно снизить стресс в семье, помочь родителям лучше понимать своего ребенка, а малышу — эффективнее учиться и лучше адаптироваться в социуме. Такие дети могут и должны учиться в школе. Конечно, они разные: кому-то достаточно инклюзивного образования, с кем-то тяжелее, ему нужно специальное образование. Родители и другие члены семьи должны постоянно следить за успешностью обучения: если программа дает положительные результаты, то занятия нужно продолжать, если же продвижения нет, то лучше подумать о другой программе.
Организация работы с аутичными детьми требует акцента на некоторых значимых факторах, во многом определяющих эффективность сопровождения.
Нужно учесть и то, что при аутизме быстрых успехов не бывает. Как говорил Эрик Шоплер (американский психолог, чьи исследования в области аутизма привели к созданию TEACCH программа), «коррекция аутизма – это марафон, а не спринтерский бег».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2001 № 29/1428-6
Аутизм: нарушения обмена веществ и их коррекция
/ П
од ред. С. А. Моро
зова. М.: Сигнал, 1999.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста
/ П
од ред. Л.
М.Шипицыной
. СПб
.:
Речь, 2003.
Никольская О. С,
Баенская
Е. Р.,
Либлинг
М. М.
Аутичный
ребенок. Пути помощи. М.:
Теревинф
, 1997.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат