ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ИСТОРИИ
Дюкарева Наталья Федоровна, учитель истории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с
углубленным изучением отдельных предметов» г. Черногорска РХ
В практической деятельности учителя рано или поздно встаёт вопрос: «Как подготовить ученика к экзамену по предмету?» Возник он и передо мной. В данной статья, я хочу описать свой опыт работы в этом направлении на основе демоверсии-2022 КИМов ЕГЭ по истории.
В нашей школе для подготовки к ЕГЭ проводятся консультации по предметам, по истории такие занятия проходят один раз в неделю.
На первом занятии мы всегда разбираем структуру КИМа ЕГЭ по истории: количество и типы заданий, проверяемые знания и умения, система оценивания каждого задания, общее количество баллов за работу, минимальный пороговый балл. Акцентирую внимание на длительности проведения экзамена (в этом учебном году время сокращено до 3 часов). Такая информация позволяет ученикам подходить к экзамену более осознано.
Задания 1, 3, 4, 5, 7 направлены на установление соответствия элементов, приведённых в двух информационных рядах. Задания 1, 3, 5, 7 оцениваются в 1 балл, задание 4 в 3 балла, это говорит о том, что за неполный или частично верный ответ тоже можно получить баллы. При работе с таким типом заданий применяю следующий алгоритм:
Одиннадцатиклассники
читают задание, отвечают
. Верный ответ – 2643.
Затем задаю вопросы:
- при каких правителях произошли упомянутые события?
- в рамках какого исторического явления/процесса произошёл Карибский кризис? Какое ещё название этого события вы можете встретить?
- как называется война, частью которой была Бородинская битва? Кто бы противником?
- почему произошёл Медный бунт? Под каким названием в исторической науке известно время правителя, в период которого был Медный бунт?
3. Подобным образом прорабатываем оставшиеся даты – 988г. и 1939г.
Задание 2 – определение последовательности/хронологии событий – разбираем по такой же схеме. Оно оценивается в 1 балл.
Задания 6, 12-13, 16 связаны с анализом письменных исторических источников; при этом задания 12-13 и 16 предполагают развёрнутый ответ и позволяют оценить комплексные умения учащихся. По 2 балла при правильном ответе на задания 6, 12-13 и 3 балла за ответ на задание 16 может получить учащийся.
Алгоритм работы с текстовыми заданиями:
Прочитать текст и выделить
маркеры, которые позволят дать правильный ответ.
Задание 6: соотнести выделенные маркеры с приведёнными отве
тами и выбрать верные, объясняя, почему другие не подходят.
Задание 12: на основе выделенных маркеров дать атрибуцию источнику. При выполнении этого задания обращаю внимание на его оформление (последовательно отвечать на поставленные вопросы, нумеруя их), количество требуемых элементов ответа.
Задание 13: требует поиска ответа в тексте и его выписывания в форме цитаты или передача основой мысли своими словами. Важным является конкретика ответа, не содержащая избыточной информации, которая не относится к вопросу. Также значение имеет
количество требуемых элементов ответа.
Задание 16 требует анализа двух исторических источников по Великой Отечественной войне, их сопоставления и умения делать выводы, извлечения информации по заданному критерию. Позволяют это сделать выделенные маркеры, а также знание фактического материала.
Задания 8-11 проверяют навыки работы с исторической картой (8-10 задания оцениваются в 1 балл, а задание 11 в 2 балла). Прежде всего, необходимо внимательно рассмотреть саму карту и легенду карты, прочитать все вопросы к карте, поскольку в них могут содержаться сведения, которые способны натолкнуть на правильные ответы по другим вопросам.
Например, для верного ответа на задание 10 достаточно внимательно прочитать текст и проследить по стрелочкам на карте путь князя. Для успешного выполнения задания 11 предлагаю ученикам сопоставить карту предложенную в КИМ ЕГЭ с картой того же периода в учебнике или атласе, найти все обозначения, географические объекты. Такая работа способствует лучшему усвоению исторической информации, содержащейся в карте.
Задания 14-15 направлены на работу с изображениями, сопоставлением иллюстративной информации и её анализом, формулированием выводов на основе знаний по истории культуры и указанием связанных с рисунками фактов. За правильные ответы можно получить по 2 балла за каждое задание. Учащихся необходимо нацеливать на то, что задание 14 будет считаться выполненным верно, если ответ дан полный и приведённые аргументы бесспорны. Поэтому важным является выделение всех маркеров, несущих информацию, их сопоставление и отбор в соответствии с требованиями задания.
Задание 17 проверяет умение учащихся выстраивать причинно-следственные связи (3 балла). При подготовке к выполнению данного задания, особое внимание уделяю умению правильно формулировать свой ответ, выстраивая всю логическую цепочку рассуждений. На занятии ученики предлагают свои ответы, обозначая основные «направления» причинно-следственных цепочек (приём «мозговой штурм»), затем совместно даём оценку этим предположениям, исключая ошибочные, и формулируем верный ответ.
Задание 18 проверяет знание исторических терминов и умение использовать их в историческом контексте (2 балла). Методика работы: «мозговой штурм» - обсуждение – формулирование определения (важным являются акценты на родовом и основных видовых элементах определения, а также на отсутствии избыточной, хоть и верной, информации, т.к. это сужает круг исторических фактов для выполнения второй части задания) и составление предложения в контексте задания (учитывая то требование, что в предложении не должны содержаться сведения, приведённые в определении термина).
Задание 19 – это задание на приведение аргументов по указанной точки зрения с использованием фактов по истории России и Всеобщей истории (3 балла). Важно обратить внимание учащихся на формулу «Аргумент=Факт+Объяснение». Для успешного выполнения задания необходимо повторить и провести сравнение основных исторических явлений, характерных для России и зарубежных стран. Например, феодализм в Западной Европе – феодализм на Руси, сословно-представительная монархия в Западной Европе и Русском царстве, европейская колонизация – освоение Сибири, Вторая мировая война: вклад союзников – вклад СССР, Реформация в Европе - реформа патриарха Никона и т.д.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат