НЕТРАДИЦИННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ ДОЛШКОЛЬНИКОВ
Цвет является одним из первичных характеристик окружающего мира детей дошкольного возраста. Цветовосприятие также создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Занятия изобразительной деятельностью оказывают большую роль в умственном и художественно-творческом развитии детей. В первую очередь, это объясняется тем, что данный вид деятельности основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, эталонах доброты и красоты.
Первоначально ребята знакомятся с гуашью и используют её во всех возрастных группах. Во второй младшей группе в начале года детям дают 2–3 краски, а в конце – 4-6 цветов; в старшей группе можно использовать 5–6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.
С акварелью можно начинать работать в старшей группе. Первоначально дети приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем начинают осмысленно изыскивать новые приемы отражения окружающей действительности. И в это время педагог знакомит дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, используя многообразный материал: коктейльные трубочки, губки, нитки, соль и многое другое.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом. Сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, нетрадиционные художественные техники вызывают у дошкольников эмоционально положительное отношение к самому процессу изобразительной деятельности, развивают воображение и являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Изобразительная деятельность также тесно связана с познанием окружающей действительности. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах и способах действия с ними. У детей развиваются умения переноса усвоенных знаний в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, использовать для рисования и аппликации разные штампы и сухие листья. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту, твердость, вязкость. Таким образом, происходит развитие тактильной чувствительности.
Также использование нетрадиционных техник способствует правильному формированию у детей мелких, точных и координированных движений, которые впоследствии облегчают овладение навыками работы с кистью, карандашами, фломастерами и ножницами.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник развивается речь детей. Усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, способствует обогащению словарного запаса детей. Высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников, положительно влияет на формирование связной речи и коммуникативных навыков.
Организация занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует более точному формированию у детей дошкольного возраста сенсорных представлений, таких как цвет, форма, величина. Кроме того, изобразительная деятельность помогает развивать у детей операции обобщения, сравнения и анализа образца. Положительная эмоциональная реакция детей в процессе художественно–творческой деятельности позволяет довести им свою работу до конца, используя все многообразие цветов и оттенков.
Список литературы:
Григорьева,
Г.
Г.
Развитие
дошкольника
в
изобразительной
деятельности /
Г.
Г.
Григорьева. – М.
:
Академия,
1999.
– 344
с.
Дубровская,
Н.
В.
Цвет
и
особенности
его
восприятия
детьми
дошкольного возраста / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2003. – №6
(15)
– С.
21 – 26.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат