СУЩНОСТЬ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Доценко Анастасия Александровна, г.Абакан, МБОУ СОШ№10, учитель начальных классов, keepcalmandloveplacebo@mail.ru
Аннотация
Актуальность статьи заключается в необходимости поддержания общеизвестных, а так же – открытия новых средств развития универсальных учебных действий младших школьников, среди которых метод проекта является полезным для любого взрослого человека, умеющего контактировать с социумом и окружающей средой.
Одним из путей мотивации к учебной деятельности и к ее эффективности, является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Проект – (от лат. projectus, в буквальном переводе – брошенный вперед),
1) реалистичный замысел, план о желаемом будущем; 2) совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания продукта, содержит в себе обоснование и конкретный способ осуществления; 3) метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении.
Имеет смысл разобраться в понятии «проектирование», сопоставить его с другими важными понятиями. Существенным признаком проектирования является то, что проектирование – работа с будущим. В то же время, проектирование – не единственный вариант работы с будущим, есть еще планирование, программирование, прогнозирование. Рассмотрим, как соотносится проектирование со всеми этими понятиями и видами деятельности.
Особенностями метода проектов является то, что:
• цели и задачи этих видов деятельности определяются личностными и социальными мотивами.
Результат проектирования – образ нового объекта – есть не что иное, как совокупность надлежащим образом разработанных, обоснованных и выстроенных идей. Именно вокруг этого стоит сосредоточить все организационные и управленческие усилия в рамках проекта. Вполне правомерно и разумно понимать проектирование как постоянный процесс выбора, процесс принятия решения, процесс решения задач и проблем.
Более полное раскрытие стратегии и технологии проектирования предполагает опору на следующие понятия:
• основания, ценности и смысл проектирования;
• содержание проектирования, его логическая структура, этапы;
• методы, средства, технологии проектирования;
• формы организации проектировочной деятельности;
• ресурсы, необходимые для проектирования;
• условия проектировочной деятельности;
• требования к субъектам проектирования, их подготовки.
Применительно к школе образовательный проект рассматривается Е.Н. Ястребцевой как "совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности".
Проектная и учебно-исследовательская деятельность имеет как общие, так и специфические черты:
• практически значимые цели и задачи;
• творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлѐнность, высокую мотивацию, самостоятельность.
Результатами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное и личностное развитие студентов, рост их уровня квалификации в выбранной области, формирование умения сотрудничать в команде и работать самостоятельно, понимание сути исследовательской или проектной работы.
Освоение проектной и исследовательской деятельности обучающихся предполагается в следующих формах:
• урок-исследование;
• урок-лаборатория;
• урок открытых мыслей и тд.
К основным направлениям проектной деятельности следует отнести (по результату):
• проекты, нацеленные на разработку и создание изделий (в т.ч. инженерные);
• социальные проекты.
В процессе обучения предполагается проведение исследований по следующим направлениям:
- естественно-научные исследования, исследования в формальных науках;
- математические исследования;
- исследования в компьютерных науках;
- филологические исследования;
- историко-обществоведческие исследования.
Так же, существуют классификации школьных проектов по количеству учащихся и времени, отведенному на проект.
По количеству участников школьные проекты делятся на:
1. Индивидуальные.
2. Групповые (несколько участников в группе).
3. Массовые (например, параллель классов или общешкольные мероприятия).
Таким образом, изучив понятия «проект» и «проектирование», мы приходим к выводу, что метод проектов один из лучших дидактических методов обучения младших школьников, так как предполагает интерес со стороны учащихся к теме проекта, а также, не является обязательным, что создает благоприятную атмосферу среди участников проекта во время взаимодействия.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат