Разработчик статьи: Шумская И.В. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 6 г. Саяногорск, РХ
Особенности и функции проектной и исследовательской деятельности учащихся
Проектная деятельность способствует формированию универсальных учебных действий - метапредметных результатов образования в соответствии с ФГОС.
Современная педагогическая парадигма предполагает активную роль учащегося - учитель лишь помогает учиться; такое взаимодействие является условием проектной работы учащихся.
Учебный проект предполагает наличие цели, представление о результате - создании новой деятельности, социальной структуре или другой организованности, конструировании вещи или механизма, отвечающих образовательным задачам.
Проектная деятельность часто сопряжена с учебно-исследовательской работой: исследование выступает как вид проекта, при этом учебное исследование, в отличие от производственного, «взрослого», имеет свою специфику, обусловленную педагогическими задачами.
При организации проектной и исследовательской работы учащихся педагог должен учитывать личностный, задачный и ситуационный подходы.
Основные педагогические задачи при работе с учебными проектами по литературе
:
различать учебные (игровые) и социально-производственные и научно-исследовательские задачи и, соответственно,
адекватно оценивать результаты проектной деятельности - в частности, фиксировать и различать
вербальные «продукты»
(презентации, схемы, доклады и т.п.) и деятельностные компетенции, демонстрируемые учащимися в реальных ситуациях.
В соответствии с ФГОС образовательные результаты подразделяются на предметные, метапредметные (надпредметные), личностные.
Образовательный результат
Характеристика
Предметные результаты
Знания, умения, навыки; опыт решения проблем, творческой деятельности; система ценностей, усвоенных в рамках изучения отдельного предмета (программ определенной направленности)
Метапредметные (надпредметные) результаты
Освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов (образовательных программ одной или нескольких направленностей) способы деятельности
Личностные результаты
Индивидуальные достижения в освоении предметной области (программы определенной направленности), ценности и мотивы образовательной деятельности, самооценка образовательного опыта, в том числе уровня образованности (функциональной грамотности, допрофессиональной и общекультурной компетентности), готовности к решению социально и личностно-значимых проблем
Учебная деятельность, отличающаяся от любого другого вида учебной активности (отсюда деятельностный подход), характеризуется прежде всего наличием целеполагания и рефлексии со стороны субъектов учебного процесса, т.е. и ученика, и учителя.
В процессе проектной деятельности происходит формирование универсальных учебных действий. Учащиеся учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике, находить решения учебных и научных проблем.
Проектное обучение рассматривается как дидактическая система.
Метод проектов является компонентом системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. О проектном обучении можно говорить только тогда, когда метод проектов является основным в процессе обучения, а остальные методы являются вспомогательными.
Проектная деятельность решает ряд важных педагогических задач:
учит применять базовые знания и умения, усвоенные на учебных занятиях, для поиска и решения личностно значимых проблем;
стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей;
стирает грани между школьными дисциплинами, тем самым приближает учебный процесс к реальной жизни;
привлекает детей к научно-исследовательской и социальной деятельности, которая обеспечивает формирование различных качеств, профессиональных интересов.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью.
К общим характеристикам исследовательской и проектной деятельности следует отнести характеристики организационно-управленческого плана:
целеполагание,
формулировку задач, которые следует решить;
выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ;
собственно проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность учащихся, которая связана с решением разного рода задач. Решение заранее неизвестно. Исследовательская деятельность состоит из основных этапов, которые характерны для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская деятельность учащегося — это деятельность, которая направлена на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, получение опыта решения научных проблем. Информация необходима для получения новых знаний и развития личностных характеристик, которые способствуют продолжению образования учащихся.
Главным средством исследовательской деятельности выступает учебное исследование. Исследование называется учебным, потому что, в отличие от подлинного исследования, имеет своим результатом не объективно новое знание, а изменения, которые происходят в обучающемся. Поэтому исследовательская деятельность относится к образовательным технологиям, позволяющим эффективно достигать личностных и метапредметных результатов.
В работе над исследовательскими проектами и проектами других видов используются разные методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Среди таких методов - исследовательский метод.
Исследовательский метод (метод исследовательских проектов) основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Учебный исследовательский проект структурируется в соответствии с устоявшемся в науке подходом:
определение целей исследовательской деятельности (поначалу определяется учителем);
выдвижение проблемы исследования по результатам анализа исходного материала;
формулирование гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
уточнение выявленных проблем и выбор процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, её обработка и анализ полученных результатов, подготовка отчёта и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Цель исследования - это представление о результатах изучения объекта, которое отражает механизмы и способы решения исследуемой проблемы. Ожидаемые результаты могут быть теоретическими (идея, подход, тенденции, классификация и др.) и практическими (программа, технические средства, книга и др.) Формулировка цели отражает направленность исследования.
Движение к цели и к результату планируется по этапам и описывается в задачах исследования.
Задачи – это промежуточные цели, которые необходимо достичь исследователю для реализации общей цели. Достижение цели требует решения серии взаимосвязанных задач.
Каждая исследовательская задача может быть решена только при условии соответствующего метода исследования. Совокупность методов и приемов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретации полученных результатов, образуют методику исследования.
Методы исследования – это способы познания объективной реальности, способ достижения поставленной цели.
Методы исследования подразделяются на теоретические, эмпирические и вспомогательные.
Теоретические методы:
теоретический анализ и синтез,
абстрагирование и конкретизация,
индукция и дедукция,
метод идеализации и моделирования.
Эмпирические методы:
наблюдение,
исследовательская беседа,
опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент,
опытная работа.
Вспомогательные методы: статистический и математический (интерпретации результатов исследования).
Формы организации исследовательской деятельности:
— урок-исследование, урок-лаборатория, урок-экспертиза, «мозговой штурм»;
— учебный эксперимент (основные этапы: планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов, формулирование выводов);
— домашнее задание исследовательского характера.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на внеурочных занятиях и (или) в учреждениях дополнительного образования:
— исследовательская практика;
— учебные экспедиции;
— походы, поездки, экскурсии, экспедиции с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности;
— факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета;
— участие учащихся в работе ученического научно-исследовательского общества;
— участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, предметных неделях.
Специфика проектной и исследовательской работы
в курсе литературы
В методологии образования различаются научный предмет и учебный.
Литература - учебный предмет, построенный на основе разных научных предметов, отличающихся по содержанию и по методу, и имеющий несколько содержательных линий.
Проектная деятельность как интегративная конструкция затрудняет формирование предметных компетенций, что требует специальной работы педагога.
При организации проектной и исследовательской деятельности целесообразно определять тематику и проблематику для учебных проектов, исследовательской деятельности учащихся и социального проектирования.
Литература как учебный предмет имеет определенную специфику. Так как сама дисциплина использует материал различных научных предметов (истории литературы, теории литературы, этики, эстетики и т.д), то, как правило, выделяют историко-литературную, художественно-эстетическую и морально-нравственную основные содержательные линии курса. Такое дробное деление позволяет учителю использовать проектную деятельность как на уроке в виде мини-проекта, так и в течение изучения одной содержательной линии. Содержательные линии позволяют также не только организовывать проекты в рамках одной темы или предмета, но и разрабатывать задания практикоориентированные, кейсы с ситуативными задачами, а также задания на межпредметные связи.
Сложность и своеобразие курса состоит в сочетании разных методов, используемых в разных областях научного знания (теории литературы, этике, эстетики, истории и др.), в отличие, например, от биологии или физики, где учебному предмету соответствует конкретная наука. Проектная деятельность всегда носит интегративный характер, что тоже усложняет задачу понимания особенностей каждого научного предмета, лежащих в основе курса литературы.
Применительно к предмету «Литература» метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта.
Поскольку метод проектов относится к технологиям личностно-ориентированного образования, его целеполагание сориентировано на развитие у школьников:
1) личностно и социально значимых качеств;
2) познавательного интереса;
3) умения самостоятельно находить информацию, связанную с текстом художественного произведения, с личностью и творчеством изучаемого автора или историко-литературным контекстом определенной эпохи;
4) способности ориентироваться в этой информации;
5) умения анализировать, обобщать ее и представлять в виде оформленного результата деятельности.
Поскольку реализация проектной методики происходит в рамках действующих программ, то, как правило, учитель выбирает в учебном году одну из значимых тем курса литературы в данном классе, на изучение которой может быть выделено достаточное (для реализации выше названных целей) количество учебных часов. Тема проекта должна быть довольно тесно связана с программой, но может строиться и на основе какого-то ее аспекта.
Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся. Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, «Образы животных в творчестве А.И. Куприна», «Тайна женского образа в творчестве A.A. Блока», «Вечное и преходящее в „Слове о полку Игореве“», «Быт и бытие Марины Цветаевой», «Размышления над повестью A.C. Пушкина „Капитанская дочка“»).
Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Не то, что мните вы, природа…» (тема природы в стихотворениях русских поэтов XIX века), «Неразгаданный Печорин» (образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), «Ради жизни на земле…» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»), «Чтоб был легендой день вчерашний!» (мифы Древней Греции).
В содержании проекта должно быть предусмотрено наличие значимой в исследовательском плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска и творческого подхода для ее решения.
Так, например, в проекте «Тайна женского образа в творчестве A.A. Блока» основополагающий вопрос был сформулирован так: В чем тайна женского образа в творчестве Л.Л. Блока?
В отличие от основополагающего вопроса, проблемные вопросы.
• привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения;
• поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.
Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся, результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.
Например, так выглядели проблемные вопросы учебного проекта «Тайна женского образа в творчестве A.A. Блока»:
1. Каковы истоки формирования представления A.A. Блока о женском идеале?
2. Каким было влияние современников на личность и мировоззрение A.A. Блока?
3. Какие реальные прототипы послужили основой для создания женских образов в творчестве A.A. Блока?
4. Каков женский образ, воплощенный в творчестве A.A. Блока?
5. Какими художественными приемами A.A. Блок создает женские образы в различные периоды творчества?
Тема проекта: «Чтоб был легендой день вчерашний!». Мифы Древней Греции. 6 класс.
Основополагающий вопрос:
Какими качествами должен обладать истинный герой?
Проблемные вопросы:
Какие качества характеризуют героя?
Какие поступки он должен совершать?
Как оценивают настоящего героя другие персонажи, автор?
Какие стороны образа истинного героя волнуют художников и скульпторов?
Как воплощается образ древнего героя в мультипликации?
Результаты работы групп:
Презентация «Какие поступки должен совершать герой?
Буклет «Скульптура, живопись, мультипликация – различные интерпретации образа истинного героя»
Таким образом, содержание проекта – это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального или идеального продукта и обладает личностно или социально значимым смыслом для его участников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат