Особенности познавательного развития дошкольников
Одним из важных направлений в работе с детьми ДОУ является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.
В своей педагогической деятельности я создаю условия, способные вовлекать дошкольника в познавательную активность через образовательную, совместную и самостоятельную деятельность. Благодаря познавательной активности ребенка в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, формируются познавательные процессы, такие как: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, накапливается информация, собранная человечеством на пути познания мира, их опыт и достижения. Информация состоит из мыслительных процессов, отдельных сведений, фактов, событий. Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
ФГОС ДО выделяет цели и задачи дошкольного образования, среди которых «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».
Главное условие моей работы с дошкольниками - развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства, умения в нем ориентироваться. Я строю образовательную деятельность через игру по эвристическому методу, т.е. не даю готовых знаний, а вовлекаю дошкольников в исследования, развиваю их самостоятельность познания и проявления инициативы. По качеству и количеству вопросов я могу судить, насколько развит у ребенка познавательный интерес.
В младшем возрасте воспитатель выступает источником информации, а для старшего дошкольника - партнером. Поэтому необходимо строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослого и ребенка ориентированную на интересы и возможности каждого ребенка.
Как уже было сказано выше, познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется его ценностное отношение к миру, личностный опыт, а также формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Неразрывными частями единого процесса отражения и познания действительности являются: ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь. Наглядно представляя себе любой предмет, явление, ощущая, воспринимая, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.
Огромную роль в развитии познавательных интересов дошкольников играет предметно - пространственная среда. Содержание и насыщенность среды должна соответствовать содержанию Программы и возрастным особенностям ребенка, быть вариативной, полифункциональной, трансформируемой, доступной и безопасной.
Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке его инициативы и возможности выбора видов активности и необходимых материалов.
Если ребенок чувствует себя значимым человеком, он прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, когда он понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы. При этом у дошкольника формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора, а также развивается внутренняя целеустремленность.
При условии правильно организованного педагогического процесса и предметно-развивающей среды ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат