УДК: 34.06
Бутырцева Инна Владимировна,
Полковник юстиции, cтарший преподаватель кафедры уголовного процесса
ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации», г. Санкт-Петербург
E-mail: ivbutyrtseva@yandex.ru;
Рашидова Асель Ибрагимовна,
доцент кафедры гражданского права
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург
E-mail: aselisa@mail.ru;
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию качества современного юридического образования. На основании анализа недостатков образования и выявления проблем качества дистанционного образования в России авторами предпринята попытка предложить пути совершенствования учебного процесса.
Ключевые слова: юридическое образование, правовая культура, дистанционное обучение, цифровое образование.
Процесс формирования в нашей стране новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления требует подготовки квалифицированных кадров.
С позиции теории права повышение качества высшего юридического образования считается этапом в развитии правового государства; юридическое же образование играет важнейшую роль в повышении правовой культуры, поскольку от качества знаний и профессиональных умений юридических кадров зависит состояние дел во всех сферах – от законотворчества и правоохранительной деятельности до правового воспитания молодежи и оказания консультационных услуг населению [8, с.9].
Для этого необходима качественная подготовка специалистов юридических специальностей, а с учетом большого количества уже имеющихся юристов, возникает необходимость в повышении их квалификации в системе дополнительного профессионального образования. В связи с чем важно развивать созданную на фундаментальной традиционной основе систему высшего юридического образования с учетом инновационного российского и зарубежного опыта. При этом нельзя забывать об исторических традициях и наследии нашей российской и советской школы образования.
Однако в последнее время, как указывают многие ученые, существует проблема с кадрами профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях страны.
Наблюдается «старение» профессорско-преподавательского состава российских вузов. Молодые ученые по разным причинам не желают выбирать профессию преподавателя. Одной из причин этого можно назвать недостаточное финансирование образования и научной сферы России.
Недостаток преподавателей в вузах, которые расположены в различных регионах России, отдаленных от крупных городов, возник как по причине отсутствия престижа профессии в последние годы, так и в связи с различными бюрократическими факторами, влияющими на выбор профессии. Нормативными документами установлены, так называемые нормативы. Так, согласно «дорожной карте» образования установлены нормативы профессорско-преподавательского состава в расчете на количество студентов, что ведет к сокращению более чем на 40 процентов российских преподавателей.
Как указывает А. А. Кондрашев в своей статье «Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации. Итоги и перспективы» одной из проблем, которая приводит к постоянному падению спроса на преподавательскую деятельность со стороны молодежи, является фантастический рост учебной нагрузки и появление различных дополнительных видов работ, введенных для российских преподавателей в последние годы. Как широко известно, Министерство образования и науки РФ ограничило предельный уровень нагрузки 900 часами для преподавателя. И вузы в массовом порядке вводят эти нормы для всех категорий преподавателей (от ассистента до профессора). Если сравнить с советскими временами, то количество часов, которые преподаватель должен посвятить преподаванию, стало в 2-3 раза выше. В советские времена нагрузка профессора составляла 350-450 часов, а доцента – не более 650 часов в год. При этом от преподавателей требуют, чтобы они активно готовили студентов к участию в олимпиадах, конкурсах, вели студенческие кружки, во многих случаях, не выплачивая им дополнительное вознаграждение [4, с.146].
Кроме этого, активно внедряются в образовательный процесс интерактивные формы обучения, которые не по всем дисциплинам дают одинаково успешные результаты.
Однако, от технического прогресса и прогрессивных веяний нам не уйти, и многие учебные заведения развиваются в этом направлении. Дистанционное обучение – это способ формирования знаний и умений студента. Главное, чтобы содержание и качество образования при этом оставалось неизменным.
Лидирующие позиции в системе развития и внедрения информационных технологий занимает сфера образования, которая эффективно формирует интеллектуальный уровень населения государства, потребляющий и создающий ее информационные ресурсы. Следует отметить, что с учетом современных требований к качеству образования и подготовки специалистов высокого уровня стратегия развития системы высшего образования в значительной степени опирается на создание и внедрение перспективных информационных технологий в учебный процесс [1, c.21]. Большинство педагогов считают положительным фактором дистанционного обучения, это возможность студентам получать образование без отрыва от своей трудовой деятельности. Оно даёт возможность обучающимся получить диплом столичных или зарубежных вузов.
Также, эта форма обучения хороша для тех, кто физически не может находиться в учебной аудитории (в период карантина или по причине нетрудоспособности или инвалидности).
Кроме того, большое количество людей предпочитают заниматься самообразованием. Таким образом, дистанционная форма обучения позволяет уменьшить зависимость от образовательного учреждения человека, который желает и может получать знания самостоятельно, и наравне с другими может получить диплом о высшем образовании.
У обучающегося в процессе дистанционного обучения повышается уровень осознанного ответственного отношения к учёбе, а для многих учебных заведений – это возможность увеличить аудиторию студентов. Однако, увеличение количества студентов не должно влиять на качество получаемых знаний. В СССР юристов готовили в 52 юридических ВУЗах, на юридических факультетах. Сейчас подготовкой юристов занимается в стране 1211 высшее учебное заведение: это и государственные, и негосударственные вузы, а также их факультеты, филиалы. При этом, активно используется получение дистанционного образования [2].
Доктор юридических наук, профессор Шахрай С.М. на конференции «Проблемы качества юридического образования», отвечая на вопрос ведущего о практике и эффективности дистанционного обучения, отметил, что считает дистанционную форму обучения при получении высшего юридического образования профанацией. Стать юристом на расстоянии невозможно. Дистанционное обучение является формой выкачивания денег из родителей, а также из людей, которые пришли за вторым высшим образованием». Однако он не предлагает упразднить дистанционную форму обучения, считая, что решением проблемы здесь должен быть не запрет дистанционного образования, а нахождение ниши для этого образования.
Выражаем согласие с этим мнением. Обучаясь дистанционно, студенты не имеют возможности дискуссии с преподавателем по спорным вопросам, предложения своей точку зрения. Однако они обучаются работать самостоятельно, используя электронные ресурсы системы Интернет и совершенствуют навыки изложения в письменном виде своей речи.
Не все студенты, придя в ВУЗ умеют поддерживать мотивацию к самостоятельной работе, при отсутствии постоянного контроля со стороны преподавателя. К получению высшего юридического образования необходимо готовить еще со школьной скамьи. Те преподаватели, которые работают с первокурсниками знают, насколько важно проверять домашнее задание и регулярно организовывать проверочные работы.
Недостатком дистанционного обучения можно назвать и отсутствие возможности сравнивать промежуточные результаты своего обучения с результатами своих товарищей. Многие обучающиеся очень любят выступать публично, на конференциях и семинарских занятиях и обсуждать проблемные вопросы на круглом столе, а в электронных формах, такие занятия теряют эмоциональную окраску, что влияет на запоминание и степень понимания материала.
Авторы методики цифрового образования А. Азбель, Т. Галактионова, Г. Данилова, Л. Илюшин, Е. Казакова, И. Писаренко, В. Пугач считают, что при соблюдении определенных требований, цифровая педагогика может стать залогом качества получаемых знаний. Главное – это качество её организации.
Цикл образования всегда состоит из одних и тех же стадий: Мотивация; Постановка цели и задач; Отбор содержания для деятельности; Организация деятельности; Промежуточная проверка и корректировка; Предварительная и итоговая оценка полученного результата (в соответствии с поставленными целями).
Умеют ли наши ученики самостоятельно осуществлять этот цикл? Конечно, нет, особенно, если мы их не учили. В цифровой реальности без него движение не начнется. Каждый участник процесса точно должен понимать, на каком этапе деятельности он находится и что ему предстоит сделать дальше. Если наш ученик еще не очень умеет организовывать себя, то функцию организатора придется взять на себя взрослым. Это непросто, и никакая универсальная схема не сработает. Для каждого ученика, для каждой семьи и каждого учителя придется выстраивать свой маршрут, зависящий от личностного и технологического потенциала.
Поэтому важно разрабатывать программы по юридическим дисциплинам так, чтоб они были насыщены важной, интересной образовательной информацией, они должны быть доступны студентам с различным уровнем подготовки и вызывать желание постигать знания.
Преподавателю важно чувствовать, насколько студенты понимают материал. Когда процесс обучения проходит в аудитории, он это понимает по взглядам, по тем вопросам, которые они задают. При дистанционном обучении важно не пропустить момент непонимания учебного материала и вовремя скорректировать учебный процесс: повторить сложные темы, дать дополнительные разъяснения по некоторым вопросам, изменить форму.
При дистанционном обучении имеется еще один недостаток – отсутствие у преподавателя возможности качественного контроля знаний, достаточного технического оснащения, программно-технических средств. Не все преподаватели владеют информационными технологиями на достаточном уровне работы в электронной образовательной среде.
Преподаватель, вовлеченный в инновационные образовательные процессы, должен владеть как высокоразвитой индивидуальной культурой переработки информации с помощью компьютерных и Интернет-технологий, так и уметь ее адаптировать в соответствии с возможностями учащихся, обладать дидактическими возможностями. Академик В.М. Глушков еще в 80-х годах говорил, что «человек XXI века, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать» [3, c.5].
Также имеется мнение об ограниченности дистанционного юридического образования. В случае предоставления обучающимся возможности осуществлять контрольные работы и тестовые задания дистанционно, могут возникнуть нежелательные эффекты (например, отсутствие самостоятельности, так как ресурсы интернета предоставляют достаточный объем информации, доступной к скачиванию, иначе говоря – к списыванию) [9, c.285].
Так, Попова Е., кандидат юридических наук, в своей статье упомянула о том, что в российских вузах по необъяснимым причинам сокращаются курсы уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. На Западе изучение этих предметов в большинстве случаев обязательно и независимо от специализации. В предыдущие годы в нашей стране их изучение было поставлено на высоком уровне. Сейчас мы разрушаем прекрасно налаженный и устоявшийся процесс преподавания дисциплин, являющихся основой профессии. Невозможно спорить о пользе истории, философии и экономики для юристов, но если и сокращать объемы преподавания каких-либо курсов в пользу предметов гражданско-правовой специализации, то не за счет уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. Более того, и эти предметы можно преподавать на иностранных языках (например, уголовное право иностранных государств). Российские юристы должны иметь представление о том, как работает Интерпол и как правильно сотрудничать с правоохранительными органами иностранных государств [6].
В работах многих современных авторов рассматриваются проблемы развития дистанционного обучения в России, но, наверное, каждый из них, прежде чем приступить к изучению проблем, исследовал вопрос целесообразности и эффективности такой формы обучения.
Приоритетом развития современного образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает дальнейшее совершенствование образовательного процесса, доступность и эффективность образования, подготовку молодого поколения к жизнедеятельности в информационном обществе [5, c.87].
Бурное развитие информационных технологий и телекоммуникационных средств, общедоступность мировых информационных ресурсов, создает новые возможности в образовательной системе, в частности в системе дистанционного образования – одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. Подобная форма обучения издавна привлекала внимание педагогов и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий [7, c.143].
В процессе совершенствования дистанционных технологий в части получения высшего юридического образования важно так организовать учебный процесс, чтобы новые формы обучения давали качественный результат. Существует ряд вопросов, связанных с методиками измерения эффективности дистанционного обучения. Но преимущество дистанционных технологий в том, что они позволяют любому человеку учиться на протяжении всей своей жизни. А для будущих юристов, учитывая постоянно вносимые изменения в законодательство, это необходимо.
Список литературы:
Бурлака С.Д.,
Два
дненко
М.В., Привалова Н.М. Использование электронно-образовательного ресурса
Moodle
для повышения эффективности и качества обучения в вузе. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 6 (160)
Интернет-конференция Шахрая Сергея Михайловича
9 июня 2009. Проблемы качества юридического образования. https://www.garant.ru/interview/10208/
Каймин
, В.А. Информатика: учебник / В.А.
Каймин
. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. С.5.
Кондрашев
А.А. Проблемы современного юридического образования в контекс
те реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы.
Lex
russica
(Русский закон). 2018. № 1 (134). С. 144-156.
Константинова И.Н. ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя/ И.Н. Константинова. – М, 2009г.С.87.
Попова Е.
С
овременные проблемы юридического образования в России.
https://wiselawyer.ru/poleznoe/5001-sovremennye-problemy-yuridicheskogo-obrazovaniya-rossii
Рашидова А.И. Информационно-образовательная среда дистанционного образования. Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. Издательство: ГАОУ ВПО "Дагестанский государственны
й институт народного хозяйства". Махачкала, 2012. С. 142-146.
Шапкина Е.А. Повышение качества высшего юридического образования как этап развития правового государства // Юридическое образование и наука. 2011. № 1. С. 9
Южакова О. В. Роль информационных и к
оммуникационных технологий в преподавании правовых дисциплин
.
и
нновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Материалы 24-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е. М.
Дорожкина
, В. А. Федорова. Ек
атеринбург, 2019
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат