Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.. Работа №41598

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Работа:
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Доклад на V городской научно – практической конференции
Духовно – нравственное воспитание детей и молодежи.
Лучшие практики
Пояснительная записка.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения, оно многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своей родины. Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Задачи проекта:
- воспитание у дошкольника любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей;
- развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении с семьями детей старшего дошкольного возраста. Итогом проекта Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста стала организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству
Д. С. Лихачев
В соответствии с новым законом Об образовании в Российской Федерации одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Актуальность
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В молодых семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными и вызывают лишь недоумение. Растет агрессивность и жестокость в обществе, что впоследствии приводит к возникновению таких катастрофических ситуаций, как террористические акты. Вот почему сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Первоначально я выстроила систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Диагностический блок помог мне выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Анализ ответов на вопросы анкеты показал, большинство родителей плохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. Это говорит о том, что родители не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников. Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка с взрослыми и сверстниками, совместно с родителями мы составили ряд правил:
- Будь к своему ребенку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться.
- Прежде чем дать оценку действиям ребенка, попробуй вникнуть в ситуацию.
- Покажи ребенку хороший пример.
Собрав необходимую информацию, обработав её, перешла ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На теоретическом этапе был разработан план работы по духовно-нравственному воспитанию в содружестве с семьей.
Затем перешла к последнему блоку – практическому. Формы работы, в данном блоке более интересны и разнообразны.
Акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Акция Мамина колыбельная, где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции мы получили музыкальный альбом включающий колыбельные песни на родном национальном языке (русские, армянские, украинские, татарские и др.), и при укладывании детей на дневной сон я спрашивала детей, чью песенку мы сегодня будем слушать? Эта акция помогла мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям, укрепить национальное единство.
Акция Солнце семейных традиций, где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, в итоге в группе был оформлен стенд в виде солнышка, лучами были повествования о семейных традициях. Эта акция помогла в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи, толерантности и уважении к каждой национальности.
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция Герб моей семьи. Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом национальных традиций, семейных особенностей. Акция вдохновила семьи на изучение своих истоков и стимулировала стремление быть достойными членами своего рода. Немалую фантазию родители проявили при оформлении герба семьи. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Каждая семья выбрала свой девиз: Мой дом – моя крепость, Всегда вместе – всегда рядом, Моя семья – моё богатство.
"Родительская почта" также помогает наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Очень увлекательным и полезным в духовно-нравственном воспитании оказался проект Генеалогическое древо. После консультации о составлении генеалогического древа семьи у родителей появилось желание составить родословные семей. В группе мы, совместно с родителями оформили выставку Семейные древа. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями.
Дистанционной формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста на законодательном уровне не предусмотрено. Но в целях развития и обучения дошкольников и реализации задач ООП мы ведем дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашем регионе ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.
В практике духовно-нравственного воспитания использую и традиционные формы работы с семьей:
1. Родительские собрания. Это одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива. Было проведено родительское собрание Я – семья – род – народ!. Данное собрание было проведено в нетрадиционной форме с участием семей воспитанников. Каждая семья продемонстрировала Герб семьи, Девиз семьи, национальные обычаи и традиции своей семьи. Дети читали стихи о семье, пели песни. Родители вспоминали пословицы о семье. При подготовке к собранию была оформлена выставка совместного творчества детей и родителей Моя семья.
2. Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю. В группе прошел фольклорный праздник Осенняя ярмарка, вовлекший всех гостей участвовать в осенних обрядах, праздник закончился ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме. Ежегодно проводятся фольклорные праздники Яблочный спас, Масленица раздольная, Пасхальный перезвон, развлечение Вечер народных игр, также имеющие немаловажное значение для воспитания духовно-нравственных качеств у детей.
Праздник Ай, да, папы! (соревнования, пропагандирующие армейскую доблесть), помог пробудить в детях чувство национальной гордости за силу, мужество российских мужчин, стремление стать такими, же и служить в рядах вооруженных сил. Уважение к защитникам Отечества также воспитывает акция Подарок солдату (дети с родителями собирают посылку и пишут письмо для служащих в рядах армии). Праздники для мам День Матери, Международный женский день 8 марта воспитывает в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Патриотическому празднику 9 мая в нашем детском саду посвящается ряд мероприятий: тематические занятия, праздники. Задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений. Не забываем мы и о 12 июня, где чествуем государственные символы России. Традиционно в детском саду мы с детьми группы и родителями принимаем участие в праздновании Дня семьи Семья моя – мой отчий дом! . Этот праздник позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Очень помогают наглядно - информационные формы работы:
1. Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по духовно-нравственному воспитанию.
2. Фотовыставки: Многонациональный Норильск, День города в нашей семье, Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе, Для меня всегда герой самый лучший папа мой, История нашего города, и многие другие. Родители приняли в их организации активное участие. Эта форма работы пользуется у родителей популярностью.
3. Библиотека для родителей. Даю рекомендации по использованию художественной литературы по определённой теме для домашнего чтения.
4. Информационные буклеты в помощь родителям.
Совместно с родителями оформлены альбомы по духовно-нравственному воспитанию: Моя Родина – Россия, Рода войск, Вооружённые силы Российской Федерации, Символика РФ, Герои былин, Обмундирование воинов, Семья, Профессии, Праздники России.
Все эти формы работы помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада.
Подготовила: Н. Н. Панкратьева
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ ДС № 95 Снежинка г. Норильск
Система по взаимодействию с семьей включает три блока
диагностический
теоретический
практический
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×