Периодизация спортивной тренировки в годичном цикле при обучении детей школьного возраста спортивному арнис
Иванов Михаил Константинович
Педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского»
Периодизации тренировки абсолютно необходима для планомерного роста результатов учеников. В ТМФВС выделяют следующие циклы — микроциклы, мезоциклы, макроциклы. Рассмотрим коротко, что это такое.
Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.
Мезоцикл — это средний тренировочный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.
При обучении детей школьного возраста естественным макроциклом является учебный год. Поэтому следует четко себе представлять, чему должны за этот год научиться ученики. При этом наиболее рационально разбить их на подгруппы по уровню и стажу занятий. В идеале это должны быть разные группы, но чаще всего размер группы этого не позволяет, поэтому в рамках общей группы выделяют две или более подгрупп для каждой из которых ставятся свои цели и задачи. Следует учесть, что внутри этого макроцикла, с учетом периодов каникул и регулярных сезонных пропусков занятий, для серьезных тренировок остаются - половина сентября, октябрь, ноябрь, декабрь, половина января, февраль, март, апрель, половина мая. То есть 7,5 месяцев. Условно можно разделить их на 4 мезоцикла — сентябрь-октябрь; ноябрь-декабрь; январь-февраль-половина марта; вторая половина марта-апрель-май. Отметим, что наиболее полноценные тренировки возможно проводить во втором, второй половине третьего и четвертом мезоциклах. Именно в это время надо решать задачи, исходящие из основной цели — изучение новых техник, совершенствование изученных, изучение и совершенствование тактики, подготовка к соревнованиям и т. д. А остальное время отвести на повторение и совершенствование базовых элементов техники. Естественным микроциклом, как и в других видах спорта, будет неделя, то есть 2 или 3 тренировки. Определив частные задачи, которые решаются в микроциклы и мехоциклы, можно составлять план занятий на учебный год. Естественно, что некоторые части этого плана будут меняться из-за различных обстоятельств, что приводи к необходимости его постоянной корректировки. Не следует ставить на год чрезмерных целей и задач — только реальные цели и реальные сроки.
Для наиболее полного освоения программы (с учетом неизбежных пропусков занятий) можно применять следующие приемы. Первое - во вводной части каждого занятия давать короткий обзор предыдущей тренировки. Лучше всего - как часть специальной разминки. Второе - планировать тренировки в микро- и мезоциклах по принципу «спирали Чумакова». Это метод планирования и построения тренировок, когда все темы циклично повторяются, но каждый раз на более высоком уровне, с вариациями и дополнениями. Для этого рисуется спираль, по которой размещаются отдельные уроки. Каждый следующий немного сложнее предыдущего. От центра спирали проводятся радиусы, соответствующие определенным темам.
Таким образом, все темы периодически повторяются, и ученики имеют возможность получить полный объем знаний, который для них запланирован.
Практическое применение «спирали Чумакова» рассмотрим на примере обучения простым атакам по различным уровням и защит с ответами от них.
На рисунке показана схема, где:
— I — атаки и защиты среднего уровня (преимущественно атаки вооруженной руки);
— II — атаки и защиты нижнего уровня (преимущественно атаки впереди стоящей ноги);
— III — атаки и защиты среднего и нижнего уровня;
— IV — атаки и защиты верхнего уровня (преимущественно атаки головы);
— V — атаки и защиты трех уровней.
Темы тренировок:
Тренировка 1. Изучение атак по среднему уровню и защит от них.
Тренировка 2. Изучение и совершенствование атак по среднему уровню и защит от них в упражнениях с взаимопомощью.
Тренировка 3. Изучение атак по нижнему уровню и защит от них.
Тренировка 4. Изучение и совершенствование атак по нижнему уровню и защит от них в упражнениях с взаимопомощью.
Тренировка 5. Изучение и совершенствование атак по среднему и нижнему уровню и защит от них в упражнениях с взаимопомощью.
Тренировка 6. Изучение и совершенствование атак по среднему и нижнему уровню и защит от них в упражнениях с взаимопомощью и циклических упражнениях.
Тренировка 7. Изучение атак по верхнему уровню и зашит от них.
Тренировка 8. Изучение и совершенствование атак по верхнему уровню в упражнениях с взаимопомощью.
Тренировка 9. Изучение и совершенствование атак по среднему, нижнему и верхнему уровням в упражнениях с взаимопомощью.
Тренировка 10. Изучение и совершенствование атак по среднему, нижнему и верхнему уровням в упражнениях с взаимопомощью и циклических упражнениях.
Тренировка 11. Совершенствование атак по среднему уровню и защит с ответом в упражнениях в защитах и ответах и упражнениях в уходах и ответах.
Тренировка 12. Совершенствование атак по среднему уровню и защит с ответом в спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с техническими заданиями.
Тренировка 13. Совершенствование атак по нижнему уровню и защит с ответом в упражнениях в защитах и ответах и упражнениях в уходах и ответах.
Тренировка 14. Совершенствование атак по нижнему уровню и защит с ответом в спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с техническими заданиями.
Тренировка 15. Совершенствование атак по среднему и нижнему уровню и защит с ответом в упражнениях в защитах и ответах и упражнениях в уходах и ответах.
Тренировка 16. Совершенствование атак по среднему и нижнему уровню и защит с ответом в спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с техническими заданиями.
Тренировка 17. Совершенствование атак по верхнему уровню и защит с ответом в упражнениях в защитах и ответах и упражнениях в уходах и ответах.
Тренировка 18. Совершенствование атак по верхнему уровню и защит с ответом в спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с техническими заданиями.
Тренировка 19. Совершенствование атак по среднему, нижнему и верхнему уровню и защит с ответом в упражнениях в защитах и ответах и упражнениях в уходах и ответах.
Тренировка 20. Совершенствование атак по среднему, нижнему и верхнему уровню и защит с ответом в спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с техническими заданиями.
Тренировка 21. Совершенствование атак по среднему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 22. Совершенствование атак по среднему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 23. Совершенствование атак по нижнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 24. Совершенствование атак по нижнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 25. Совершенствование атак по среднему и нижнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 26. Совершенствование атак по среднему и нижнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 27. Совершенствование атак по верхнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 28. Совершенствование атак по верхнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 29. Совершенствование атак по среднему, нижнему и верхнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 30. Совершенствование атак по среднему, нижнему и верхнему уровню в упражнениях, спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с технико-тактическими заданиями.
Тренировка 31. Совершенствование атак по среднему уровню в спарринговых играх и учебно-тренировочных боях с тактическими заданиями.
Далее эта последовательность обучения может продолжаться с дальнейшим усложнением технических и тактических составляющих.
Следует помнить, что приведенные выше темы тренировок — это не конкретная программа обучения, а пример того, как может строиться последовательность обучения с циклическим повторением изученного материала в сочетании с его непрерывным усложнением.
Список литературы
1. Иванов М. К. Методические рекомендации по обучению спортивному арнис/ М. К. Иванов. — [б.м.]: Издательские решения, 2021. — 112 с.
2. Иванов М. К. Примерная программа подготовки в Комбат Арнис / М. К. Иванов. — [б.м.]: Издательские решения, 2021. — 100 с.
3. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А. М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2009. — 496 с.
4. Платонов В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В. Н. Платонов. — К.: Олимп. Лит., 2014. — 624 с.: с ил.
5. Томпсон Питер Дж. Л. Введение в теорию тренировки / Питер Дж. Л. Томпсон. — М.: «Человек», 2014. — 192 с.: ил.
6. Чумаков Е.М.О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо. / Е.М. Чумаков, С.Ф. Ионов // Спортивная борьба. Ежегодник. - М.: "Физкультура и спорт", 1978.
7. Чумаков, Е.М. Моделирование спортивной деятельности борца-самбиста: Метод. разработка для студентов ГЦОЛИФК / Е.М. Чумаков, И.В. Шашурин. — М.: Изд. ГЦОЛИФК, 1986 — 164 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат