КГКОУ ШИ 5
Методическая разработка по теме:
Технология оценки достижения предметных и личностных результатов
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки достижения возможных результатов освоения АООП
1.Общие положения
Система оценки достижения возможных результатов адекватно отражает требования стандарта, передает специфику образовательного процесса, соответствует возможностям обучающихся.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с УО АООП общего образования осуществляется образовательной организацией.
Итоговая отметка по пятибалльной системе проставляется обучающемуся по итогам освоения АООП начального общего образования.
2.Цель оценочной деятельности
Установление достижения возможных личностных и предметных результатов обучающимися в освоении АООП по окончанию начальной ступени обучения.
Установление динамики развития обучающихся по итогам учебных
четвертей и
учебного года.
Описание достижения возможных результатов в форме, понятной для всех участников образовательных отношений.
3.Направления оценочной деятельности
Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Достаточный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам адресно для отдельных учащихся с указанием фамилий после проведения входящей диагностики.
4.Концептуальные основы оценочной деятельности
Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель
неуспешности
их обучения и развития в целом.
Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.
В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с УО в каждой образовательной области создает основу для дальнейшей корректировки АООП, конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.
5.Функции системы оценки достижения планируемых результатов
-закрепляет основные направления оценочной деятельности, описание объекта оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы предоставления результатов.
-способствует оценить достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и жизненных компетенций, включенных в специальную индивидуальную образовательную программу.
-Позволяет осуществлять оценку динамики развития жизненных компетенций и учебных достижений обучающихся.
6.Описание объекта оценки
-Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших АООП, соразмерно индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям, отраженным в специальной индивидуальной образовательной программе.
-Возможные личностные результаты определяются согласно особым образовательным потребностям каждого ребенка с УО на основе классификатора жизненных компетенций
-Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.
-Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП является достижение возможных результатов освоения образовательной программы обучающихся с УО.
-Система оценки результатов включает целостную характеристику выполнения обучающимися АООП, отражающую взаимодействие следующих компонентов образования:
- что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени обучения;
- что из полученных знаний он может и должен применять на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
7.Процедура оценки достижения возможных личностных результатов освоения АООП
-Для оценки результатов развития жизненной компетенции используется метод экспертной группы. В ее состав входит родитель (законный представитель) ребенка, учитель, воспитатель, педагог-психолог и учитель-логопед.
-Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребенка в сфере жизненной компетенции.
-Основой оценки служит анализ поведения ребенка и динамики его развития в повседневной жизни.
-Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
-Оценка достижений личностных результатов по практической составляющей
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной
пооперациональной
инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
-Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год.
-На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале:
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу
- Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в четверть.
-Оценка достижений возможных предметных результатов переводится в отметку, которая проставляется в классный журнал по каждому учебному предмету.
Классификация жизненных компетенций
1.Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Умение адекватно оценивать свои силы.
Умение понимать, что можно и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адаптивными средствами в различных ситуациях.
Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать запрос (вербально) или выразить просьбу жестами.
2.Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Самостоятельность и независимость в быту.
Владение представлениями об устройстве домашней жизни.
Умение включаться в разнообразные повседневные дела.
Умение брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни.
Понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей.
Понимание того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.
Способность ориентироваться в устройстве школьной жизни.
Умение ориентироваться в пространстве школы.
Умение ориентироваться в расписании.
Умение попросить о помощи в случае затруднений.
Участие в повседневной жизни класса.
Способность принимать на себя обязанности наряду с другими детьми.
3.Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Знание правил коммуникации.
Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия в актуальных жизненных ситуациях.
Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели.
Умение начать разговор.
Умение поддержать разговор.
Умение задать вопрос.
Умение выразить свои намерения.
Умение выразить пожелание.
Умение выразить опасения.
Умение завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство.
Умение выразить благодарность, сочувствие.
Умение получать и уточнять информацию у собеседника.
Владение культурными формами выражения своих чувств.
4.Дифференциация и осмысление картины мира.
Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности для себя.
04.02.Адекватность бытового поведения с точки зрения опасности/безопасности для окружающих.
04.03.Адекватность бытового поведения с точки зрения сохранности окружающей предметной и природной среды.
04.04.использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером ситуации.
04.05.Способность к освоению различных мест за пределами дома и школы.
04.06.Способность к пониманию целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве.
04.07.Умение накапливать различные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира.
5.Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного возраста и статуса.
Умение адекватно использовать принятые социальные ритуалы.
Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника.
Умение корректно привлечь к себе внимание.
Умение отстраниться от нежелательного контакта.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях.
Умение быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.
Умение применять формы своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Оценка личностного прогресса проводится:
1. По контекстной информации –педагог отслеживает, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и др.
2. В ходе урока – учитель включает задания на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа, накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.
3. В ходе ежедневных наблюдений - за обучающимися на уроках и во внеурочное время. Результаты фиксируются в листах анализа, накопительная оценка показывает сформированность отдельных личностных результатов.
4. Психологическая диагностика- проводимая психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку.
Динамика развития:
0 –регресс.
1 – отсутствие динамики.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Диагностика сформированности
универсальных учебных действий и жизненных компетенций
Цели данной разработки:
Диагностическая. Установление проблемных операций, препятствующих формированию действия целиком.
Коррекционная. Планирование содержания коррекционной работы согласно полученным в ходе диагностики данным.
Прогностическая. Установление уровня способности ребенка к овладению тем или иным действием.
Направления:
-Диагностика сформированности универсальных учебных действий
-Диагностика сформированности жизненных компетенций
Оценивание:
0-Действие отсутствует полностью.
1-Действие находится в зоне ближайшего развития (выполняет менее половины операций).
2-Действие находится в стадии формирования (выполняет половину и более операций).
3-Действие полностью сформировано (выполняет все операции).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат