Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский
Чунского района Иркутской области
Методическая разработка
Тема «ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА –
КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ СЕБЯ»
Социально – психологический тренинг
с младшими подростками
Автор составитель:
Педагог – психолог первой категории
Носкова Галина Александровна
2021 г.
7.3 Актуальность.
Методическая разработка тренингового занятия, тема которой звучит так: «Эмоции и чувства – ключ к пониманию себя». На сегодняшний день можно смело сказать, что это тема является актуальной и значимой.
1.Технический прогресс движется стремительно, качество живого общения значительно изменилось в жизни человека, а особенно подростков.
2.Эмоциональные переживания сохраняют свою необходимость, важность и первенство в сфере обогащения внутреннего мира личности.
3.Эмоции играют важную роль в поведении человека. Они влияют на работоспособность, качество деятельности, на процесс принятия решения о действии или поступке.
4.Исследования выдающегося учёного: П.К. Анохина [Избранные труды – М.: Наука, 1978. – 395 с.] подтверждают, что эмоции являются главным механизмом внутренней регуляции психической деятельности и поведения человека.
Младшие подростки не всегда понимают свои поступки, высказывания, а иногда и собственные мысли.
Таким образом, данное занятие помогает подросткам осознать свою индивидуальность, свои силы, почувствовать, как эмоции влияют на состояние человека.
7.3 Социальная значимость.
1. Возраст детей десяти и одиннадцати лет является переломным, кризисным периодом в жизни каждого ребёнка.
2. В это время происходит постепенный переход к обретению чувства взрослости, что является главным личностным новообразованием младшего подростка.
3. Для детей этого возраста характерно подражание и импульсивные поступки, эмоциональные реакции, переживания по незначительному поводу. У них возникает желание быть взрослым, самостоятельным, независимым, быть признанным и любимым.
4. В сложных условиях социальной адаптации дети подвержены различным внутренним изменениям, что определяет многие стороны личностного развития ребёнка.
5. Характер взаимоотношений с одноклассниками, сверстниками, с учителями во многом определяет эмоциональное самочувствие младшего подростка.
С другой стороны, дети этого возраста чрезвычайно пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.
На занятии в процессе взаимодействия дети узнали о своих эмоциональных способностях, постепенно понимали и осознали возможность делиться чувствами и переживаниями.
Они правильно выражали чувства и находили решение трудных ситуаций. Были внимательны к эмоциональному состоянию другого человека.
Всё это в совокупности решало одну целевую задачу: социализация и профилактика асоциальных проявлений среди детей и подростков.
7.3 Тема: «Эмоции и чувства – ключ к пониманию себя».
Цель: Развитие эмоционального интеллекта, благоприятной самооценки, преодоление неуверенности, снижение внутреннего напряжения, возможности творчески подходить к осознанию своих личностных качеств, навыков конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
О
богатить формы общения со сверстниками;
П
ознакомить
младших подростков
с понятием
«
эмпатия
»
,
содействовать осознанию
ими
духовных ценностей
;
С
оздать условия для формирования умения получать и оказывать поддержку окружающим
;
С
пособствовать формированию стремления к самопознанию,
п
равильно выражать эмоции и чувства.
7.3 Описание содержания.
Форма работы – Социально – психологический тренинг.
Механизм реализации данного мероприятия проходил через игровую образовательную технологию которая обеспечивает реализацию мотивации младшего подростка по достижению и самоопределению, наличию цели и соответствующего педагогического результата, проявлению творческой активности, взаимодействию, возможности скорректировать личностные характеристики.
Оснащение тренингового занятия: карточки «Эмоций и чувств» по количеству участников, чистые листы бумаги, простые карандаши, ручки.
7.3 План – график мероприятия.
Этап занятия
задачи
методы
час
I.Вступление.
I.1. Организация.
Деление на подгруппы; выработка правил; распределение ролей в группе.
Беседа:
Объяснение понятия групповой работы.
5 мин
I.2
Формирование
команды.
Эффективность группового взаимодействия.
Упражнение:
«Капля – речка – океан».
2 мин
I.3. Разминка.
Школа актёрского мастерства.
Постановка
цели, сообщение темы занятия.
Упражнение: «Назойливая муха».
2 мин
II. Основной этап.
II.1.Эксперимент.
Определить влияние эмоций на самочувствие человека.
1.Упражнение: «Скрученный человечек».
15 мин
II.2.
Слайдовая
презентация
Мультимедийное содержание в процессе тренинга. Создание информационного поля.
Слайд № 2
«Что такое эмоции и чувства?»
2
мин
II.3. Фильмотерапия.
«Эмпатия», рефлексия,
внутренние резервы.
Фильм: «Притча о маленьком Чуде».
5
мин
II.4. Энергизатор.
Разрядка, обогащение формы общения.
Упражнение: «Домики».
2
мин
II.5. Работа
с карточками
Идентификации чувств и эмоций.
Упражнение: «Где эмоции, а где чувства?»
2
мин
II.6. Закрепление.
Школа актёрского мастерства.
Навыки понимания друг друга при помощи мимики.
Упражнение: «Угадай чувство».
15 мин
Перерыв
Отдых
Свободное время
10
мин
II.7.
Практическая работа.
Способность прислушиваться к себе,
своим чувствам.
Заполнение таблицы. «Эмоции и чувства»
15 мин
II.8.
Энергизатор
Осознание различий и восприятие разнообразных чувств.
Упражнение: «Калейдоскоп чувств».
5 мин
II.9. Игра – загадка с интригой.
Мозговой штурм, творческий подход к
проблемной ситуации.
Загадка: «Женщина зашла в библиотеку, достала книгу и …..
5
мин
II. 10.
Кинематография.
Создание условий для формирования опыта доверительного отношения, поддержки.
Просмотр и обсуждение видеоролика «Тигрица».
8
мин
III. Заключение.
Рефлексия.
Процесс познания. Оценка эмоционального состояния. Углубление.
Путешествие в мир знаний, эмоций и чувств.
10
мин
III.1. Завершение
Итоговый круг.
Пожелания
2
Итог:
Социально – психологический тренинг
1час.
15 м.
7.3 Используемые методы и приёмы в процессе проведения мероприятия, особенности применения отдельных методов.
1. Метод беседы использовали в начале мероприятия с целью организации и активизации умственной деятельности, объяснения целей и задач.
2. Командообразование – цель этого метода создание эффективного взаимодействия между подростками во время проведения тренинга в упражнении: «Капля – речка – океан».
3. Приём актёрского мастерства в упражнении: «Назойливая муха»; «Угадай чувство» служит для передачи эмоций, снятия внутренних зажимов, развития воображения, внимания. Помогает лучше понимать чувства других людей.
4. Психологический эксперимент в упражнении: «Скрученный человечек», цель - переживание собственного опыта.
5. Слайдовая презентация служит для создания информационного поля и объяснения материала в ходе тренинга.
6. Элементы социо - игровой методики – «Говорить хором» [автор, кандидат педагогических наук А.П. Ершова] с целью активизации и коммуникативного взаимодействия в упражнении: «Где эмоции, а где чувство?
7. Практическая работа: цель которой получение нового опыта и использование его в повседневной жизни. «Таблица эмоций и чувств».
8. Метод кинотерапии для создания комфортной атмосферы, процесса самопознания как средство раскрытия внутренних резервов и различных вариантов выбора поведения. Просмотр и обсуждение фильма «Притча о маленьком Чуде» и видеоролика «Тигрица».
9. Энергизатор с целью восстановления определённого уровня энергии и настроения в упражнении: «Домики» и «Калейдоскоп чувств».
10. Игра – загадка с интригой которая способствует умению воссоздавать изображённую ситуацию, развивает логику и нестандартное мышление.
11. Дискуссия - этот метод используется с целью обеспечения активного и свободного высказывания мыслей в процессе тренинга. Обсуждение проблемы и её решение.
12. Приём «Мозговой штурм» с целью создания творческой атмосферы в упражнении «Игра – загадка».
Предполагаемые конечные результаты.
Младшие подростки
осознают свои личностные особенности, как ресурс в различных жизненных ситуациях.
Приобретут навык прислушиваться к себе, своим чув
ствам и определять их, понимая
причины эмоциональных реакций.
Получат опыт сопереживани
я, сочувствия другому человеку и умение поддерживать взаимоотношения.
Приобретут способность быстрее и результативней
приходить в норму после неудач.
Эффективность и значимость конечных результатов. Приложение № 7.
Младшие подростки в процессе тренинга с интересом и положительными эмоциями решали и обсуждали различные темы и задания. Проявили творческую активность, выполнили практическую работу. Результативность тренинга оценивается через анализ высказываний младших подростков о ситуациях в тренинге, практическую работу, рефлексию в процессе выполнения заданий, проведение диагностических процедур перед проведением тренинга и после.
1. Опрос позволяет определить психологическое состояние детей в начале тренинга с помощью шкалы эмоций К. Изарда, чтобы затем оценить воздействие и практическую значимость методов и приёмов в процессе работы.
2. Рефлексия с помощью которой младший подросток может увидеть себя со стороны, оценить уровень собственных знаний, способен воспринимать и эмоционально реагировать на ситуации во время тренинга, а также переосмыслить ситуацию и избавиться от негативных мыслей. 3. Практическая работа использовалась для самостоятельной деятельности в ходе тренинга для того, чтобы дети увидели результаты тренингового мероприятия и применили на практике полученный опыт.
Сценарий социально – психологического тренинга
«Эмоции и чувства – ключ к пониманию себя».
I. Вступление.
I.1. Организация. Знакомство с правилами.
При помощи разноцветных жетонов разделить участников тренинга на подгруппы. Определить роли и задачи младших подростков в мероприятии.
I.2. Формирование команды. Упражнение: «Капля – речка – океан».
Психолог: «Это упражнение сопровождается танцевальной музыкой с целью создания интересной, внимательной команды, а также отличного настроения. Поэтому будьте отзывчивы и приветливы».
Цель: Повышение активности и взаимодействия младших подростков в процессе тренинга.
Психолог: «Сейчас каждый из вас найдёт себе место, где будете чувствовать себя хорошо и удобно; Ваша задача слушать внимательно! Представьте, что каждый из вас – это капелька, которая стекает по окну и объединяется с другой каплей; Слушаем команду – объединиться по двое, ищем пару и крепко держимся за руки; Будьте внимательны и выполняйте все команды; И так, создали дружную команду единомышленников».
Комментарий психолога: «В итоге образуется команда, обсуждение не требуется».
I.3. Разминка. Упражнение: «Назойливая муха!»
Цель: Сообщение цели и темы занятия. Создание положительного и дружественного настроения, снятие скованности и замкнутости.
Психолог: «Команда у нас есть узнаем, как вы умеете слаженно работать; Представьте, что поступили в школу актёрского мастерства и сейчас сдаёте экзамен; Упражнение выполняется в кругу, на ваше лицо пытается сесть назойливая муха; Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза; Отгонять руками нельзя. Работает только мимика лица;
Какое настроение? Что чувствовали, что ощущали во время игры? Какую эмоцию испытывали? Какой может быть тема нашего занятия?» Дети: «Очень понравилось; настроение радостное; хочется улыбаться; Чувствовали смех, хотелось, чтобы муха не улетала; «Если нам было смешно и радостно, то тема про эмоции; Тема должна быть веселая».
II. Основная часть.
II.1. Эксперимент. «Скрученный человечек».
Цель: Создание условий для эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, проследить как разные эмоции влияют на самочувствие и тело человека; осознание того что себя и других легче критиковать и ругать.
Психолог: «Для того чтобы узнать как слова и эмоции влияют на состояние человека проведём эксперимент; Для этого необходимо образовать круг и взять лист чистой бумаги размером с альбомный лист; Оборвите лист так, чтобы получилась человеческая фигура; Для продолжения эксперимента необходимо посмотреть на бумажного человечка, и начать его критиковать».
Дети: «Ну и руки! Одна короче другой! А ноги? Кривые! Косой! Некрасивый! Надо быть лучше!»
Психолог: «После каждой реплики начинайте сверху закручивать вашего человечка; Чтобы бумага не развернулась, хорошо придавливайте её; Как закончите внимательно посмотрите, что у вас получилось; Как вы думаете, способен ли на что – то такой «скрученный человечек? Скорее нет!»
Психолог: «Теперь начинаем его хвалить; Вспомните все слова поддержки».
Дети: «Улыбнись, когда улыбаешься ты, то мне радостно на душе; Я переживаю за тебя; я верю в тебя, мы друзья».
Психолог: «На каждое слово или фразу – начинайте разворачивать бумажного человека; Постарайтесь аккуратно обращаться с человечком».
Обсуждение и рефлексия.
Психолог: «Легко ли было подбирать слова и ругать, бумажного человечка?»
Какие эмоции и чувства испытывали, когда «Бумажного человечка ругали» и ни затем, когда хвалили.
Дети: «Было очень трудно; Иногда смешно; Постепенно становилось жалко бумажного человечка; Он такой беспомощный».
Психолог: «Кому было сложно, а кому легко хвалить? В скрученном состоянии человечек может чего – то достичь? Какие эмоции и ощущения возникали у вас, когда вы скручивали своего бумажного человечка».
Дети: «Хотелось быстрее «развернуть человечка; Иногда трудно и сложно хвалить; Он весь скрученный и некрасивый; Пусть он будет некрасивый, но раскрученный он свободный и сможет постепенно всё преодолеть; Эмоции разные, жалость, радость, ощущение, что всё это происходит с самим собой».
Психолог: «Воспринимая и познавая мир, мы учимся понимать и себя и других; Как научиться распознавать свои эмоции и прислушиваться к чувствам? Для этого необходимо обладать информацией».
II.2. Слайдовая презентация: «Что такое эмоции и чувства?»
Психолог: «Мама самый дорогой и важный человек в жизни каждого из вас и все вы любите свою маму и испытываете чувство любви к ней; Но бывают такие ситуации, что в какой – то момент времени, вы совершили проступок, мама об этом узнала, начала ругаться, кричать и злиться; Чувство любви к маме изменилось? Что вы об этом думаете?»
Дети: «Нет, мама всегда останется мамой; Мама родной, близкий человек».
Психолог: «Конечно, мама в жизни человека имеет большое значение; Об этом рассказывается в фильме который представлен вашему вниманию; Также после просмотра фильма поймём и узнаем, что такое «Эмпатия».
II.3. Фильмотерапия: «Притча о маленьком Чуде».
Цель: Знакомство с понятием «Эмпатия»; раскрытие внутренних резервов, создание условий для понимания эмоционального состояния другого человека.
Психолог: «Кто проявил сочувствие? Как вы это узнали? Какие эмоции увидели? Как вы думаете, что такое «Эмпатия? Почему маленькое Чудо?»
Дети: «Эмоции печали и грусти увидели на лице девочки; Она и её чувства вызывают переживания; Ещё была эмоция радости у отца и его дочери; Так же было радостно, что девочке сочувствовали, она тоже улыбалась, это чудо».
Психолог: «Есть такое определение: «Эмпатия» – это способность человека сопереживать и сочувствовать эмоциональному состоянию других людей;
Следующее упражнение поможет, проявить чувство «Эмпатии»; Прислушайтесь к себе, какие чувства ощущаете? Может быть, возникло желание помочь другу или подруге?»
II.4.Энергизатор. Упражнение: «Домики».
Цель: Установление доверительной атмосферы, снятие скованности и замкнутости, формирование умения выражать чувства, обогащение формы общения.
Психолог: «С помощью счёта образуем тройки, двое из них берутся за руки (изображая, таким образом, домик), а третий участник стоит между ними (эти участники - люди); «Домики» всегда движутся вместе в паре, не разжимая своих рук».
«По сигналу «люди ищут домики». Затем все «люди» должны покинуть свои домики и найти себе новые, либо «домики ищут людей». После чего «домики» должны найти себе новых жителей, в то время как «люди» остаются на месте; Если прозвучит слово «землетрясение», то движутся все».
Обсуждение не требуется.
Психолог: «Говорить о своих чувствах – это совсем не страшно; Сейчас будем угадывать эмоции и чувства; Каждая подгруппа отвечает по – очереди; Решаете и хором отвечаете; Остальные, если согласны поднимают вверх «карточки – эмоции».
II.5. Работа с карточками. Упражнение: «Где эмоции, а где чувства?»
Цель: Создание условий для идентификации чувств и эмоций.
Психолог: «Внимание! слушаем ситуации, в которых говорится о чувствах и эмоциях; Затем каждая подгруппа совещается, и каждый поднимает соответствующую карточку – эмоцию»
Психолог: «Моя бабушка долго болела, мне было грустно, но сейчас она здорова и я счастлива».
Дети: «Чувство любви к бабушке; Эмоции грусти и радости».
Психолог: «Мой щенок озорник, люблю с ним играть, сейчас он грызёт портфель, и я очень злюсь».
Дети: «Чувство любви к щенку и эмоция злости».
Психолог: «Мальчики пошли в лес за грибами, Петя отстал, он услышал непонятный шум и очень испугался! Подоспели друзья и все обрадовались».
Дети: «Эмоция страха и радости».
Психолог: «Я наслаждаюсь весенним солнцем и чистым воздухом! Мама всегда тревожится, когда я ей не звоню; Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!»
Дети: «Эмоции: радости, тревоги и чувство любви к друзьям».
Психолог: «Задание вы можете в течение дня найти десять поводов для радости, порадоваться от души и проследить, как изменилось ваше состояние в этот момент; При возможности — посмотритесь в зеркало, прочувствуйте и постарайтесь запомнить свои ощущения; Для выполнения следующего задания необходимо разделиться на две команды».
II.6. Закрепление. «Школа актёрского мастерства».
Упражнение: «Угадай чувство».
Цель: Закрепление навыка понимания друг друга с помощью мимики.
Осознание различий в восприятии и эмоциях разных людей.
Психолог: «На спине каждого участника карточка с названием чувства; С помощью мимики и жестов (спрашивать и уточнять нельзя) вы должны помочь друг другу понять, какое чувство написано на карточке; Если кто - то решил, что он знает название своего чувства, он садится на стул или помогает другим понять чувство».
Психолог: «Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что при этом в его поведении помогает, что мешает? Легко ли самому выражать чувство?»
Дети: «Очень трудно понимать некоторые чувства; Эмоция радости лучшая;
Не все эмоции можно передать мимикой, нужны иногда и слова; Когда сам показываешь чувство, нужно постараться; Это ответственное действие не всегда, получается; Было очень весело и интересно; Искренне старался показывать, как можно лучше, чтобы другой человек понял, что я передаю».
Перерыв 10 минут. Свободное время.
II.7.Практическая работа. «Таблица эмоций и чувств». Учимся осознавать свои эмоции и чувства.
Психолог: «С помощью таблицы можно понять, какие эмоции охватывают нас в определённый момент жизни: дома; на улице; в школе; в новой компании; среди друзей; в других местах».
Цель: Способствовать формированию способности прислушиваться к себе,
своим чувствам и определять эмоции. Самостоятельная работа.
Психолог: «Отметьте те эмоции, которые знакомы из личного опыта; Необходимо подсчитать количество и выявить доминирующую эмоцию.
Скажите, в течение дня, замечаете какие чувства и эмоции испытываете?
Какое чувство для вас самое неприятное? А какое самое приятное?»
Дети: «Бывает по – разному иногда замечаем; Чаще всего, когда кто – нибудь плохо разговаривает или высмеивает; Неприятное чувство тревоги если не получается выполнить задание или раздражение; Чувство радости».
Психолог: «Важно отличать одно эмоциональное состояние от другого, понимать, как меняется настроение в течение дня. Положительные эмоции не просто поднимают нам настроение, они нас развивают и берегут».
II.8. Энергизатор. «Калейдоскоп чувств».
Цель. Осознание различий и восприятие разнообразных чувств.
Умение воспринимать тон, громкость, темп, вибрацию голосовых конструкций, создавая тем самым целостный образ эмоций и чувств. Осознание интонации и смысл сказанного.
Психолог: «Общение – это процесс взаимодействия конкретных людей. Любое общение начинается с контакта; Для того чтобы расположить к себе, вызвать интерес, в распоряжении человека имеются вербальные и невербальные средства коммуникации; Сейчас мы будем учиться выражать чувства; Делать мы это будем мимикой, жестами, интонациями. Например, сейчас я начну передавать мячик, а вместе с ним такое чувство, как удивление, с помощью словосочетания «О-го-го».
Комментарий: «Затем задаём другие чувства: «шурум – бурум» (злость), «мур-мур» (нежность), «э-э-эх» (разочарование), «ну-ну» (недовольство). Если кто – то из детей затрудняется в выражении заданного чувства, ему добавляется ещё несколько попыток. Важно, чтобы были отражены все типы чувств.
Психолог: «Мы с вами убедились, что у каждого человека живущего на земле, есть своеобразный набор чувств».
II.9. Игра – загадка. Мозговой штурм.
Цель: формирование конструктивных способов выхода из проблемных ситуаций, навыков принятия и оказания поддержки.
Психолог: «В жизни люди попадают в разные ситуации — радостные и грустные, приятные и неприятные; Необходимо разгадать загадку, которая необычная и интересная необходимо задать вопросы, на них можно ответить только «да», «нет» или «не важно», распутать сюжет и восстановить ситуацию; Загадка: «Женщина зашла в библиотеку, достала книгу и заплакала»; Предположения: «Почему заплакала женщина?»
Дети: «Потому что это была книга из детства; она увидела книгу без слов; обложка книги ей напомнила о грусти».
Психолог: «Женщина была писателем и подарила библиотеке одну из своих книг; Между страницами книги она оставила подарок первому читателю – купюру в 50 долларов; Через год она пришла в библиотеку, достала книгу и нашла в ней купюру; Она заплакала, потому, что поняла, что никто не прочитал её книгу; Вопросы: Если изменить ход мыслей, что можно предположить? Почему денежная купюра в 50 долларов осталась в книге». Мозговой штурм. Какой выход из ситуации? Каждая подгруппа представляет своё решение; Время ограничено».
Дети: «Возможно, книгу прочитали, просто купюру никто не взял». Надо стараться думать о хорошем; Она плакала, потому что думала только о деньгах. Надо думать о том, что есть хорошие люди, которые деньги не взяли; В этой ситуации женщине необходима поддержка».
Психолог: «Ученые считают, что способность переживать чувства и принимать решения, дано только человеку. Так ли это?»
II. 10. Кинематография. Просмотр видеоролика «Тигрица».
Цель: Создание условий и формирование опыта доверительного отношения и поддержки. Способность к проявлению доброжелательности, искренности.
Психолог: «Какое чувство помогло тигрице спасти детёнышей?» Что самое главное в этом видеоролике, что может вам пригодиться?»
Дети: «Главное это забота о потомстве и то, что тигрица как мать спасала своих детёнышей; Тигрице поверили люди и поняли, что она ищет защиту; Бывают такие ситуации и у людей, когда надо чтобы тебе поверили и поняли.
III. Заключение. Дискуссия и рефлексия. Упражнение: « Путешествие в мир познания, эмоций и чувств».
Психолог: «Что узнали на занятии, что понравилось, какое настроение? Какие новые знания о себе получили? Как полученные знания могут пригодиться в жизни?»
Дети: «Узнали что эмоции временные, а чувства долгие; Тигрица шла на всё, чтобы спасти тигрят; У неё можно поучиться смелости; Надо помогать всем». Понравились упражнения и видеофильмы; Также узнали о чувствах»
Психолог: «Понимая, что именно мы чувствуем, мы получаем возможность управлять своими эмоциями; Слышать их сообщения, мыслить и действовать более эффективно; И тогда мы будем всегда действовать обдуманно, быть в ладу со своим миром, эмоциями, с душой и сердцем». Оценка эмоционального состояния с помощью «Карточек–эмоций. Завершение. Итоговый круг. «Пожелания друг другу».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат