Дата публикации:
14.12.2021
Автор:
Шестакова Ирина Александровна
Название работы:
Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
Работа:
Шестакова И.А.
г. Москва
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Иванов А.М.
Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
Аннотация. В статье рассматривается история развития российского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Рассматривается понятие и правовая характеристика административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Рассматривается основания применения мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
The article examines the history of the development of Russian legislation in the field of road safety. The concept and legal characteristics of administrative responsibility for offenses in the field of road traffic are considered.
Ключевые слова: административная ответственность, безопасность дорожного движения, основания применения мер административной ответственности.
Administrative responsibility, road safety, grounds for the application of measures of administrative responsibility.
Развитие общества привело и к развитию транспорта, и объектов транспортной инфраструктуры. Сегодня мы не представляем своей жизни без автомобилей. За рулем транспортного средства оказываются люди разных возрастов и профессий, разной половой принадлежности, с разными способностями. Все они согласятся с тем, что езда на автомобиле – это скорее не роскошь, а возможность решить многие жизненные задачи. Особую значимость личный транспорт приобрел в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, когда многие регулярные автобусные маршруты регионального уровня были закрыты. Однако динамичное и системное распространение транспортных средств (как легковых автомобилей, так и автобусов) привносит в нашу жизнь не только положительное, но и некоторые негативные моменты.
В Российской Федерации одной из ключевых проблем административно-правового регулирования является проблема административной ответственности в сфере дорожного движения. Данная сфера характеризуется повышенной социальной опасностью, поскольку нарушенные нормы могут повлечь за собой непоправимые последствия.
Одной из главных причин, вызывающих обоснованную обеспокоенность у ряда государственных, общественных и политических деятелей, ученых и правоприменителей, является тенденция к росту числа правонарушений в области дорожного движения. Указанные правонарушения выступают основными причинами ДТП, в которых ежегодно гибнут тысячи граждан Российской Федерации. Вред, причиняемый ДТП, отражается во многих сферах общественной жизни государства. Прежде всего, это, как уже отмечено, человеческие жертвы. Кроме того, ДТП наносят значительный ущерб экономике страны.
Поэтому в современных условиях особую значимость приобретает институт административной ответственности, закрепленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), который играет важную роль во многих сферах жизнедеятельности общества и государства, в том числе и в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это обусловлено следующим:
Во-первых, в связи с высокими темпами развития научно-технического прогресса, появляется все больше водителей на дорогах. В современном мире приобрести автомобиль это уже не такая роскошь как, например 30-40 лет назад. Например, в Советском Союзе в 1978 году было зарегистрировано 10 миллионов автомобилей. А по данным на 1 января 2020 года эта цифра составляет 52,9 (из них 84,4% составляют легковые) миллионов автомобилей.
Во-вторых, постоянное реформирование органов, осуществляющих надзор в области безопасности дорожного движения. Например, в 2010 году милиция была переименована в полицию. Теперь от полицейских требуют повышенной ответственности и высокого профессионализма, благодаря чему они способны оперативно решать задачи для установления правопорядка, обеспечивать защиту граждан Российской Федерации. Не все сотрудники милиции стали полицейскими. Провели переаттестацию, после чего часть работников сохранила свое место, но были и такие, кого понизили в должности или уволили.
В-третьих, это статистика дорожно-транспортных происшествий. За каждой цифрой может скрываться и не одна жизнь человека. Согласно статистическим данным ФКУ Научный центр БДД МВД России всего в 2020 году на территории нашей страны было совершено более 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате которых погибли 16152 человека и более 190 тысяч участников дорожного движения получили ранения различной степени тяжести. И это только данные официальной статистики, позволяющие признать наличие проблемы и необходимости ее решения на самом высоком государственном уровне. В рассматриваемом направлении ведется активная законотворческая деятельность, предусматривающая устранение пробелов в законодательстве, разработку и внедрение эффективных инструментов правоприменительной практики, в частности, в сфере повышения результативности мер административной ответственности юридических и должностных лиц в области дорожного движения.
Интересно заметить, что в сравнении с другими странами Россия является лидером по смертности на дорогах. Так, например, в Норвегии в 2020 по всей стране жертвами ДТП стали всего лишь 110 человек. Данная тенденция обуславливается с одной стороны качеством дорожного покрытия и оснащённостью транспортных средств, с другой правовой культурой участников дорожного движения, которая проявляется в количестве административных правонарушений.
Говоря об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения, следует отметить, что сам термин административная ответственность присутствует в 26 статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), а так же в названии его второй главы (действующей редакции). Однако, при всей важности института административной ответственности, отсутствует его нормативно оформленное определение, позволяющее раскрыть содержание и сущность. Вместе с тем, важность их определения в том, что позволяют оценивать урегулированность административной ответственности, создают условия для её совершенствования и возможность её сравнения с иными видами юридической ответственности.
Таким образом, в настоящее время существует серьезная проблема отсутствия законодательного закрепления понятия административной ответственности, что порождает двойственность трактовки не только самого рассматриваемого термина, но и многих других норм, устанавливающих административную ответственность. Следовательно, это приводит не только к полемике вокруг данного вопроса, но и к ошибкам в правоприменительной деятельности.
На наш взгляд, законодательное закрепление термина административная ответственность отразит характеристику самого определения, поможет определить его признаки, а также внести определенность в иные нормы административного законодательства.
Под административной ответственностью за правонарушения в области дорожного движения следует понимать средство правовой защиты общественных отношений в области дорожного движения, способствующее стабильности данных отношений, защищенности участников дорожного движения, а также предупреждению административных правонарушений и преступлений в данной области на основе норм, установленных действующим законодательством об административных правонарушениях.
Административная ответственность является одной из составляющих системы сдерживания нарушений в области дорожного движения, эффективность которой зависит, в том числе от грамотного и рационального применения административных наказаний.
С помощью административной ответственности осуществляется как защита общественных отношений в области дорожного движения, заключающаяся в применении административных наказаний к виновным, так и их охрана, сущность которой состоит в предупреждении правонарушений посредством правовых норм, запрещающих совершение противоправных деяний.
Основанием для возникновения правоотношений в сфере административной ответственности является особый юридический факт – административное правонарушение, понимаемое как противоправное действие, которое противоречит нормам права, указанным в законах, которое может быть выражено как действиями, так и бездействием. Административная ответственность налагается как в судебном (представителями судебной власти - судьями), так и во внесудебном (должностными лицами органов исполнительной власти, их структурных подразделений и учреждений) порядке и наступает только за виновное деяние.
В настоящее время все составы административных правонарушений в области безопасности дорожного движения сконцентрированы в гл. 12 КоАП РФ. Родовым объектом правонарушений, сконцентрированных в данной главе, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. С субъективной стороны подавляющее большинство составов указанной главы подразумевают умысел (прямой или косвенный). С точки зрения субъектного состава большинство правонарушений совершается специальным субъектом: водителем транспортного средства, вместе с тем в качестве субъектов по некоторым составам также выступают пешеходы либо иные участники дорожного движения, кроме водителя (пассажир, велосипедист). Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений в большинстве случаев заключается в нарушении пункта (пунктов) правил дорожного движения.
Подводя итоги, следует ещё раз подчеркнуть, что институт административной ответственности играет важную роль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем, в данной сфере существует еще большое количество проблем, в качестве одной из которых, как нам удалось выявить, является отсутствие законодательного определения понятия административной ответственности.
Решение данной проблемы путем закрепления в нормах КоАП РФ соответствующей дефиниции позволит внести определенность в нормы административного законодательства усовершенствовать института административной ответственности в целом.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
Батенов Ф.К. Рекомендации по повышению эффективности мер административной ответственности юридических и должностных лиц в области дорожного движения / Ф.К. Батенов // NB: Административная практика и практика администрирования.- 2021.- № 2.- С. 12-17.
Богданов А.В. Административная ответственность в области безопасности дорожного движения: вопросы теории и практики / А.В. Богданов // Научный электронный журнал Меридиан.- 2021.- № 2 (55).- С. 78-80.
Зубак А.А. Административные правонарушения в области дорожного движения / А.А. Зубак // Право. Общество. Государство.- Санкт-Петербург, 2020.- С. 115-119.
Музалевский Д.С. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / Д.С. Музалевский // Теория права и межгосударственных отношений.- 2021. Т. 1.- № 3 (15).- С. 95-101.
Показатели состояния безопасности дорожного движения.- URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 12.12.2021).
Руднев А.С. Усиление административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения / А.С. Руднев // Современная наука.- 2021.- № 1.- С. 35-39.
Богданов А.В. Административная ответственность в области безопасности дорожного движения: вопросы теории и практики / А.В. Богданов // Научный электронный журнал Меридиан.- 2021.- № 2 (55).- С. 78-80.
Музалевский Д.С. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / Д.С. Музалевский // Теория права и межгосударственных отношений.- 2021. Т. 1.- № 3 (15).- С. 95-101.
Зубак А.А. Административные правонарушения в области дорожного движения / А.А. Зубак // Право. Общество. Государство.- Санкт-Петербург, 2020.- С. 115-119.
Показатели состояния безопасности дорожного движения.- URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 12.12.2021).
Руднев А.С. Усиление административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения / А.С. Руднев // Современная наука.- 2021.- № 1.- С. 35-39.
Батенов Ф.К. Рекомендации по повышению эффективности мер административной ответственности юридических и должностных лиц в области дорожного движения / Ф.К. Батенов // NB: Административная практика и практика администрирования.- 2021.- № 2.- С. 12-17.
Музалевский Д.С. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / Д.С. Музалевский // Теория права и межгосударственных отношений.- 2021. Т. 1.- № 3 (15).- С. 95-101.
7
Скачать работу
г. Москва
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Иванов А.М.
Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.
Аннотация. В статье рассматривается история развития российского законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Рассматривается понятие и правовая характеристика административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Рассматривается основания применения мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.
The article examines the history of the development of Russian legislation in the field of road safety. The concept and legal characteristics of administrative responsibility for offenses in the field of road traffic are considered.
Ключевые слова: административная ответственность, безопасность дорожного движения, основания применения мер административной ответственности.
Administrative responsibility, road safety, grounds for the application of measures of administrative responsibility.
Развитие общества привело и к развитию транспорта, и объектов транспортной инфраструктуры. Сегодня мы не представляем своей жизни без автомобилей. За рулем транспортного средства оказываются люди разных возрастов и профессий, разной половой принадлежности, с разными способностями. Все они согласятся с тем, что езда на автомобиле – это скорее не роскошь, а возможность решить многие жизненные задачи. Особую значимость личный транспорт приобрел в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, когда многие регулярные автобусные маршруты регионального уровня были закрыты. Однако динамичное и системное распространение транспортных средств (как легковых автомобилей, так и автобусов) привносит в нашу жизнь не только положительное, но и некоторые негативные моменты.
В Российской Федерации одной из ключевых проблем административно-правового регулирования является проблема административной ответственности в сфере дорожного движения. Данная сфера характеризуется повышенной социальной опасностью, поскольку нарушенные нормы могут повлечь за собой непоправимые последствия.
Одной из главных причин, вызывающих обоснованную обеспокоенность у ряда государственных, общественных и политических деятелей, ученых и правоприменителей, является тенденция к росту числа правонарушений в области дорожного движения. Указанные правонарушения выступают основными причинами ДТП, в которых ежегодно гибнут тысячи граждан Российской Федерации. Вред, причиняемый ДТП, отражается во многих сферах общественной жизни государства. Прежде всего, это, как уже отмечено, человеческие жертвы. Кроме того, ДТП наносят значительный ущерб экономике страны.
Поэтому в современных условиях особую значимость приобретает институт административной ответственности, закрепленный в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), который играет важную роль во многих сферах жизнедеятельности общества и государства, в том числе и в области обеспечения безопасности дорожного движения. Это обусловлено следующим:
Во-первых, в связи с высокими темпами развития научно-технического прогресса, появляется все больше водителей на дорогах. В современном мире приобрести автомобиль это уже не такая роскошь как, например 30-40 лет назад. Например, в Советском Союзе в 1978 году было зарегистрировано 10 миллионов автомобилей. А по данным на 1 января 2020 года эта цифра составляет 52,9 (из них 84,4% составляют легковые) миллионов автомобилей.
Во-вторых, постоянное реформирование органов, осуществляющих надзор в области безопасности дорожного движения. Например, в 2010 году милиция была переименована в полицию. Теперь от полицейских требуют повышенной ответственности и высокого профессионализма, благодаря чему они способны оперативно решать задачи для установления правопорядка, обеспечивать защиту граждан Российской Федерации. Не все сотрудники милиции стали полицейскими. Провели переаттестацию, после чего часть работников сохранила свое место, но были и такие, кого понизили в должности или уволили.
В-третьих, это статистика дорожно-транспортных происшествий. За каждой цифрой может скрываться и не одна жизнь человека. Согласно статистическим данным ФКУ Научный центр БДД МВД России всего в 2020 году на территории нашей страны было совершено более 145 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате которых погибли 16152 человека и более 190 тысяч участников дорожного движения получили ранения различной степени тяжести. И это только данные официальной статистики, позволяющие признать наличие проблемы и необходимости ее решения на самом высоком государственном уровне. В рассматриваемом направлении ведется активная законотворческая деятельность, предусматривающая устранение пробелов в законодательстве, разработку и внедрение эффективных инструментов правоприменительной практики, в частности, в сфере повышения результативности мер административной ответственности юридических и должностных лиц в области дорожного движения.
Интересно заметить, что в сравнении с другими странами Россия является лидером по смертности на дорогах. Так, например, в Норвегии в 2020 по всей стране жертвами ДТП стали всего лишь 110 человек. Данная тенденция обуславливается с одной стороны качеством дорожного покрытия и оснащённостью транспортных средств, с другой правовой культурой участников дорожного движения, которая проявляется в количестве административных правонарушений.
Говоря об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения, следует отметить, что сам термин административная ответственность присутствует в 26 статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ), а так же в названии его второй главы (действующей редакции). Однако, при всей важности института административной ответственности, отсутствует его нормативно оформленное определение, позволяющее раскрыть содержание и сущность. Вместе с тем, важность их определения в том, что позволяют оценивать урегулированность административной ответственности, создают условия для её совершенствования и возможность её сравнения с иными видами юридической ответственности.
Таким образом, в настоящее время существует серьезная проблема отсутствия законодательного закрепления понятия административной ответственности, что порождает двойственность трактовки не только самого рассматриваемого термина, но и многих других норм, устанавливающих административную ответственность. Следовательно, это приводит не только к полемике вокруг данного вопроса, но и к ошибкам в правоприменительной деятельности.
На наш взгляд, законодательное закрепление термина административная ответственность отразит характеристику самого определения, поможет определить его признаки, а также внести определенность в иные нормы административного законодательства.
Под административной ответственностью за правонарушения в области дорожного движения следует понимать средство правовой защиты общественных отношений в области дорожного движения, способствующее стабильности данных отношений, защищенности участников дорожного движения, а также предупреждению административных правонарушений и преступлений в данной области на основе норм, установленных действующим законодательством об административных правонарушениях.
Административная ответственность является одной из составляющих системы сдерживания нарушений в области дорожного движения, эффективность которой зависит, в том числе от грамотного и рационального применения административных наказаний.
С помощью административной ответственности осуществляется как защита общественных отношений в области дорожного движения, заключающаяся в применении административных наказаний к виновным, так и их охрана, сущность которой состоит в предупреждении правонарушений посредством правовых норм, запрещающих совершение противоправных деяний.
Основанием для возникновения правоотношений в сфере административной ответственности является особый юридический факт – административное правонарушение, понимаемое как противоправное действие, которое противоречит нормам права, указанным в законах, которое может быть выражено как действиями, так и бездействием. Административная ответственность налагается как в судебном (представителями судебной власти - судьями), так и во внесудебном (должностными лицами органов исполнительной власти, их структурных подразделений и учреждений) порядке и наступает только за виновное деяние.
В настоящее время все составы административных правонарушений в области безопасности дорожного движения сконцентрированы в гл. 12 КоАП РФ. Родовым объектом правонарушений, сконцентрированных в данной главе, являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. С субъективной стороны подавляющее большинство составов указанной главы подразумевают умысел (прямой или косвенный). С точки зрения субъектного состава большинство правонарушений совершается специальным субъектом: водителем транспортного средства, вместе с тем в качестве субъектов по некоторым составам также выступают пешеходы либо иные участники дорожного движения, кроме водителя (пассажир, велосипедист). Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений в большинстве случаев заключается в нарушении пункта (пунктов) правил дорожного движения.
Подводя итоги, следует ещё раз подчеркнуть, что институт административной ответственности играет важную роль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Вместе с тем, в данной сфере существует еще большое количество проблем, в качестве одной из которых, как нам удалось выявить, является отсутствие законодательного определения понятия административной ответственности.
Решение данной проблемы путем закрепления в нормах КоАП РФ соответствующей дефиниции позволит внести определенность в нормы административного законодательства усовершенствовать института административной ответственности в целом.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
Батенов Ф.К. Рекомендации по повышению эффективности мер административной ответственности юридических и должностных лиц в области дорожного движения / Ф.К. Батенов // NB: Административная практика и практика администрирования.- 2021.- № 2.- С. 12-17.
Богданов А.В. Административная ответственность в области безопасности дорожного движения: вопросы теории и практики / А.В. Богданов // Научный электронный журнал Меридиан.- 2021.- № 2 (55).- С. 78-80.
Зубак А.А. Административные правонарушения в области дорожного движения / А.А. Зубак // Право. Общество. Государство.- Санкт-Петербург, 2020.- С. 115-119.
Музалевский Д.С. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / Д.С. Музалевский // Теория права и межгосударственных отношений.- 2021. Т. 1.- № 3 (15).- С. 95-101.
Показатели состояния безопасности дорожного движения.- URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 12.12.2021).
Руднев А.С. Усиление административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения / А.С. Руднев // Современная наука.- 2021.- № 1.- С. 35-39.
Богданов А.В. Административная ответственность в области безопасности дорожного движения: вопросы теории и практики / А.В. Богданов // Научный электронный журнал Меридиан.- 2021.- № 2 (55).- С. 78-80.
Музалевский Д.С. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / Д.С. Музалевский // Теория права и межгосударственных отношений.- 2021. Т. 1.- № 3 (15).- С. 95-101.
Зубак А.А. Административные правонарушения в области дорожного движения / А.А. Зубак // Право. Общество. Государство.- Санкт-Петербург, 2020.- С. 115-119.
Показатели состояния безопасности дорожного движения.- URL: http://stat.gibdd.ru (дата обращения: 12.12.2021).
Руднев А.С. Усиление административной ответственности юридических лиц за правонарушения в области дорожного движения / А.С. Руднев // Современная наука.- 2021.- № 1.- С. 35-39.
Батенов Ф.К. Рекомендации по повышению эффективности мер административной ответственности юридических и должностных лиц в области дорожного движения / Ф.К. Батенов // NB: Административная практика и практика администрирования.- 2021.- № 2.- С. 12-17.
Музалевский Д.С. Проблемы административной ответственности в сфере дорожного движения / Д.С. Музалевский // Теория права и межгосударственных отношений.- 2021. Т. 1.- № 3 (15).- С. 95-101.
7
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств