Дата публикации:
14.12.2021
Автор:
Ирина Александровна Шестакова
Название работы:
Проблемы и пути совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
Работа:
Шестакова И.А.
г. Москва
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Иванов А.М.
Проблемы и пути совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
Аннотация. В статье рассматривается проблемы и пути совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
The article examines the problems and ways of improving legislation for administrative offenses in the field of road traffic.
Ключевые слова: проблемы применения законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, основные направления совершенствования действующего законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
problems of applying the legislation on liability for committing administrative offenses in the field of road traffic, the main directions of improving the current legislation for administrative offenses in the field of road traffic.
Развитие современного общества трудно представить без участия транспортных средств. Более того, использование транспорта является двигателем развития экономики и прогресса. Трудно переоценить значение автомобилей для каждого человека в отдельности, которые давно перестали быть предметами роскоши, доступными ограниченному числу людей. Несмотря на все положительные стороны, автомашины являются средством повышенной опасности и ежедневно становятся предметом и орудием совершения значительного количества административных правонарушений и преступлений.
Проблема смертности на дорогах в результате совершения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на территории Российской Федерации уже не первое десятилетие является настоящим национальным бедствием для нашей страны, как в плане демографии, так и в плане экономики.
Изложенное актуализирует необходимость выявления проблем и поиска путей совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
Надо сказать, что проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения постоянно находились и находятся в поле зрения известных советских, российских, а также зарубежных ученых.
Проведенное исследование в данной части позволило нам выявить некоторые проблемы привлечения лиц к административной ответственности в сфере области дорожного движения. К их числу, в частности, относятся следующие:
- нарушение принципа презумпции невиновности при рассмотрении дел о нарушениях безопасности дорожного движения, что выражается в приоритетном значении протокола об административном правонарушении и изложенной в нем позиции сотрудника ГИБДД перед другими доказательствами;
- пробелы в законодательных актах, в частности отсутствие нормативного определения некоторых дефиниций в сфере безопасности дорожного движения, приводящее на практике к их расширительному толкованию, а также терминологические неточности, неудачные формулировки, редакционные огрехи и другие недостатки частного характера;
- отсутствие в ведомственном приказе запрета на применение мер административного воздействия в отношении иностранных граждан, обладающих особым статусом. Установленные в приказе положения позволяют на общих основаниях привлекать такие субъекты к административной ответственности, что противоречит нормам международного права.
Не менее серьезной проблемой в настоящее время также является то, что серьезную популярность в Российской Федерации в настоящее время набирает использование большой группы технических устройств, имеющих как одно, так и несколько колес, приводимых в движение обычно электродвигателем и предназначенных для перемещения в пространстве лишь лица, им управляющего. Как пример такого рода аппаратов можно выделить гироскутеры, моноколеса, сегвеи, электросамокаты. Конструктивно эти устройства не задумывались как средства передвижения, предназначенные для участия в дорожном движении. Однако текущая реальность такова, что они стали расцениваться гражданами не только как средство развлечения, но и как одно из самых доступных транспортных средств. Стоит отметить, что в законодательстве на данный момент отсутствуют нормы, регламентирующие их участие в дорожном движении. Такая ситуация, на наш взгляд, порождает для правоприменителей ряд важных проблем. Во-первых, к какой категории участников дорожного движения следует отнести названные средства передвижения, во-вторых, требуются ли для управления этими транспортными средствами специальные права соответствующего вида и, в-третьих, какова юридическая ответственность лиц, управляющих ими?.
Данные проблемы неизбежно влекут за собой отсутствие единообразной судебной практики по делам о дорожно-транспортных происшествиях (далее по тексту - ДТП), одним из участников которых выступал субъект, управлявший каким-либо из рассматриваемых нами устройств. В ряде случаев судебные инстанции рассматривают данные аппараты как источник повышенной опасности, то есть фактически приравнивают к транспортному средству. При этом, ряд судебных решений позволяет говорить о признании за новыми средствами передвижения статуса транспортных средств. В других случаях, рассматривая дела о ДТП, в котором лицо, управлявшее электросамокатом, является потерпевшей стороной, судебные инстанции определяют его статус участника дорожного движения как пешехода. В свою очередь, например, кассационные инстанции не признают электросамокаты транспортным средством, а лиц, ими управляющих, соответственно, к водителям транспортного средства, отменяя в этой связи решения нижестоящих судов.
Серьезной проблемой, на наш взгляд, является также использование средств связи водителями во время нахождения их за рулем автомобиля. Зачастую, водители стали пользоваться системами свободного движения рук во время телефонного разговора, однако, не все автомобили оборудованы такой системы. Поэтому, несмотря на то, что административное законодательство устанавливает наказание в виде штрафа за использование средств сотовой связи с применением рук, все еще на сегодняшний день большое количество людей совершают данное правонарушение и зачастую безнаказанно.
С целью устранения выявленных пробелов и недостатков считаем целесообразным предложить следующее:
- необходимо дополнить КоАП РФ и Правила дорожного движения Российской Федерации следующим понятием - управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя);
- необходимо осуществить дифференциацию административного штрафа как вида административного наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения с учетом фактического имущественного и материального положения виновного в его совершении лица;
- необходимо устранить существующее противоречие между текстом ведомственного приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 и положениями Венских конвенций, закрепив в нем запрет на применение мер административного воздействия в отношении иностранных граждан, обладающих особым статусом;
- необходимо разработать правила передвижения индивидуальных транспортных средств, оснащенными электродвигателем;
- необходимо внести изменения и дополнения в действующие нормативные акты, регламентирующие безопасность дорожного движения, подготовить и принять некоторые новые федеральные законно, а также усовершенствовать действующие законодательные и иные нормативные правовые акты;
- необходимо ввести административную ответственность за использование радиоэлектронных средств не только за разговоры по нему, но и за написание смс-сообщений, использование различных приложений и иные действия, кроме использования автомобильного навигатора. Кроме того, полагаем, необходимо и Российской Федерации увеличить размер штрафа для того, чтобы водители под угрозой уплаты более серьезной суммы ответственно подходили к использованию средств сотовой связи.
Улучшить безопасность дорожного движения в России необходимо также благодаря заимствованию зарубежного опыта. Ведь законодательство нашего государства в области обеспечения безопасности дорожного движения несовершенно, в том числе из-за того, что, фундаментальные нормативные и правовые акты принимались около 20-30 лет назад, что, несомненно, сказывается в практической деятельности.
Анализ зарубежного опыта позволяет нам предложить следующее:
- установить в России дополнительные меры по безопасности пожилых людей на дорогах (по аналогии с Сингапуром). В этой связи считаем целесообразным закрепить в Правилах дорожного движения обязанность водителей, достигших возраста 65 лет, раз в три года проходить медицинскую комиссию, с целью определения его годности к вождению автотранспортным средством. Кроме того, полагаем необходимым также введения курсов для пожилых людей, которые смогут повысить уровень их подготовки в области дорожного движения;
- ввести в КоАП РФ такую меру наказания как конфискация транспортного средства под залог в случае неоплаты штрафов.
В заключение еще раз подчеркнем, что устранение отмеченных недостатков в законодательстве позитивно отразится на состоянии законности правоприменительной деятельности в сфере безопасности дорожного движения.
Таким образом, анализ законодательных проблем об административной ответственности в области дорожного движения, показал, что совершенствование данного законодательства требует глобальных поправок, с учетом всех правовых пробелов и недостаточной эффективности принимаемых мер в практической деятельности. Из анализа практики и научной литературы следует, что значительное количество транспортных происшествий совершается по причине того, что в настоящее время отсутствует действенный механизм воздействия на злостных правонарушителей. Полагаем, что, если совершенствовать административное законодательство даже в этом направлении, то это позволит сократить статистику правонарушений на дорогах, а также позволить остальным граждан более безопасности находиться на дороге. Предложенные нами поправки в законодательство носят рекомендательный характер, однако, считаем, что их принятие позволило бы обезопасить участников дорожного движения, восстановить нормальную работу сотрудников дорожной инспекции и оградить самих водителей от совершения опасных правонарушений.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 г. № 16-1277/2021 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.12.2020 г. № 16-7770/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2020 г. по делу № 33-421750/2020, 2-1153/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Решение Московского городского суда от 10.11.2020 г. по делу № 7-13527/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Решение Ставропольского краевого суда от 11.11.2020 г. по делу № 7а-589/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Московского городского суда от 29.11.2019 г. № 4а-7610/2019 // СПС КонсультантПлюс.
Мартынова А.А. Совершенствование правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения / А.А. Мартынова // Вопросы устойчивого развития общества.- 2021.- № 10.- С. 543-550.
Поляков В.Ю. Дифференциация ответственности за противоправное нарушение правил дорожного движения / В.Ю. Поляков // Безопасность дорожного движения.- 2021.- № 1.- С. 46-47.
Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения /Д.В. Соколов // Транспортное право.- 2021.- № 3.- С. 11-14.
Якимов А.Ю. Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс.- 2021.- № 2.- С. 10-19.
Поляков В.Ю. Дифференциация ответственности за противоправное нарушение правил дорожного движения / В.Ю. Поляков // Безопасность дорожного движения.- 2021.- № 1.- С. 46-47.
Якимов А.Ю. Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс.- 2021.- № 2.- С. 10-19.
Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения /Д.В. Соколов // Транспортное право.- 2021.- № 3.- С. 11-14.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2020 г. по делу № 33-421750/2020, 2-1153/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Московского городского суда от 29.11.2019 г. № 4а-7610/2019 // СПС КонсультантПлюс.
Решения Московского городского суда от 10.11.2020 г. по делу № 7-13527/2020; Ставропольского краевого суда от 11.11.2020 г. по делу № 7а-589/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Постановления Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.12.2020 г. № 16-7770/2020; Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 г. № 16-1277/2021 // СПС КонсультантПлюс.
Мартынова А.А. Совершенствование правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения / А.А. Мартынова // Вопросы устойчивого развития общества.- 2021.- № 10.- С. 543-550.
8
Скачать работу
г. Москва
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Иванов А.М.
Проблемы и пути совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
Аннотация. В статье рассматривается проблемы и пути совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
The article examines the problems and ways of improving legislation for administrative offenses in the field of road traffic.
Ключевые слова: проблемы применения законодательства об ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, основные направления совершенствования действующего законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
problems of applying the legislation on liability for committing administrative offenses in the field of road traffic, the main directions of improving the current legislation for administrative offenses in the field of road traffic.
Развитие современного общества трудно представить без участия транспортных средств. Более того, использование транспорта является двигателем развития экономики и прогресса. Трудно переоценить значение автомобилей для каждого человека в отдельности, которые давно перестали быть предметами роскоши, доступными ограниченному числу людей. Несмотря на все положительные стороны, автомашины являются средством повышенной опасности и ежедневно становятся предметом и орудием совершения значительного количества административных правонарушений и преступлений.
Проблема смертности на дорогах в результате совершения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на территории Российской Федерации уже не первое десятилетие является настоящим национальным бедствием для нашей страны, как в плане демографии, так и в плане экономики.
Изложенное актуализирует необходимость выявления проблем и поиска путей совершенствования законодательства за административные правонарушения в области дорожного движения.
Надо сказать, что проблемы административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения постоянно находились и находятся в поле зрения известных советских, российских, а также зарубежных ученых.
Проведенное исследование в данной части позволило нам выявить некоторые проблемы привлечения лиц к административной ответственности в сфере области дорожного движения. К их числу, в частности, относятся следующие:
- нарушение принципа презумпции невиновности при рассмотрении дел о нарушениях безопасности дорожного движения, что выражается в приоритетном значении протокола об административном правонарушении и изложенной в нем позиции сотрудника ГИБДД перед другими доказательствами;
- пробелы в законодательных актах, в частности отсутствие нормативного определения некоторых дефиниций в сфере безопасности дорожного движения, приводящее на практике к их расширительному толкованию, а также терминологические неточности, неудачные формулировки, редакционные огрехи и другие недостатки частного характера;
- отсутствие в ведомственном приказе запрета на применение мер административного воздействия в отношении иностранных граждан, обладающих особым статусом. Установленные в приказе положения позволяют на общих основаниях привлекать такие субъекты к административной ответственности, что противоречит нормам международного права.
Не менее серьезной проблемой в настоящее время также является то, что серьезную популярность в Российской Федерации в настоящее время набирает использование большой группы технических устройств, имеющих как одно, так и несколько колес, приводимых в движение обычно электродвигателем и предназначенных для перемещения в пространстве лишь лица, им управляющего. Как пример такого рода аппаратов можно выделить гироскутеры, моноколеса, сегвеи, электросамокаты. Конструктивно эти устройства не задумывались как средства передвижения, предназначенные для участия в дорожном движении. Однако текущая реальность такова, что они стали расцениваться гражданами не только как средство развлечения, но и как одно из самых доступных транспортных средств. Стоит отметить, что в законодательстве на данный момент отсутствуют нормы, регламентирующие их участие в дорожном движении. Такая ситуация, на наш взгляд, порождает для правоприменителей ряд важных проблем. Во-первых, к какой категории участников дорожного движения следует отнести названные средства передвижения, во-вторых, требуются ли для управления этими транспортными средствами специальные права соответствующего вида и, в-третьих, какова юридическая ответственность лиц, управляющих ими?.
Данные проблемы неизбежно влекут за собой отсутствие единообразной судебной практики по делам о дорожно-транспортных происшествиях (далее по тексту - ДТП), одним из участников которых выступал субъект, управлявший каким-либо из рассматриваемых нами устройств. В ряде случаев судебные инстанции рассматривают данные аппараты как источник повышенной опасности, то есть фактически приравнивают к транспортному средству. При этом, ряд судебных решений позволяет говорить о признании за новыми средствами передвижения статуса транспортных средств. В других случаях, рассматривая дела о ДТП, в котором лицо, управлявшее электросамокатом, является потерпевшей стороной, судебные инстанции определяют его статус участника дорожного движения как пешехода. В свою очередь, например, кассационные инстанции не признают электросамокаты транспортным средством, а лиц, ими управляющих, соответственно, к водителям транспортного средства, отменяя в этой связи решения нижестоящих судов.
Серьезной проблемой, на наш взгляд, является также использование средств связи водителями во время нахождения их за рулем автомобиля. Зачастую, водители стали пользоваться системами свободного движения рук во время телефонного разговора, однако, не все автомобили оборудованы такой системы. Поэтому, несмотря на то, что административное законодательство устанавливает наказание в виде штрафа за использование средств сотовой связи с применением рук, все еще на сегодняшний день большое количество людей совершают данное правонарушение и зачастую безнаказанно.
С целью устранения выявленных пробелов и недостатков считаем целесообразным предложить следующее:
- необходимо дополнить КоАП РФ и Правила дорожного движения Российской Федерации следующим понятием - управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя);
- необходимо осуществить дифференциацию административного штрафа как вида административного наказания за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения с учетом фактического имущественного и материального положения виновного в его совершении лица;
- необходимо устранить существующее противоречие между текстом ведомственного приказа МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 и положениями Венских конвенций, закрепив в нем запрет на применение мер административного воздействия в отношении иностранных граждан, обладающих особым статусом;
- необходимо разработать правила передвижения индивидуальных транспортных средств, оснащенными электродвигателем;
- необходимо внести изменения и дополнения в действующие нормативные акты, регламентирующие безопасность дорожного движения, подготовить и принять некоторые новые федеральные законно, а также усовершенствовать действующие законодательные и иные нормативные правовые акты;
- необходимо ввести административную ответственность за использование радиоэлектронных средств не только за разговоры по нему, но и за написание смс-сообщений, использование различных приложений и иные действия, кроме использования автомобильного навигатора. Кроме того, полагаем, необходимо и Российской Федерации увеличить размер штрафа для того, чтобы водители под угрозой уплаты более серьезной суммы ответственно подходили к использованию средств сотовой связи.
Улучшить безопасность дорожного движения в России необходимо также благодаря заимствованию зарубежного опыта. Ведь законодательство нашего государства в области обеспечения безопасности дорожного движения несовершенно, в том числе из-за того, что, фундаментальные нормативные и правовые акты принимались около 20-30 лет назад, что, несомненно, сказывается в практической деятельности.
Анализ зарубежного опыта позволяет нам предложить следующее:
- установить в России дополнительные меры по безопасности пожилых людей на дорогах (по аналогии с Сингапуром). В этой связи считаем целесообразным закрепить в Правилах дорожного движения обязанность водителей, достигших возраста 65 лет, раз в три года проходить медицинскую комиссию, с целью определения его годности к вождению автотранспортным средством. Кроме того, полагаем необходимым также введения курсов для пожилых людей, которые смогут повысить уровень их подготовки в области дорожного движения;
- ввести в КоАП РФ такую меру наказания как конфискация транспортного средства под залог в случае неоплаты штрафов.
В заключение еще раз подчеркнем, что устранение отмеченных недостатков в законодательстве позитивно отразится на состоянии законности правоприменительной деятельности в сфере безопасности дорожного движения.
Таким образом, анализ законодательных проблем об административной ответственности в области дорожного движения, показал, что совершенствование данного законодательства требует глобальных поправок, с учетом всех правовых пробелов и недостаточной эффективности принимаемых мер в практической деятельности. Из анализа практики и научной литературы следует, что значительное количество транспортных происшествий совершается по причине того, что в настоящее время отсутствует действенный механизм воздействия на злостных правонарушителей. Полагаем, что, если совершенствовать административное законодательство даже в этом направлении, то это позволит сократить статистику правонарушений на дорогах, а также позволить остальным граждан более безопасности находиться на дороге. Предложенные нами поправки в законодательство носят рекомендательный характер, однако, считаем, что их принятие позволило бы обезопасить участников дорожного движения, восстановить нормальную работу сотрудников дорожной инспекции и оградить самих водителей от совершения опасных правонарушений.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 1 (часть I).- Ст. 1.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 г. № 16-1277/2021 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.12.2020 г. № 16-7770/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2020 г. по делу № 33-421750/2020, 2-1153/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Решение Московского городского суда от 10.11.2020 г. по делу № 7-13527/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Решение Ставропольского краевого суда от 11.11.2020 г. по делу № 7а-589/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Московского городского суда от 29.11.2019 г. № 4а-7610/2019 // СПС КонсультантПлюс.
Мартынова А.А. Совершенствование правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения / А.А. Мартынова // Вопросы устойчивого развития общества.- 2021.- № 10.- С. 543-550.
Поляков В.Ю. Дифференциация ответственности за противоправное нарушение правил дорожного движения / В.Ю. Поляков // Безопасность дорожного движения.- 2021.- № 1.- С. 46-47.
Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения /Д.В. Соколов // Транспортное право.- 2021.- № 3.- С. 11-14.
Якимов А.Ю. Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс.- 2021.- № 2.- С. 10-19.
Поляков В.Ю. Дифференциация ответственности за противоправное нарушение правил дорожного движения / В.Ю. Поляков // Безопасность дорожного движения.- 2021.- № 1.- С. 46-47.
Якимов А.Ю. Размышления о нормативно-правовой основе деятельности, связанной с дорожным движением / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс.- 2021.- № 2.- С. 10-19.
Соколов Д.В. Проблема юридической ответственности новых участников дорожного движения /Д.В. Соколов // Транспортное право.- 2021.- № 3.- С. 11-14.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2020 г. по делу № 33-421750/2020, 2-1153/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Постановление Московского городского суда от 29.11.2019 г. № 4а-7610/2019 // СПС КонсультантПлюс.
Решения Московского городского суда от 10.11.2020 г. по делу № 7-13527/2020; Ставропольского краевого суда от 11.11.2020 г. по делу № 7а-589/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Постановления Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.12.2020 г. № 16-7770/2020; Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.02.2021 г. № 16-1277/2021 // СПС КонсультантПлюс.
Мартынова А.А. Совершенствование правовых норм об административной ответственности за нарушения безопасности дорожного движения и практики их применения / А.А. Мартынова // Вопросы устойчивого развития общества.- 2021.- № 10.- С. 543-550.
8
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств