Программа непрерывного курса математики Л.Г. Петерсон имеет огромную методическую базу, включающую в себя подробные сценарии к урокам, презентации, печатный материал, методические рекомендации и т.д. Однако каждый учитель, пропуская этот методический эталон через себя, добавляет к уроку изюминку, творческий момент, своё видение, не нарушая основные методические принципы работы в ТДМ. Хочу привести пример такого урока.
Урок 34 (Р)
Тема: «Вычитание трехзначных чисел»
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать умение самостоятельно выполнять задания, проводить их самопроверку по образцу и подробному образцу, выявления и коррекции ошибок на основе установления их причины («что я не умею»).
2) Тренировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
Предметные:
Тренировать умения складывать и вычитать трёхзначные числа с переходом через разряд, в том числе, когда в уменьшаемом есть нули, с помощью графических моделей и в столбик; закрепить умения выполнять проверку решения примеров на вычитание, выполнять действия с именованными числами.
Заметки на полях:
На данном уроке закрепляется весь материал предыдущих уроков.
На уроке учащиеся выполняют следующие виды математических действий:
моделируют
трехзначные числа;
складывают
и вычитают
трехзначные числа;
складывают и вычитают
именованные числа.
Урок проводится в соответствии со структурой урока рефлексии, т.е. учащиеся выясняют, что они не умеют и учатся выполнять те способы действий, которые у них пока вызывают затруднения. Очень важно организовать так деятельность учащихся, чтобы каждый ученик мог самостоятельно определить у себя места затруднений и смог самостоятельно работать над своими ошибками. На данном уроке продолжается формирование умения проводить самопроверку по образцу и подробному образцу, с целью фиксации результата деятельности и определения места ошибки.
Ход урока:
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
На доске открыто изображение двери и ведущие к ней ступени
– Посмотрите на доску. Что видите? (Дверь и ведущие к ней ступени.)
– Что видите на ступенях? (Темы прошлых уроков.)
– Все ли темы вам знакомы? (Все.)
– Чему же будет посвящён сегодня урок? (Повторению и отработке указанных тем.)
– Как правильно нужно повторять, тренироваться? (…Надо поработать самостоятельно, проверить свою работу по образцу, чтобы выявить, есть ли трудности. Если есть, то надо выявить их причину, …)
– С какой ступени предлагаете начать движение и куда идти, вверх или вниз? (…)
– Конечно, вы пойдёте вверх, начиная с нижней ступени, и придёте к этой двери. На что похоже движение по ступеням вверх? (На преодоление препятствий.)
– Верно, а я еще хочу добавить, что каждая новая тема похожа на ступеньку и вы, изучая их, шагаете по этим ступенькам-темам вверх в своём развитии. Как вы думаете, надо ли вам вновь пройти эту лесенку, ведь вы знаете уже этот материал? (Да, надо убедиться, что трудностей нет, а если есть, то понять их причину, и преодолеть эти трудности…)
– Успешно повторив каждую из этих тем и поднявшись по лесенке, вы подойдёте к двери, а за каждой дверью всегда что-то есть! Интересно узнать, что спрятано за нашей дверью? (Конечно, интересно.)
– Скажите, а какие темы будете повторять, отрабатывать? (Вычитание с помощью графических моделей;
вычитание трёхзначных чисел в столбик,
проверка решения примеров на вычитание,
действия с именованными числами.)
– С чего начнёте? (С повторения указанных способов.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
На доске пронумерованные необходимые эталоны.
− Откройте учебники на стр. 66 (У), рассмотрите № 1, что надо сделать? (Надо объяснить решение примеров, записанных в столбик и, используя полученные результаты найти ответы остальных примеров.)
Задание выполняется фронтально.
− Какими эталонами вы пользовались при выполнении задания?
− Для примера на вычитание составьте графические модели
(задание на планшетах)
− А теперь я предлагаю выполнить № 5, стр. 66 (У), первое выражение.
(задание на планшетах)
– Что вы повторили? Что дальше? (Надо поработать самостоятельно.)
− Откройте рабочие тетради на стр. 58 (РТ), вы должны выполнить задание № 1. Сколько заданий вы должны выполнить? (Три задания.)
− Что вы будете делать в первом задании?
− Что вы будете делать во втором задании?
− Что вы будете делать в третьем задании?
− На работу 10 минут.
После выполнения работы.
− Что теперь необходимо сделать? (Проверить свои работы по образцу.)
– Проверьте свои работы по образцу.
На доске открыть образец выполнения
СР
№ 1 (
Д-34.2, слайд 3
):
1. 48.2. 1574789243. 2 м 9 дм 4 см;5 м 3 дм 5 см
– Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» или «?».)
– Что помогли вам увидеть поставленные знаки? (Где есть трудности, а где всё получилось.)
– Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании № 1 (№ 2, № 3).
Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий:
№ 1 – … чел.
№ 2 – … чел.
№ 3 – … чел.
− Как дальше вы будете действовать? (Проверим работы по подробному образцу.)
− С какой целью вы будете это делать? (Те, у кого все «+» проверят правильность ход решения, а те, кто выяснил, что есть затруднения, смогут определить место и причину возникшего затруднения.)
3. Локализация индивидуальных затруднений.
На доску вывешивается (презентация) подробный образец выполнения
СР
№ 1 (постепенно каждое задание отдельно)
− Проверьте первое задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
– У кого возникли затруднения в задании № 1?
В каком месте вы допустили ошибку?
Проверьте второе задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
– У кого возникли затруднения в задании № 2?
В каком месте вы допустили ошибку?
Проверьте третье задание? Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
– У кого возникли затруднения в задании № 3?
В каком месте вы допустили ошибку?
– Какие же правила были вами нарушены? (…)
– Нарушение правил – это и есть причина ваших ошибок.
– У кого всё верно? Что это значит? (У нас нет затруднений.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Сформулируйте цель те, кто выявил, что затруднений нет. (…)
– Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения?
– Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
− Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
– Посмотрите на результаты самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество ошибок? (...)
– Какие правила необходимо было применить при выполнении этих заданий? (…)
– Проговорите ещё раз для всех эти правила. (…)
– Что дальше делать тем, у кого при выполнении самостоятельной работы № 1 были трудности? (Выполнить ещё одну самостоятельную работу.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Мы повторили ещё раз все правила и наконец-то добрались до заветной двери. Вы хотите узнать, что за ней таится? Открываю двери… Лавка чудес! В ней можно приобрести ингредиенты успеха!
Предлагаю работу в группе: на планшетах подготовлены задания, если вы правильно их выполните, можно забирать волшебный эликсир, на котором число на бирке совпадает с вашим результатом. Если результат не совпал ни с одним числом, значит вы допустили ошибку и надо её найти и исправить.
-Что за магию нам предложили в лавке чудес?
-Можно ли на самом деле приобрести такие волшебные качества?
-Как это сделать?
-Какой курс нам помогает развивать в себе самые лучшие и необходимые для учёбы качества? (Мир деятельности)
8. Рефлексия деятельности на уроке.
– Чему посвятили время урока? (Преодолению трудностей по изученным темам.)
– В каких темах были затруднения?
– Удалось ли их преодолеть? Как? (Выясняли причину ошибок, повторяли соответствующие правила, отрабатывали, …)
− Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: Выполнить с/р №2.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат