Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников. . Работа №42408

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников.
Работа:

Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности младших дошкольников.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»

Лев Семёнович Выготский

 

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, хорошо ориентироваться во всем, что окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Следовательно, эффективное развитие интеллектуальных способностей и познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Современному ребенку необходимо научится активно исследовать сложность меняющегося мира. Важнейшими задачами воспитания маленького ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей, коммуникативных качеств, которые позволяют ребенку легко осваивать все новое. Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

Исследовательская деятельность и экспериментирование являются способом организации познавательной деятельности детей.

Активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста, это процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления на свет. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями и ощущениями. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной творческой исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, рода-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.

В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

А это значит, что жизнь ребенка уже с раннего возраста надо наполнить интересным содержанием, чтобы у него появилось желание поскорее познакомиться со всем новым и неизведанным. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина). Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики.

Постепенно у ребенка формируется познавательная активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Дети по природе своей исследователи. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Наблюдения в природе, опытно - экспериментальная деятельность и экспериментирование способствуют развитию познавательной активности дошкольников.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Опыт работы показывает, что развитие познавательно-исследовательской деятельности является залогом успешного обучения в дальнейшем. В период дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования .

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

 

Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через проведения опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: ООД, игра, прогулка, приём пищи, сон, КГН.

В ходе опыта дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

При организации исследовательской работы с детьми необходимо соблюдать определённые правила:
1.Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций;
2.Не сдерживать инициативу детей;
3.Не делать за них то, что они могут сделать; 
4.Не спешить с вынесением оценочных суждений;
5.Помогать детям управлять процессом усвоения знаний;
6.Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
7.Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
8.Анализировать и синтезировать, классифицировать, обобщать информацию.

Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Для этого очень важно обогащать представления детей о растениях, животных, объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3компонентов: 
1. Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); 
2. Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути
познания мира); 
3. Отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Трехлетний ребенок не может самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов (т. к. в его арсенале один способ познания: вижу - действую), ему необходима помощь взрослых.

Дети четвёртого года жизни начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

Во второй младшей группе как минимум один раз в месяц   мы проводим экскурсии (по детскому саду), знакомим детей со строением собственного тела, предметами (игрушки, мебель), птицами, комнатными растениями.

Дети любят подарки - это подарки осени, зимы, весны (осень - красивые листья, ягоды рябины, семена растений, зарисовки осеннего дождя и т. п., зима - снежинки, голые деревья и зеленые елочки, зарисовки детских зимних забав и т. д., весна - ласковое солнышко, первые листья и цветы и т.д.).

В младшей группе для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, нужно провести простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, дети увидят, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделают выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этому явлению можно использовать стихотворения, загадки, потешки.

Таким образом, для активизации у детей познавательной активности мы выделяем несколько этапов:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

Поиск путей решения проблемы. В процессе решения проблемной ситуации взрослый помогает ребенку использовать известные способы действия, перенеся их в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа; в этом случае ребенок может идти путем опытных проб. Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы.

Методы и приёмы работы: наблюдения. трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристическике беседы, (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)

Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.

Практика обучения дошкольников показала, что на успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребенка; очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Для этого необходимо использовать такие методы, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей. Доброжелательная оценка педагога, тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать весь процесс максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Форма занятия должна быть подвижной и меняться в зависимости от поставленных задач. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Обобщая материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×