Автор статьи :Нарожная Наталья Егоровна, учитель начальных классов МБОУ Ширинская СШ №4 имени Героя Советского Союза Алексея Емельяновича Толмачёва
Рефлексия в начальной школе.
Немало важным этапом в уроке по ФГОС является рефлексия. Прежде всего, нам надо определить,что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio-обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия-это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок. Условий и результатов собственной деятельности. внутренней жизни. Существует очень много видов рефлексии, но для начальной школы приемлемы 3 вида:
1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния
2 Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Эти виды рефлексии работают на формирование УУД и их результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом этапе урока.
Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, или в конце учебной деятельности.
Для этого можно применить карточки с изображением смайликов или цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление, разноцветные сигнальные карточки. Рефлексия настроения и эмоционального состояния прежде всего
-Отражает внутреннее состояние ученика;
- Самочувствие ( комфортно-дискомфортно);
- Является средством самопознания;
Для этого можно использовать такие приемы как. Комплимент, которая оценивает активность и качество работы.
Комплимент- похвала
Комплимент в деловых качествах
Комплимент в чувствах
« Солнышко»
Мое настроение похоже на солнышко
-На солнышко с тучкой;
-На тучку;
-На тучку с дождиком;
На классных часах и занятиях по внеурочной деятельности можно использовать вид рефлексии « Огонек общения»: Дети по кругу передают, дарят символические сердечки, цветочки, звездочки ( разного цвета) тем, кому считают нужным и говорят:
-сегодня меня порадовала…., самому любознательному…, самому вежливому…, воспитанному…, приятному в общении.., самому веселому …и.т. д. Перед тем, как приступить к этому виду деятельности, с детьми надо договориться, чтобы никто не остался без подарка. У учащихся 1-2 классов преобладает часто игровая деятельность, поэтому можно использовать яркие картинки, привлекающие их внимание ( гномик веселый -хорошее настроение, грустный- не совсем хорошее настроение).
Рефлексия деятельности: дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на всех этапах урока, а также на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Рефлексия деятельности отражает 4 сферы человеческой сущности:
1.физическую (успел- не успел);
2.сенсорную ( самочувствие комфортно-некомфортно);
3. интеллектуальную ( что понял, что осознал, -что не понял, какие трудности
испытывал);
4.Духовную ( стал лучше -хуже, созидал или разрушал себя, других);
5. Если физическая, сенсорная, интеллектуальная рефлексия может быть
как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально, без всякой огласки результатов. Таким образом, рефлексия может :
- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства.
Способы собственной деятельности ( интеллектуальная рефлексия)
- отражает внутреннее состояние человека ( сенсорная рефлексия), а также является средством самопознания. Для этого можно проводить такие виды рефлексии :
-упражнение « Плюс –Минус -Интересно»
Этот вид деятельности можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех граф.
В графу «П»(плюс) записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу»М»( минус)- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной, с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И»(интересно)-учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и чтобы еще хотелось узнать. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важные графы»П»и «М», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может когда-нибудь пригодится.
Анкетирование:
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домащнее задание мне
кажется…
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
« Условные знаки»
Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке. Ребятам предлагается в тетрадях отмечать свои ответы знаками + - ответ верный, - ответ не совсем был правильный, ? – нуждаюсь в помощи. Значки можно выбирать произвольно, как договоритесь с детьми. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся могут объективно оценить свою активность и качество работы.
2 Светофор»-этот вид хорош для уроков литературного чтения, технологии. окружающий мир. Дети сигналят карточками:
-Зеленая -ответ понравился, был полный
Желтая -ответ понравился, но не все получилось верно.
Красная ( сигнал опасности)- не получилось ответить, были трудности.
« Дерево творчества»(Сказочное дерево), по окончании урока дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды, птичек, которые означают отлично, не все было удачным, не получилось. Желательно с детьми вначале урока договариваться о значении цвета и предмета.
Применение « Лесенки успеха»в конце урока дает возможность оценить каждого учащегося.
« Лесенка успеха»Ученик помещает человечка ( себя) или буквой « Я», на соответствующую ступеньку
- уверен в своих знаниях
- не совсем уверен, надо повторить
- нуждаюсь в помощи
«Шкала успешности»
Верхняя шкала- у меня все получилось
Средняя- получилось, но не все, нуждаюсь в помощи.
Нижняя – ничего непонятно, не получилось.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Для этого вида рефлексии эффективен прием незаконченного предложения. Учащиеся по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно(легко)…
Я понял…Я научился,,,
У меня получилось…
Я попробую…
Меня удивило….
Мне захотелось…
Я расскажу друзьям, (дома)…
Прием знаний и достижения целей ( Я не знал, я знаю, я узнал) , также можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока. Если перед уроком были написаны цели урока или поставлены учащимися, то вопросы могут быть следующего характера:
Какую цель ставили перед собой?
Удалось ли добиться поставленной цели?
Где пригодится это умение?
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы. Откорректировать образовательные задачи и соединить с целями
Знаю
Узнал(а)
Хочу узнать
В качестве рефлексии интересно использовать известный прием « Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое и новое. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изучаемого материала. Синквейн -это пятистрочная строфа
1 строка-1-2 ключевых слова. определяющие содержание сннквейна ( это существительное);
2 строка- свойство этого объекта ( это -2,3 прилагательных), характеризующих данное понятие;
3 строка- 2-3 глагола или действие в рамках заданной темы.
4 строка- короткое предложение. Суть темы или отношение к ней.
5 строка- синоним ключевого слова. резюме.
Одной из форм работы в начальной школе по ФГОС- это формирование ребят работать в группе, для этого существуют виды рефлексии при работе в группе.
Рефлексия работы в группе.
Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации. Анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму.:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
Делало ее более эффективной?
Тормозило выполнение задания?
Не позволило точно выполнить задачу
Испортило отношение в группе?
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
-взаимодействие
-взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
-недостаток информации
-недостаток средств коммуникации ( речевых образцов, текстов)
-трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
-ориентированный на человека
ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
-Единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
-лидер выдвинувшийся в ходе работы
-нежелание наладить контакт участников группы
-непонимание задачи, поставленной для совместной работы
-сама задача оказалась неинтересной, трудной.
Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности- не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности, самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самого себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке -это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных, коммуникативных УУД, также с технологией критического мышления.
Пусть маленькие радости делают приятным каждый день,а каждые дни складываются в счастливую жизнь.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат