Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Рефлексия в начальной школе. Работа №42413

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Рефлексия в начальной школе
Работа:

Автор статьи :Нарожная Наталья Егоровна, учитель начальных классов МБОУ Ширинская СШ №4 имени Героя Советского Союза Алексея Емельяновича Толмачёва

Рефлексия в начальной школе.

Немало важным этапом в уроке по ФГОС является рефлексия. Прежде всего, нам надо определить,что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio-обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия-это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализом, осмыслением, оценкой предпосылок. Условий и результатов собственной деятельности. внутренней жизни. Существует очень много видов рефлексии, но для начальной школы приемлемы 3 вида:

1 Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2 Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания учебного материала

Эти виды рефлексии работают на формирование УУД и их результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом этапе урока.

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом, или в конце учебной деятельности.

Для этого можно применить карточки с изображением смайликов или цветовое изображение настроения, эмоционально- художественное оформление, разноцветные сигнальные карточки. Рефлексия настроения и эмоционального состояния прежде всего

тражает внутреннее состояние ученика;

- Самочувствие ( комфортно-дискомфортно);

- Является средством самопознания;

Для этого можно использовать такие приемы как. Комплимент, которая оценивает активность и качество работы.

Комплимент- похвала

Комплимент в деловых качествах

Комплимент в чувствах

« Солнышко»

Мое настроение похоже на солнышко

-На солнышко с тучкой;

-На тучку;

-На тучку с дождиком;

На классных часах и занятиях по внеурочной деятельности можно использовать вид рефлексии « Огонек общения»: Дети по кругу передают, дарят символические сердечки, цветочки, звездочки ( разного цвета) тем, кому считают нужным и говорят:

-сегодня меня порадовала…., самому любознательному, самому вежливому…, воспитанному…, приятному в общении.., самому веселому …и.т. д. Перед тем, как приступить к этому виду деятельности, с детьми надо договориться, чтобы никто не остался без подарка. У учащихся 1-2 классов преобладает часто игровая деятельность, поэтому можно использовать яркие картинки, привлекающие их внимание ( гномик веселый орошее настроение, грустный- не совсем хорошее настроение).

Рефлексия деятельности: дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на всех этапах урока, а также на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

Рефлексия деятельности отражает 4 сферы человеческой сущности:

1.физическую (успел- не успел);

2.сенсорную ( самочувствие комфортно-некомфортно);

3. интеллектуальную ( что понял, что осознал, то не понял, какие трудности
испытывал);

4.Духовную ( стал лучше уже, созидал или разрушал себя, других);

5. Если физическая, сенсорная, интеллектуальная рефлексия может быть
как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально, без всякой огласки результатов. Таким образом, рефлексия может :

- выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства.

Способы собственной деятельности ( интеллектуальная рефлексия)

- отражает внутреннее состояние человека ( сенсорная рефлексия), а также является средством самопознания. Для этого можно проводить такие виды рефлексии :

-упражнение « Плюс Минус нтересно»

Этот вид деятельности можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу, состоящую из трех граф.

В графу «П»(плюс) записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу»М»( минус)- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая по мнению ученика, оказалась для него ненужной, бесполезной, с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И»(интересно)-учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и чтобы еще хотелось узнать. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важные графы»П»и «М», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может когда-нибудь пригодится.

Анкетирование:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домащнее задание мне
кажется…

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

« Условные знаки»

Для оценивания учащимися своей активности и качества работы на уроке. Ребятам предлагается в тетрадях отмечать свои ответы знаками + - ответ верный, - ответ не совсем был правильный, ? – нуждаюсь в помощи. Значки можно выбирать произвольно, как договоритесь с детьми. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся могут объективно оценить свою активность и качество работы.

2 Светофор»-этот вид хорош для уроков литературного чтения, технологии. окружающий мир. Дети сигналят карточками:

-Зеленая твет понравился, был полный

Желтая твет понравился, но не все получилось верно.

Красная ( сигнал опасности)- не получилось ответить, были трудности.

« Дерево творчества»(Сказочное дерево), по окончании урока дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды, птичек, которые означают отлично, не все было удачным, не получилось. Желательно с детьми вначале урока договариваться о значении цвета и предмета.

Применение « Лесенки успеха»в конце урока дает возможность оценить каждого учащегося.

« Лесенка успеха»Ученик помещает человечка ( себя) или буквой « Я», на соответствующую ступеньку

- уверен в своих знаниях

- не совсем уверен, надо повторить

- нуждаюсь в помощи

 

«Шкала успешности»

Верхняя шкала- у меня все получилось

Средняя- получилось, но не все, нуждаюсь в помощи.

Нижняя – ничего непонятно, не получилось.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.

Для этого вида рефлексии эффективен прием незаконченного предложения. Учащиеся по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно

Было трудно(легко)…

Я понял…Я научился,,,

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило….

Мне захотелось…

Я расскажу друзьям, (дома)…

Прием знаний и достижения целей ( Я не знал, я знаю, я узнал) , также можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока. Если перед уроком были написаны цели урока или поставлены учащимися, то вопросы могут быть следующего характера:

Какую цель ставили перед собой?

Удалось ли добиться поставленной цели?

Где пригодится это умение?

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в конце учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы. Откорректировать образовательные задачи и соединить с целями

Знаю

Узнал(а)

Хочу узнать

 

 

 

В качестве рефлексии интересно использовать известный прием « Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое и новое. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изучаемого материала. Синквейн то пятистрочная строфа

1 строка-1-2 ключевых слова. определяющие содержание сннквейна ( это существительное);

2 строка- свойство этого объекта ( это -2,3 прилагательных), характеризующих данное понятие;

3 строка- 2-3 глагола или действие в рамках заданной темы.

4 строка- короткое предложение. Суть темы или отношение к ней.

5 строка- синоним ключевого слова. резюме.

Одной из форм работы в начальной школе по ФГОС- это формирование ребят работать в группе, для этого существуют виды рефлексии при работе в группе.

Рефлексия работы в группе.

Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации. Анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму.:

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

Делало ее более эффективной?

Тормозило выполнение задания?

Не позволило точно выполнить задачу

Испортило отношение в группе?

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

- обмен информацией

-взаимодействие

-взаимопонимание

- были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

-недостаток информации

-недостаток средств коммуникации ( речевых образцов, текстов)

-трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

-ориентированный на человека

ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

-Единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

-лидер выдвинувшийся в ходе работы

-нежелание наладить контакт участников группы

-непонимание задачи, поставленной для совместной работы

-сама задача оказалась неинтересной, трудной.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности- не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности, самостоятельности, предприимчивости и конкурентноспособности. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самого себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке то совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных, коммуникативных УУД, также с технологией критического мышления.

Пусть маленькие радости делают приятным каждый день каждые дни складываются в счастливую жизнь.

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×