ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ - ТРЕБОВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
Инновация от лат. инновация означает обновление, улучшение. Инновация как концепция стала находить отклик в педагогико-дидактической терминологии во второй половине ХХ века. Первоначально это касалось в основном содержания образования, позже этот термин стал использоваться применительно к другим понятиям – методическим аспектам работы учителя, нововведениям, связанным со школьной системой, нововведениям школьных учреждений и даже самих школ.
Инновации нужны для повышения эффективности образовательного процесса и его результатов. Решающую роль в процессе инноваций играет учитель, который должен быть творческим, заинтересованным в инновациях, который не только принимает теоретические знания, но также ищет новые методы обучения, обновляет содержание образования и т.д.
Инновация и реальность образования.
К сожалению, реальность такова, что, несмотря на прекрасную проработку многих образовательных направлений, реальная образовательная практика мало их принимает. Почему это так? В частности, это следующие причины.
1. Хотя содержание образования постепенно меняется, хотя оно до некоторой степени стабильно, определенное содержание по отдельным предметам было, есть и обязательно будет в ближайшие годы. Определенная стабильность содержания, соотвующий определенный «фиксированный процент» не вызывают немедленной потребности в инновациях.
2. Методы преподавания и формы обучения, какими мы их знаем и как их школа и учителя применяют в принципе в течение десятилетий (даже двух столетий), могут гарантировать, что учащиеся усвоят учебную программу.
3. Помимо частичных изменений содержания и графики, школьные учебники практически не изменились. Необходима методическая обработка в школьных учебниках, которые побуждали бы учеников заниматься творческой деятельностью и формировать отношения с непрерывным обучением.
4. Мало используется богатый теоретический педагогико-дидактический потенциал предметной дидактики и т. д.
Что нужно для образования, чтобы внедрять инновации.
Чтобы улучшить ситуацию в образовании, необходимо изменить некоторые наши подходы. Учитывая их количество, перечислим лишь некоторые:
– новое знание человечества предъявляет совершенно другие и новые требования к функциям школы, ее методам и целям, а также к формам оценки знаний учащихся. Напомним слова шведского педагога Т. Husen: «Производственные формы школы находятся на до индустриальном уровне. Посредничество знаний и привитие привычек происходит в основном так же, как 50 или 100 лет назад, независимо от всех прогрессивных направлений в области новаторства методологии и рационализации процесса обучения»
– несмотря на то, что мы говорим это десятилетиями, все же нужно помнить (и, к сожалению, критиковать), что в школах преобладают традиционный энциклопедизм, запоминание и словесное обучение;
– несмотря на хорошее развитие новых и эффективных методов обучения, школа по-прежнему придерживается традиционных методов и очень медленно продвигает инновациям;
– постоянной и серьезной проблемой школы является то, что она мало ориентируется в своей деятельности на будущее, но прежде всего на оценку текущей успеваемости учеников. Другими словами, доминирует дидактика памяти;
– несмотря на то, что школа признает индивидуальные особенности учеников, признает влияние среды и т. д., в реальной учебной практике индивидуальность (одаренные, средние, слабые ученики) и влияние среды уважаются очень мало, недостаточно.
Инновация в образовании – это не только текущее требование настоящего, это особенно важная ответственность учителей и педагогов за будущее. При обсуждении образования иногда возникает вопрос: что является инновационным? Ответ на это дан в тексте, но мы можем придумать другой ответ. Мы могли бы охарактеризовать обучение прошлых лет как «обучение мелом, речь и аудирование». Нам, конечно, не нужно описывать и объяснять, что нынешнее и будущее преподавание принципиально различаются. Оно характеризуется атрибутами, например активность, сотрудничество, творчество, интерактивность и многое другое.
Мы не должны забывать об информационных и коммуникационных технологиях, которые также вносят чрезвычайно важный вклад в инновации в образовании.
Таким образом, анализ только части общих проблем инновационных преобразований приводит нас к выводу о необходимости взвешенного подхода к происходящим переменам в системе российского образования. Тот же вывод касается и используемых технологий, многие из которых, при всех их достоинствах, не могут заменить преподавателя в лекционной и семинарской аудитории
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат