Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Формирование креативного мышления у школьников на уроках математики». Работа №42420

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Формирование креативного мышления у школьников на уроках математики»
Работа:
Тема: Формирование креативного мышления
младших школьников на уроках математики
Макарьева Лилия Гейбатовна , учитель начальных классов
Хопова Светлана Викторовна, учитель математики
ГБОУ СОШ с. Васильевка
Введение
Важнейшая задача
цивилизации – научить
человека мыслить
Т.Эдисон
Одна из самых основных проблем в образовании - активизация познавательной деятельности обучающихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Каждый урок следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.Этому способствует развитие креативного мышления через использование элементов поисковой деятельности, системы творческих заданий, решение проблемных ситуаций.
Актуальность темы заключается в необходимости сформировать у обучающихся умения и навыки решения задач с геометрическим содержанием.
Умения и навыки, которые должны быть сформированы у детей для решения задач с геометрическим содержанием ничем не отличаются от умений и навыков, которые должны быть сформированы у детей для решения задач другого типа:
Цена, количество, стоимость
Работа, время, производительность труда
Скорость, время, расстояние
Разностное или кратное сравнение и т.д.
Что значит решить задачу? Это значит правильно выстроить логическую цепочку рассуждений и арифметических действий и правильно записать ответ.
Какие задачи с геометрическим содержанием решаются в начальной школе? Задачи на нахождение периметра или площади, задачи на построение геометрических фигур.
Такие задачи есть в ВПР, есть в ИКР, в олимпиадах по математике разного уровня.
Цель: научить правильно выстраивать логическую цепочку рассуждений и арифметических действий и правильно записывать ответ; обобщить опыт по развитию креативного мышления младших школьников как средства активизации познавательной деятельности.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения;
- выявить условия активизации познавательной деятельности через развитие креативного мышления;
- обобщить опыт по развитию креативного мышления младших школьников как средства активизации познавательной деятельности;
- провести диагностику развития креативного мышления учащихся.
С какими проблемами сталкиваются учителя, дети и родители при решении задач с геометрическим содержанием.
1. Дети вообще не видят нужных фигур. Не отличают прямоугольник от квадрата, не могут из одной фигуры получить несколько других и т.д.
2. Никак не могут запомнить, чем отличается периметр от площади
3. Соответственно путают какую формулу надо использовать при решении задачи
4. Путают единицы измерения
5. Неправильно пишут пояснения
6. Не понимают, зачем нужно достраивать фигуры, а значит не понимают, как найти площадь треугольника или трапеции (ВПР, олимпиадные задачи)
Проблемы развития креативного мышления младших школьников в процессе обучения на уроках
математики в начальной школе.
Креативность- способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное; смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов;
Понятия креативности можно дать целую массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.
Математика в силу своей специфики предоставляет большие возможности для учителя в плане развития мышления детей. Развивать мышление учащихся можно при изучении, практически, любой математической темы. Однако среди всех содержательных линий начального курса математики особое место в развитии мышления принадлежит геометрии, так как именно этому разделу отводится важная роль в формировании у обучаемых логического, пространственного и творческого мышления [40]. Большая часть программ по математике для 1 - 4 классов ориентирована, в основном, на развитие у учащихся логических приемов мышления, а также формирования пространственных представлений на геометрическом содержании, но не предусматривает целенаправленной работы по развитию творческого мышления и его черт. Основными при изучении геометрического содержания курса математики в 3 классе являются темы Периметр и Площадь.. Одним из приоритетных направлений модернизации математического образования, согласно требованием ФГОС второго поколения [52], является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, который повышает эффективность проведения урока; усиливает мотивацию учения; позволяет сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, более наглядным; способствует реализации деятельностного подхода в обучении.Чаще всего само понятие не вызывает проблем у школьников. Мы им сообщаем, что периметр-это сумма всех сторон многоугольника (треугольника, квадрата и т.д.) и дети честно пытаются это запомнить.
Проблемы начинаются потом, когда появляется площадь…
Именно потому, что мы в свое время просто сообщили детям что такое периметр, они это потом легко забывают или помнят, но не всегда. Или …вариантов того, что именно могут забыть или перепутать дети множество.
Но если они сами, своими руками, потрогали, сделали этот самый периметр, они это не забудут.
1. Вводим понятие периметр
Чаще всего само понятие не вызывает проблем у школьников. Мы им сообщаем, что периметр это сумма всех сторон многоугольника (треугольника, квадрата и т.д.) и дети честно пытаются это запомнить.
Проблемы начинаются потом, когда появляется площадь…
Именно потому, что мы в свое время просто сообщили детям что такое периметр, они это потом легко забывают или помнят, но не всегда. Или …вариантов того, что именно могут забыть или перепутать дети множество.
Но если они сами, своими руками, потрогали, сделали этот самый периметр, они это не забудут.
Периметр
1. Что такое периметр
2. Выполняем практическую работу
3. Сравниваем результаты полученные в разных случаях
4. Формулируем определение периметра
5. Обобщаем и делаем выводы: как найти периметр
6. Решаем задачи
2. Вводим понятие площадь
Представление о площадипомогут сформировать геометрические фигуры разной формы и величины, вырезанные из цветной бумаги. Ученик ладошкой показывает, сколько места занимает та или иная фигура. Сравнивает площади фигур наложением друг на друга.
После этого можно попробовать совместить эти две величины: по сторонам фигуры проложить дорожку (заборчик) из проволоки, каждый раз выясняя, где длина сторон фигуры, а где то- место (площадь), которое она занимает.
… Когда я рассказываю про площадь, прошу детей представить огород. Периметр – это забор вокруг огорода. А площадь – это картошка, которая растёт в огороде. Площадь – это то, что внутри фигуры…
Площадь
1. Что такое площадь
2. Выполняем практическую работу
3. Сравниваем результаты, полученные в разных случаях
4. Формулируем определение площади
5. Обобщаем и делаем выводы: как найти площадь
6. Решаем задачи на площадь
Для улучшения результата в усвоении обучающимися, таких понятий как периметр и площадь, я в своей практике применяю комплекс задач Учусь решать задачи. Периметр и площадь.
Восстанови условия задачи
Используя чертеж и решение задачи, восстанови ее решение
Используя чертеж и математические действия в решении, восстанови условие задачи и пояснения к решению задачи.
Практические задачи на решение периметра
Прочитай условие задачи, рассмотри картинку, запиши решение задачи и ответ.
Практические задачи на решение площади
Прочитай условие задачи, рассмотри картинку, запиши решение задачи и ответ.
Решаем хитрые задачи
Задачи из ВПР
Работа на клетчатом поле.
Нахождение периметра и площади.
Данные за 2019-2020 учебный годГБОУ СОШ с. Васильевка
Восстанови условия задачи
Практические задачи на решение периметра
Практические задачи на решение площади
Решаем хитрые задачи
Задачи из ВПР
15%
17%
12%
11%
45%
Заключение
Можно отметить, что ученикам нравятся геометрические задания открытого типа, требующие особого, нестандартного мышления и предполагающие не одно решение (задания дивергентного типа). На всех этапах при организации индивидуальной работы при необходимости осуществлялась помощь тем ученикам, которые не справлялись с заданием. Наблюдения за работой учащихся показали, что за учебный год, дети довольно успешно справлялись с выполнением творческих заданий, испытывали меньше затруднений, проявляли творческую инициативу и самостоятельность. В целом, запланированная работа осуществлена в полном объеме. В процессе обучения были апробированы задания, которые разрабатывались с учетом равномерности, включения упражнений конвергентного и дивергентного типа, а также возрастных особенностей мышления младших школьников.
Продолжаем работать дальше, улучшать результат.
Когда тебе покажется, что цель недостижима,
что ты никогда их ничему не научишь …
Не изменяй цель – измени план действий.
И ВСЕ У ТВОИХ УЧЕНИКОВ ПОЛУЧИТСЯ
Список литературы
Артемов А.К. Приемы организации развивающего обучения. /А.К.Артемов.// Начальная школа.-1995-№3-с.35-39.
Брайтовская С. И. Простейшие исследовательские задания. /С. И. Брайтовская.// Начальная школа.-1996-№9-с.72.
Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов./ И. В. Винникова. // Начальная школа. - 2002 - № 3 - С. 25 - 27.
Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс Дельта, 2003.
Гальперин П. Я. К психологии творческого мышления./ П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик.// Вопросы психологии. - 1982 - №5 - с. 40 - 45.
Горина О. П. Какие задания можно назвать проблемными при обучении математике./ О. П. Горина.// Начальная школа. – 2002. - №5 – с.109-111.
4
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×