Туристическое направление работы в детском саду, как всестороннее развитие дошкольников.
Работа в детском саду, по туристическому направлению является эффективным средством гармоничного развития дошкольников. В дошкольном учреждении активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей, которые могли бы не только повышать их физическую форму, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности, посредством игровой деятельности. Одним из таких подходов является детский туризм, как эффективное средство гармоничного развития дошкольников. Развитие детского туризма – это одно из перспективных направлений.
Овладение туристическими навыками в дошкольном возрасте позволяет привить детям культуру здорового образа жизни. Ценность занятий туризмом в оздоровлении ребёнка выражается в том, что дети играют на свежем воздухе в любую погоду, что способствует закаливанию организма и улучшает здоровье. Организм ребёнка закаляется в естественных условиях. На территории детского сада используются игры на ориентирование, поиск предметов, различные КВЕСТы. Все эти игры сопровождаются атрибутикой и музыкальным сопровождением. В результате происходит совершенствование всех физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы, ориентировки в пространстве. А также основных видов движений – ходьбы, бега, ползания, лазания, прыжков, метания, упражнений в равновесии.
Работа по данному направлению затрагивает познавательную деятельность дошкольников, и направленна на познание окружающего мира: знакомство с малой родиной, особенностями ландшафта, животного и растительного мира. У ребят формируются обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об её охране. Развивается мыслительная деятельность. Благодаря постоянному перемещению по местности, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается умение действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат своей деятельности. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
С помощью туристических игр развиваются и совершенствуются практические умения: такие как умение разбить палатку, разжечь огонь, собрать аптечку, оказать первую медицинскую помощь, пользоваться картой и компасом. А самое главное, дети учатся умению безопасно вести себя в природе.
Воспитательная ценность туристической деятельности заключается в том что дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, проявляется внимание к ближнему, их переживаниям, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценивать поступки свои и сверстников. Именно туризму присущи коммуникативные функции и при целенаправленном педагогическом воздействии они могут играть значительную роль в решении задач нравственного воспитания. В туристском походе вырабатывается самостоятельность, организованность, воля, умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Совместные усилия сплачивают коллектив, учат ребят взаимопомощи и взаимовыручке. Затрагиваются вопросы трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приёмам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность, ответственность, инициативность, бережное отношение к снаряжению и спортивному инвентарю.
Общение с людьми разных возрастов способствует приобретению детьми коммуникативных навыков. Так же мы можем решать такие задачи по развитию речи дошкольников как: обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической), связной речи, воспитания интереса к художественному слову. Туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у детей умения интересно и содержательно организовать свой досуг. Положительные эмоции, которые испытывает ребёнок в процессе занятий физической культурой и туризмом формируют стойкую потребность ведения здорового образа жизни.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Совместные с родителями мероприятия вызывают положительные эмоции у всех участников педагогического процесса. Очень важно в таком непростом деле как туризм обрести в лице родителей союзников.
Литература:
Бочарова, Н. И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Аркти, 2004.
Завьялова Т.П. Программа двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма “Туристята” (для подготовительной к школе группы). Дошкольное воспитание, - 2003, - №8, с.50-53
Завьялова Т. П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения: учеб. – метод. пособие / Тюменский гос. ун-т. – Тюмень, 2006.
Кузнецова С.В. Туризм в детском саду. Методическое пособие. – Москва, Обруч, 2013.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат