Организация работы с одаренными детьми на уроках информатики
На данный момент одной из приоритетных задач обучения школьника является получение на выпуске школы гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы решить такую задачу, в ребенке должен проснуться творец. У него должно появиться желание познать себя, свои внутренние возможности. Главное он должен почувствовать, что может реализовать свои возможности не только для личного интереса, но и с пользой для окружающих. Помочь ребенку в этом может учитель.
Для создания творческой обстановки в классе можно использовать следующие приемы:
фоновая
музыка
: используется музыка без слов как
отечественных
так и зарубежных авторов, музыка природы, музыка для релаксации;
соревновательный момент
: применяю деление учащихся на группы, которые выполняют различные задания на скорость. Одно и то же задание применяю при изучении разных тем в разных параллелях. Например, карточку с изображением множества геометрических фигур использую при закреплении знаний по темам: графические операторы языка программирования, растровые графические редакторы, векторные графические редакторы;
физкультминутки (
для глаз
,
общие
.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выделяют шесть основных типов одаренности:
Интеллектуальный
;
Академический
;
Художественный
;
Креативность
;
Лидерская, или социальная
;
Психомоторная или спортивная
.
Основные цели работы с одаренными детьми:
Создание индивидуальной траектории развития каждого одаренного ребенка
Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся (развитие чувства гражданина)
При работе с одаренными детьми рекомендовано придерживаться следующих принципов:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными детьми:
объединения дополнительного образования
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися
факультативы
заочные,
очно-заочные
, дистанционные школы
конкурсы и конференции
участие в олимпиадах
спецкурсы
занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов
Работа с одаренными детьми на уроках информатики ведется с помощью трех подходов:
дифференцированный подход
проблемное обучение
проектная деятельность
.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциацию можно проводить по следующим критериям:
по содержанию задания
по форме организации работы на уроке
по способу педагогической поддержки
по способу восприятия информации
Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Например, при изучении темы «Обработка текстовой информации» учащиеся не получают от учителя инструктажа по вводу римских цифр. Столкнувшись с проблемой набора текста, содержащего римские цифры, учащиеся вынуждены самостоятельно найти выход из проблемной ситуации. Учитель не оказывает поддержки в решении данной проблемы.
Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы.
Возможен следующий вариант реализации проектной деятельности на уроках информатики.
В начале полугодия учитель вывешивает на стенде в классе и на сайте школы перечень тем для персональных проектов. Каждый учащийся должен выбрать тему для самостоятельного изучения и по окончании полугодия представить персональный проект к защите. В него должны входить: реферат, плакат или буклет, презентация, контрольно-измерительные материалы по теме исследования.
Используя на уроках информатики все вышеописанные подходы, можно добиться высоких результатов обучения школьников, а также придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающемуся стать активным участником образовательного процесса. Доказательством этому является тот факт, что учащиеся нашей школы являются активными участниками и призерами смотров, конкурсов, конференций, фестивалей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат