Дата публикации:
28.12.2021
Автор:
Овечкина Ирина Викторовна
Название работы:
Изучение межличностных отношений в коллективе
Работа:
ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация
Научные знания о формировании и проявлении психологического климата в команде являются неотъемлемой частью тренировочного процесса, практичны и влияют на спортсменов не сами по себе, а через тренерскую деятельность и постоянно опосредуются взаимоотношениями тренера со спортсменами.
Ключевые слова
Межличностные отношения, психологический климат, спортивная деятельность.
Межличностные отношения являются основой в формировании социально - психологического климата в коллективе, играют немаловажную роль в росте спортивных достижений ее участников, являются показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов.
Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов - острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Одной из существенных характеристик является удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, которые наряду с физической и технико-тактической подготовкой, являются одними из основных составляющих достижения высокого спортивного результата.
Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена играет тренер, от которого зависит, как будут развиваться взаимоотношения в команде, и как они в дальнейшем будут проявляться в достижениях спортивных результатов. Важно сплотить команду в единое целое. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд. Сплоченный коллектив, отличается способностью к быстрой мобилизации, сопереживанию успехов и неудач.
Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. В отличие от первого, атмосфера способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств; климат же - явление более устойчивое. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Неустойчиво благоприятный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей и сложностям при достижении групповой цели.
Цель работы: изучить межличностные отношения в системе тренер-спортсмен как составляющие психологического климата хоккейной команды.
Гипотеза: мы предполагаем, что определяющей основой психологического климата в спортивной команде являются межличностные отношения в системе тренер-спортсмен.
В исследовании принимало участие 25 учеников, обучающихся в 6 классе. Подростки занимаются в секции хоккея с шайбой в ледовом дворце спорта кузнецких металлургов г.Новокузнецка. Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ научно – методической литературы, который позволил определить цель исследования и гипотезу, поставить соответствующие задачи, подобрать методы исследования.
На втором этапе дважды проводилось психологическое тестирование и наблюдение за игроками с целью оценки психологического климата в команде и определение межличностных отношений между игроками и тренером. В ходе проведения педагогического эксперимента были реализованы мероприятия, проводимые 3 раза в неделю во время тренировочного процесса, направленные на улучшение психологического климата всех его участников.
По результатам исследования взаимоотношений между тренером и спортсменами были получены следующие данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1. – Средние значения параметров исследования взаимоотношений между тренером и спортсменами в начале эксперимента (балл)
Показатели
Итог
Гностический
Эмоциональный
Поведенческий
6,291,8
6,290,9
6,710,7
19,29
Данные проведенного нами исследования помогают представить своеобразный обобщенный портрет тренера, нарисованный его командой, по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю.
Гностический параметр – средняя арифметическая оценка- 6,29 из 8 возможных баллов. Спортсмены оценивают уровень компетентности тренера как специалиста достаточно высоко.
По эмоциональному параметру респонденты дали своему тренеру более высокую оценку- 6,29 из 7 возможных баллов. Это говорит о том, что в данной команде тренер симпатичен спортсменам как личность, что возможно определяет успешность тренировочного процесса.
Поведенческий параметр - был оценен спортсменами в 6,71 баллов из 8 возможных, что является хорошим показателем благоприятных межличностных отношений в системе тренер - спортсмен.
В основном в команде создана благоприятная психологическая атмосфера взаимопонимания и уважения, эмоциональной поддержки, о чем и свидетельствуют результаты опроса. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Каждый член группы участвует в формировании психологического климата и ощущает на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде передается от одного человека к другому, определяя модель самочувствия, поведения и, как следствие, результативность. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от тренера.
Проведя тест на определение психологического климата группы выявили, что 60 % считают психологический климат в команде устойчиво благоприятным с точки зрения индивида, а 40% опрошенных указывают на неустойчивость психологического климата.
Отрицательная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе свидетельствует о неудовлетворенности человека положением дел в коллективе. Среднегрупповая оценка психологического климата которая равна 26,5.
Вывод: климат устойчиво благоприятен, но находится ближе к границе с устойчиво неблагоприятным климатом.
После проведения мероприятий, направленных на сплочение коллектива было проведено повторное исследование на изучение психологического климата в команде (табл. 2).
Таблица 2. – Оценка психологического климата в команде до и после проведения эксперимента (%)
Психологический климат в команде
До
После
Устойчиво благоприятный (>25 баллов)
60
70
Устойчиво неблагоприятный (0-25 баллов)
40
30
Неблагоприятный (
Скачать работу
В КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация
Научные знания о формировании и проявлении психологического климата в команде являются неотъемлемой частью тренировочного процесса, практичны и влияют на спортсменов не сами по себе, а через тренерскую деятельность и постоянно опосредуются взаимоотношениями тренера со спортсменами.
Ключевые слова
Межличностные отношения, психологический климат, спортивная деятельность.
Межличностные отношения являются основой в формировании социально - психологического климата в коллективе, играют немаловажную роль в росте спортивных достижений ее участников, являются показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов.
Психологический климат формируется под влиянием групповых эмоций, возникающих в результате достижения командой успеха или, наоборот, неудачи. Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов - острых противоречий, возникающих между членами группы при наличии у них взаимоисключающих форм поведения. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. Одной из существенных характеристик является удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, которые наряду с физической и технико-тактической подготовкой, являются одними из основных составляющих достижения высокого спортивного результата.
Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Главную роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена играет тренер, от которого зависит, как будут развиваться взаимоотношения в команде, и как они в дальнейшем будут проявляться в достижениях спортивных результатов. Важно сплотить команду в единое целое. Создать хороший социально-психологический климат в спортивном коллективе, подобрать команду так, чтобы все ее члены не только успешно взаимодействовали на поле, площадке, но и гармонировали между собой как личности, построить правильные взаимоотношения в коллективе - большое искусство и большой педагогический труд. Сплоченный коллектив, отличается способностью к быстрой мобилизации, сопереживанию успехов и неудач.
Следует различать психологический климат и психологическую атмосферу. В отличие от первого, атмосфера способна быстро изменяться под влиянием тех или иных обстоятельств; климат же - явление более устойчивое. Хороший психологический климат способствует успешному продвижению команды к достижению общей цели, преодолению препятствий, умению находить компромиссные решения в конфликтных ситуациях. Неустойчиво благоприятный климат приводит к возникновению конфликтов, разобщению людей и сложностям при достижении групповой цели.
Цель работы: изучить межличностные отношения в системе тренер-спортсмен как составляющие психологического климата хоккейной команды.
Гипотеза: мы предполагаем, что определяющей основой психологического климата в спортивной команде являются межличностные отношения в системе тренер-спортсмен.
В исследовании принимало участие 25 учеников, обучающихся в 6 классе. Подростки занимаются в секции хоккея с шайбой в ледовом дворце спорта кузнецких металлургов г.Новокузнецка. Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ научно – методической литературы, который позволил определить цель исследования и гипотезу, поставить соответствующие задачи, подобрать методы исследования.
На втором этапе дважды проводилось психологическое тестирование и наблюдение за игроками с целью оценки психологического климата в команде и определение межличностных отношений между игроками и тренером. В ходе проведения педагогического эксперимента были реализованы мероприятия, проводимые 3 раза в неделю во время тренировочного процесса, направленные на улучшение психологического климата всех его участников.
По результатам исследования взаимоотношений между тренером и спортсменами были получены следующие данные, представленные в табл. 1.
Таблица 1. – Средние значения параметров исследования взаимоотношений между тренером и спортсменами в начале эксперимента (балл)
Показатели
Итог
Гностический
Эмоциональный
Поведенческий
6,291,8
6,290,9
6,710,7
19,29
Данные проведенного нами исследования помогают представить своеобразный обобщенный портрет тренера, нарисованный его командой, по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю.
Гностический параметр – средняя арифметическая оценка- 6,29 из 8 возможных баллов. Спортсмены оценивают уровень компетентности тренера как специалиста достаточно высоко.
По эмоциональному параметру респонденты дали своему тренеру более высокую оценку- 6,29 из 7 возможных баллов. Это говорит о том, что в данной команде тренер симпатичен спортсменам как личность, что возможно определяет успешность тренировочного процесса.
Поведенческий параметр - был оценен спортсменами в 6,71 баллов из 8 возможных, что является хорошим показателем благоприятных межличностных отношений в системе тренер - спортсмен.
В основном в команде создана благоприятная психологическая атмосфера взаимопонимания и уважения, эмоциональной поддержки, о чем и свидетельствуют результаты опроса. Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер взаимного сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Каждый член группы участвует в формировании психологического климата и ощущает на себе его влияние. Положительный или отрицательный настрой в команде передается от одного человека к другому, определяя модель самочувствия, поведения и, как следствие, результативность. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от тренера.
Проведя тест на определение психологического климата группы выявили, что 60 % считают психологический климат в команде устойчиво благоприятным с точки зрения индивида, а 40% опрошенных указывают на неустойчивость психологического климата.
Отрицательная оценка социально-психологической атмосферы в коллективе свидетельствует о неудовлетворенности человека положением дел в коллективе. Среднегрупповая оценка психологического климата которая равна 26,5.
Вывод: климат устойчиво благоприятен, но находится ближе к границе с устойчиво неблагоприятным климатом.
После проведения мероприятий, направленных на сплочение коллектива было проведено повторное исследование на изучение психологического климата в команде (табл. 2).
Таблица 2. – Оценка психологического климата в команде до и после проведения эксперимента (%)
Психологический климат в команде
До
После
Устойчиво благоприятный (>25 баллов)
60
70
Устойчиво неблагоприятный (0-25 баллов)
40
30
Неблагоприятный (
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств