"Современные методы и приемы визуализации информации с детьми дошкольного возраста"
Актуальность:
Анализируя исследования ведущих российских психологов, в настоящее время наблюдается тенденция глубинных изменений современного детства, и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования:
снизилось
когнитивное (
развитиевсехвидовмыслительныхпроцессов)
, развитие детей дошкольного возраста;
снизилось развитие дивергентного мышления (креативности);
по данным Института социологии Российской академии наук, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором;
у каждого десятого ребенка-дошкольника ВСЁ свободное время проходит у телевизора.
наблюдается особая потребность в экранной стимуляции, которая дает сбои в восприятии, блокируя собственную деятельность ребенка;
неспособность ребенка концентрироваться на каком-либо занятии,
гиперактивность
, повышенная рассеянность;
трудно воспринимать звуковую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом;
теряют способность и желание чем-то занять себя…
Но в тоже время увеличивается категория одаренных детей:
дети с особо развитым мышлением;
дети, способные влиять на других людей
–
лидеры
;
дети «золотые руки»
;
дети, представляющие мир в образах, -
художественно одаренные;
дети, обладающие двигательным талантом.
Следовательно, от педагогов требуется пересмотреть методы и приемы образования детей, помочь им справиться с огромным ежедневным потоком информации (направить ее в нужное русло).
И, как следствие этого остро встает необходимость в педагогах "другого" формата, педагога-творца, созидателя, партнера, способного быстро меняться под условия стремительно меняющегося окружающего мира. Хочу озвучить, услышанные слова "Современные инновационные технологии в детском саду", которые очень удачно подходят к следующему слайду: "Мы лишаем детей будущего, если будем учить так, как учили вчера".
Сегодня, мы с вами познакомимся с некоторыми новыми методами и приемами подачи и визуализации информации дошкольникам.
Виммельбух
Это так называемая
книжка-гляделка
, «мельтешащая книга». Придумали этот жанр детской литературы в Германии: в переводе с немецкого
wimmeln
– роиться, толпиться,
В
uch
– книга.
К характерным особенностям книг
виммельбухов
относятся:
- множество мелких изображений, задача ребенка - рассмотреть их, найти определенного героя, запомнить, сосчитать, и т. п.;
- нет текста, либо его минимальное количество;
- страницы ее из плотного картона;
- мало разворотов;
- очень качественные и тематически подобранные сюжетные рисунки;
- подходит детям любого возраста.
Все книги выстроены по 1 принципу (т.е. действия происходят):
д
ом;
ферма и автосервис;
вокзал;
детский сад и культурный центр,
городская площадь;
торговый центр;
парк с озером.
Комиксы и графические романы
Комикс – это набор изображений, составленных рядом в продуманной последовательности для передачи информации (от франц. "bandedessinee"– рисованная лента). Существует множество определений понятия "комикс", но, общим в них является следующее - комикс – это единство повествования и визуального действия.
По объёму содержания комиксы можно подразделять на:
1. Короткие (стрипы);
2. Большие (графические новеллы и романы).
Комикс может содержать текстовую информацию, но существуют комиксы совсем без текста, при этом смысл, который они передают, должен быть понятен каждому читателю.
Для наглядного донесения информации обычно вводится главный персонаж, который повествует о чём-либо или объясняет какое-либо понятие. В образовательных комиксах в качестве персонажей для разъяснения какого-либо понятия используются легко узнаваемые символы, например, такие известные всем символы как «лупа», «карандаш», «книга», «знак вопроса» и др. При этом, главный персонаж, как и любой рисунок в комиксе изображается с некоторой долей условности.
Использование комиксов в образовании основывается на том, что человеческий разум использует ассоциации: одно событие моментально актуализирует следующее из хранящейся в памяти информации. Поэтому в комиксе текстовая информация занимает около 20-30%, а остальная часть представлена знаками, символами, интеллект-картами и т.п., обеспечивающими целостное, продуктивное восприятие нового знания.
Культурологи и психологи утверждают, что современная культура движется от вербальной к экранной, и не только ребёнок, но и взрослый всё больше ощущает себя телезрителем и человек сегодня предпочитает не читать и слушать, а смотреть и рассматривать. В этом контексте, комикс - не просто удобная форма передачи информации, а принципиально новый способ и подход к её усвоению. Краеугольный камень обучения - это умение найти, ухватить, выделить главное. Рассматривая и рисуя комиксы на разные учебные темы и в рамках любого из предметов школьной программы, ребёнок это умение оттачивает, приучается видеть суть и соль проблемы.
Чтобы нарисовать комикс необходимы:
Сценарий истории (найти или написать) и конфликт. Для развития каждой истории нужен конфликт. Это основа истории, причина, объясняющая действия главного героя. Конфликт может быть простым, как проверка электронной почты, или охватывающий вселенские масштабы со спасением всех миров.
Развитие истории: для этого вычленить ключевые моменты сценария и разбить его на фрагменты в рамках. Каждая рамка – отдельная сцена. Этот прием позволяет управлять развитием истории.
Определяем персонажей и их реплики. Персонажи развивают события, проговаривают диалоги, они – связующее звено с читателем. Реплики в максимально сжатом виде отражают смысл каждого фрагмента истории. Помним, что картинка главнее рассказа, поэтому диалог заполняет небольшую часть рамки.
Формат и картинка. Формат – от
однокадрового
до многокадровых.
Однокадровые комиксы – типичный пример шутки. Для этих комиксов не нужно много приготовлений, т.к. шутка основана на одном-двух предложениях в диалоге.
Многокадровые комиксы – это линия последовательных картинок, обычно она включает в себя 2-4 кадра с парой реплик в каждом. Это наиболее популярный вид комиксов, так как у них есть сюжетная линия, однако достаточно короткая.
Картинка:
фигуры и лица
должны быть нарисованы схематично, без особой детализации, можно в слегка искаженном виде, в стиле мультипликации. За счет этого будет легче повторять основные черты героев вашего комикса при создании нового «кадра».
Фон
, на котором будут происходить действия персонажей, должен быть «просторным» и удобным для воспроизведения в цикле «кадров» комикса, в то же время, он может стать, неотъемлемой частью рассказа, отражая важные детали и атмосферу истории.
Оформление реплик персонажей. У создателей комиксов приняты следующие правила оформления текста в «кадре»:
Каждое слово, вылетающее из уст персонажа, обводится в квадратик. Он обычно узкий и маленький, но буквы в нем видны. Диалоги пишутся печатными литерами.
Диалоги, которыми обмениваются персонажи, рисуют поверх их голов.
Размышления персонажей принято обводить круглым пузырьком.
Когда им что-то снится, то их мысли в комиксе изображаются облаком.
Крик персонажа может быть заключен в круг с острыми шипами по ободку.
Шумы в «кадре» передаются восклицательными, вопросительными и другими знаками препинания, собранными вместе.
Небольшую информацию о том, что и где происходит во время нарисованной сценки, предысторию или собственные умозаключения можно выносить за пределы квадратов комикса. Они могут идти между ними, сверху или снизу.
Если картинки комикса планируется сделать цветными, во время покраски нужно оставить облака белыми или в лучшем случае желтыми, чтобы они качественно выделялись и не сливались с рисунком.
Рисование черновика, корректировка, выпуск готового комикса.
Раскадровка
Фиксация представленных событий на бумаге в виде последовательных схематических рисунков.
Коллаж
Коллаж (от фр.
coller
-приклеивание) -
технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллаж – особый вид сообщения, в котором разнородные компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое целое, обеспечивающее его комплексное воздействие на адресата.
«Ментальная карта»
или метод картографирования мысли
Устройство человеческого мозга сильно отличается от устройства компьютера. В то время как компьютер при решении проблем действует линейно, мозг действует как линейно, так и ассоциативно. При этом ведущую роль играет именно ассоциативное мышление. В мозгу каждое слово и каждая идея множеством ассоциативных связей соединяются с другими идеями и понятиями.
Разработанный Тони Бьюзеном метод картографирования мысли – ментальная карта - позволяет человеку действовать в непосредственном соответствии с работой мозга.
Для составления «карты» в середине поверхности (лист бумаги, карточка и т.п.) записывается основная тема или идея. От нее в разные стороны разрастается «мысль», образуя разветвленную и определенным образом организованную структуру, состоящую из ключевых слов и ключевых понятий. В ходе картографирования мысли следует соблюдать определенные правила:
Помещайте центральную тему (своего рода корневище) в центр листа в виде круга или эллипса. Из центральной темы выводите основные мысли наподобие больших ветвей.
Развивая основные мысли, дополняйте их более мелкими разветвлениями, от которых, в свою очередь, в ходе дальнейшего уточнения могут отходить еще более мелкие веточки.
Поначалу старайтесь использовать только имена существительные. Точность формулировки - дело навыка, оно позволяет сэкономить время и место. Записывайте базисные идеи при соответствующих ветвях так, чтобы они
поворота листа.
Мелкое и нечеткое письмо не позволяет охватить все смысловые связи одним взглядом, поэтому пишите печатными буквами.
Для более четкого указания на связи и зависимости можно использовать стрелки
.
л
учше выделять цветом.
Спонтанные, неожиданные мысли следует заносить на ветвь «Прочее».
Для пояснения определенных идей рекомендуется использовать символы.
Скрайбинг
Скрайбинг (от английского "scribe" - набрасывать эскизы или рисунки)– техника визуализации информации, когда речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками на белой доске (или листе бумаги); получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Скрайбинг бывает "ручной" и "компьютерный".
Ручной скрайбинг: голос «за кадром» рассказывает о чем-либо, рука «в кадре» рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. В таком скрайбинге используются, как правило, листы бумаги или презентационная доска, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, кисти и краски, а также элементы аппликации. По-своему уникальныйскрайбинг можно создать даже с помощью рисунков на песке.
Компьютерный скрайбинг намного проще. Не нужно вооружаться видеокамерой, штативом, осваивать ремесло монтажера и диктора. Такой скрайбинг можно создать с помощью сервиса PowToon и программы VideoScribe.
Основная задача скрайбинга - насколько возможно полно донести информацию, сделать ее привлекательной для слушателя и зрителя, помочь лучше ее запомнить и усвоить.
Для этой цели используются различные типы изображений: рисунки, пиктограммы, символы, отдельные ключевые слова (надписи, лозунги), схемы и диаграммы. Скрайбинг может умещаться как на одном листе бумаги, так и на нескольких. В идеале, глядя на скрайб-рисунки, слушатель должен воссоздать в памяти услышанный рассказ и воспроизвести его, хотя бы в общих чертах. Поэтому важно не КАК рисовать, а ЧТО рисовать.
Используя скрайбинг, важно помнить, что первичен все же "голос за кадром". Без устного рассказа не было бы и самой скрайб-презентации. "Озвучка" (голос диктора) ведет за собой весь изобразительный ряд, а музыка становится эффектным дополнением презентации. Четкость, краткость, понятность - секрет успеха любой скрайб-презентации.
Лэпбук
Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Тэги
Тэги, графическое изображение темы вашего сообщения или статьи с ключевым словом. Скажем, это те слова или словосочетания, которые характеризуют ваш текст.
Теги – это определенные ключевые слова, маркеры или метки. (Программа для создания облако тэгов)
Пиктограммы
Знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.
Инфографика
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; идр.-греч. γραφικός — письменный, отγράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна.
Спектр ее применения огромен география,журналистика, образование,
статистика, технические тексты. Инфографика ,способна не только организовать большие объёмы информации, но и более наглядно показать соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, а также продемонстрировать тенденции.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат