Как научить современных школьников самостоятельно работать с текстом учебника?
Опыт показывает, что многие учащиеся не воспринимают информацию, не могут работать с ней, не понимают задания, просят, чтобы учитель повторил, объяснил, это происходит, в основном, в 5 классах. А хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ и т.д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
Работе с текстом на уроках русского языка уделяю особое внимание. Работа с текстом - это система уроков, на которых формируются у учащихся следующие умения : понимание, формулирование причины и следствия, знакомство с ключевыми понятиями, их ролью, ключевыми предложениями и ключевыми абзацами , интерпретация, конспектирование, свертывание и развертывание текста, извлечение из текста самого необходимого. В работе использую разные приемы: приемы ознакомительного чтения, приемы поисково-просмотрового чтения, приемы критического чтения и т.д. Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Опыт показывает, что работа с деформированным текстом дает положительные результаты в работе с текстом. Деформацию материала часто использую на уроках, при составлении кластера при обобщении пройденного материала или изучении нового материала, пропускаю пункт, где учащиеся находят в учебнике или сами догадываются. Часто предлагаю детям сделать анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), составить вопросы по тексту. Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Русский язык. «Повторение изученных орфограмм».
Предтекстовый этап:
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, оставьте место для заголовка.
Иволга – ре…кая птица. Она пр…л…тает в наш… б…рёз…вые л…са поз…нее всех.
Св…и гнёзда в…ёт, спл…тая их, как гамач…ки, в развилках суч…ев, уже оп…рившихсязел…нью б…рё… .
Всё в б…рёз…вом л…су подчинено гол…су этой з…л…той с ч…рными подкрылками птиц… . Вся музыка леса пр…слуш…ваетсяк её гол…су.
А как кр…сиво в п…лёт… з…л…тое веретено её стремител…ного тела, на фон… осл…пител…но светлой утренней сини.
Текстовый этап:
Выберите заголовок, подходящий к данному тексту. Объясните свой выбор.
1) Редкая птица.
2) Иволга.
3) Необычная птица.
Как еще можно было бы озаглавить текст?
Какие вопросы рассматриваются в тексте?
Послетекстовый этап:
В списке слов выделите слова, которые отражают тему текста:
Зимующая птица, перелётная птица, осёдлая птица;
хвойные леса, лиственные леса, берёзовые леса;
гнездо-гамак, гнездо-шар, гнездо-чаша;
мелодичная песня, главная песня, радостная песня;
золотая, чёрная, золотая с чёрным.
С помощью выделенных слов расскажите, что узнали об иволге;
Где и как можно использовать сведения, полученные из текста?
Задания даю разные: аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяю работе со словом, многие современные дети не знают, что означает то или иное слово, не могут объяснить смысл многим пословицам и поговоркам Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, развивает орфографическую зоркость, а также обогащает словарный запас.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат