Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Формирование читательского интереса младшего школьника как педагогическая проблема. Работа №43104

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Формирование читательского интереса младшего школьника как педагогическая проблема
Работа:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

 

Тельминова Яна Эдуардовна,

Студент, группа ППО-б-о-20-1, 2 курс,

Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

Аннотация

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования читательского интереса младших школьников; уточняется сущность понятия «читательский интерес», рассматриваются педагогические средства, направленные на развитие читательского интереса младшего школьника.

Ключевые слова: интерес, читательский интерес.

Формирование читательского интереса младших школьников является актуальной темой, так как чтение играет важную роль в формировании личности и в нравственном воспитании ребенка, способствует развитию познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения становятся особенно существенными в современном мире и переходят на такой уровень проблем, от которых зависит национальное благополучие. Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном мире.

Не читающий школьник не сможет быть эрудированным, успешным. У не читающих детей словарный запас беден, не выразителен. Отсюда вытекают проблемы в таких школьных дисциплинах, как русский язык, литература, история, география и т. д. Именно поэтому воспитание у ребенка читательского интереса становится главной задачей.

Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Читательский интерес - это положительное эмоционально-окрашенное отношение обучающихся к чтению произведений, имеющих для них значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих их духовным потребностям и психологическим особенностям.

В современном российском обществе наблюдается катастрофический спад интереса к чтению среди младших школьников. Данная проблема связана с появлением новых современных технологий, а именно появление интернет-среды, а также несовершенство самого процесса обучения.

Формировать навыки чтения, очень важно начиная с младшего школьного возраста, когда только начинают закладываться главные читательские умения, под которыми понимается восприятие, анализ и оценка любого текста, речевые умения.

Читательские интересы во многом обусловливают личность человека, потому процесс развития их у младших школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, но и как социальная проблема.

В Российской научной и педагогической литературе существует много научных работ преподавателей, кандидатов педагогических наук, посвященных изучению проблематики, связанной с пробуждением интереса к чтению среди школьников младших классов. Так, например, в учебном пособии доктора психологических наук Геннадия Кравцова «Психология и педагогика обучения младших школьников» идет детальный разбор психологических характеристик детей младшего школьного возраста, предложены способы и методы развития детей младшего школьного возраста. [3, с. 62]

Среди публикаций можно назвать работу доктора филологических наук Кусовой Маргариты Львовной «Филологическое образование в период детства: векторы развития ребенка и науки», эта статья посвящена содержанию филологического образования в период детства. [4, с.113] Можно также выделить статью Миловановой Л.А. «Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников», где рассматриваются способы и подходы пробуждения интереса к чтению у детей с помощью тематических игр и праздников. [5, с.69]

В работах авторов: Леонтьева А. Н., Столяренко Л. Д., Сухомлинского В. А., Тихомировой И. И., Ушинского К. Д., раскрыта сущность понятия «читательский интерес»; представлены характеристики читательского интереса; выделены функции читательского интереса; а также факторы, которые влияют на читательский интерес.

В настоящее время педагоги начальной школы используют различные педагогические средства, позволяющие эффективно формировать читательский интерес младших школьников. Все зависит от возможностей и способностей самого педагога, его опыта и компетенции, а также от возможностей конкретной школы.

Под педагогическими средствами понимаются материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.

Следует рассмотреть некоторые средства, которые могут помочь развить читательский интерес младших школьников.

Климова Е.П. на своем опыте работы с младшими школьниками предлагает использовать на уроках чтения различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения:

- задания, в которых используется лексическая работа над словом. Использование таких заданий обеспечивает наиболее эффективное понимание смысла произведения.

- задания, в которых используются приемы для развития смысловой догадки обучающихся и формирования умений прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер прочитанного текста.

- задания, в которых используются методический прием, направленный на осознанность чтения, как интерпретация произведения. [2, с. 119]

Жукова Инга Геннадьевна в своем исследовании доказывает эффективность использования для развития читательского интереса младших школьников следующих педагогических средств:

- проведение интегрированных занятий с элементами рисования, музыки;

- использование упражнений на основе сказочных текстов;

- использование различных видов игр, работ в парах и группах, учебного диалога героев литературных произведений;

- сочинительство. [1]

Повышению читательского интереса младших школьников способствует применение учителем младших классов следующих приемов развития критического мышления:

- Прием «Толстые и тонкие вопросы». Педагог учит школьников ставить вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и вопросы, на которые невозможно ответить определенно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие широкую вариативность ответов. Такая работа с текстом учит осмыслению и пониманию прочитанного, развивает у школьников умение выражать свои мысли.

- Прием «Ассоциация». Ученикам предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: о чем на уроке может пойти речь? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите тему урока? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает все доске, интерпретируя мнения учеников.

- Прием «Цветопись», который дает возможность выразить понимание абстрактных понятий через зрительные образы. Ученики рисуют характер героев, совесть, добро и зло и объясняют свои рисунки.

Использование таких методических приемов способствует не только формированию читательского интереса у младших школьников посредством осознанного чтения, но и развитию творческой деятельности, что является неотъемлемой частью жизни школьника.

Таким образом можно сделать вывод, что читательский интерес во многом определяет личность человека. Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить его к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - это одна из главных задач учителя начальных классов.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Жукова И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами

этнопедагогики

: автореферат

дис

. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И.Г. Жукова. - Саратов:

Сарат

. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - 2004. - 21 с.

Климова Е.П.

Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методика и практика. /

Е.П.Климова

. - № 7, 2013. – С. 117-119.

Кравцов Г. Психология и педагогика обучения младших школьников. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013. - 450 с.

Кусова

М.Л. Филологическое образование в период детства: векторы развития ребенка и науки // Педагогическое

образование

и

наука. - №12.- 2015.- С. 112-118.

Милованова Л.А. Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников / Л.А. Милованова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (38). - С. 68-

73. -

http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2018/2_38/12.

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×