ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.
Тельминова Яна Эдуардовна,
Студент, группа ППО-б-о-20-1, 2 курс,
Северо-Кавказский федеральный университет,
РФ, г. Ставрополь
Аннотация
В статье рассматривается актуальность проблемы формирования читательского интереса младших школьников; уточняется сущность понятия «читательский интерес», рассматриваются педагогические средства, направленные на развитие читательского интереса младшего школьника.
Ключевые слова: интерес, читательский интерес.
Формирование читательского интереса младших школьников является актуальной темой, так как чтение играет важную роль в формировании личности и в нравственном воспитании ребенка, способствует развитию познавательных процессов, таких как: внимание, память, мышление, воображение. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения становятся особенно существенными в современном мире и переходят на такой уровень проблем, от которых зависит национальное благополучие. Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном мире.
Не читающий школьник не сможет быть эрудированным, успешным. У не читающих детей словарный запас беден, не выразителен. Отсюда вытекают проблемы в таких школьных дисциплинах, как русский язык, литература, история, география и т. д. Именно поэтому воспитание у ребенка читательского интереса становится главной задачей.
Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Читательский интерес - это положительное эмоционально-окрашенное отношение обучающихся к чтению произведений, имеющих для них значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих их духовным потребностям и психологическим особенностям.
В современном российском обществе наблюдается катастрофический спад интереса к чтению среди младших школьников. Данная проблема связана с появлением новых современных технологий, а именно появление интернет-среды, а также несовершенство самого процесса обучения.
Формировать навыки чтения, очень важно начиная с младшего школьного возраста, когда только начинают закладываться главные читательские умения, под которыми понимается восприятие, анализ и оценка любого текста, речевые умения.
Читательские интересы во многом обусловливают личность человека, потому процесс развития их у младших школьников рассматривается не только как педагогическая, психологическая, но и как социальная проблема.
В Российской научной и педагогической литературе существует много научных работ преподавателей, кандидатов педагогических наук, посвященных изучению проблематики, связанной с пробуждением интереса к чтению среди школьников младших классов. Так, например, в учебном пособии доктора психологических наук Геннадия Кравцова «Психология и педагогика обучения младших школьников» идет детальный разбор психологических характеристик детей младшего школьного возраста, предложены способы и методы развития детей младшего школьного возраста. [3, с. 62]
Среди публикаций можно назвать работу доктора филологических наук Кусовой Маргариты Львовной «Филологическое образование в период детства: векторы развития ребенка и науки», эта статья посвящена содержанию филологического образования в период детства. [4, с.113] Можно также выделить статью Миловановой Л.А. «Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников», где рассматриваются способы и подходы пробуждения интереса к чтению у детей с помощью тематических игр и праздников. [5, с.69]
В работах авторов: Леонтьева А. Н., Столяренко Л. Д., Сухомлинского В. А., Тихомировой И. И., Ушинского К. Д., раскрыта сущность понятия «читательский интерес»; представлены характеристики читательского интереса; выделены функции читательского интереса; а также факторы, которые влияют на читательский интерес.
В настоящее время педагоги начальной школы используют различные педагогические средства, позволяющие эффективно формировать читательский интерес младших школьников. Все зависит от возможностей и способностей самого педагога, его опыта и компетенции, а также от возможностей конкретной школы.
Под педагогическими средствами понимаются материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся.
Следует рассмотреть некоторые средства, которые могут помочь развить читательский интерес младших школьников.
Климова Е.П. на своем опыте работы с младшими школьниками предлагает использовать на уроках чтения различные виды заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения:
- задания, в которых используется лексическая работа над словом. Использование таких заданий обеспечивает наиболее эффективное понимание смысла произведения.
- задания, в которых используются приемы для развития смысловой догадки обучающихся и формирования умений прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер прочитанного текста.
- задания, в которых используются методический прием, направленный на осознанность чтения, как интерпретация произведения. [2, с. 119]
Жукова Инга Геннадьевна в своем исследовании доказывает эффективность использования для развития читательского интереса младших школьников следующих педагогических средств:
- проведение интегрированных занятий с элементами рисования, музыки;
- использование упражнений на основе сказочных текстов;
- использование различных видов игр, работ в парах и группах, учебного диалога героев литературных произведений;
- сочинительство. [1]
Повышению читательского интереса младших школьников способствует применение учителем младших классов следующих приемов развития критического мышления:
- Прием «Толстые и тонкие вопросы». Педагог учит школьников ставить вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и вопросы, на которые невозможно ответить определенно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие широкую вариативность ответов. Такая работа с текстом учит осмыслению и пониманию прочитанного, развивает у школьников умение выражать свои мысли.
- Прием «Ассоциация». Ученикам предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: о чем на уроке может пойти речь? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите тему урока? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает все доске, интерпретируя мнения учеников.
- Прием «Цветопись», который дает возможность выразить понимание абстрактных понятий через зрительные образы. Ученики рисуют характер героев, совесть, добро и зло и объясняют свои рисунки.
Использование таких методических приемов способствует не только формированию читательского интереса у младших школьников посредством осознанного чтения, но и развитию творческой деятельности, что является неотъемлемой частью жизни школьника.
Таким образом можно сделать вывод, что читательский интерес во многом определяет личность человека. Научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить его к миру книг и тем самым способствовать развитию читательского интереса - это одна из главных задач учителя начальных классов.
Список литературы:
Жукова И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами
этнопедагогики
: автореферат
дис
. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / И.Г. Жукова. - Саратов:
Сарат
. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - 2004. - 21 с.
Климова Е.П.
Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методика и практика. /
Е.П.Климова
. - № 7, 2013. – С. 117-119.
Кравцов Г. Психология и педагогика обучения младших школьников. - Москва: Мозаика-Синтез, 2013. - 450 с.
Кусова
М.Л. Филологическое образование в период детства: векторы развития ребенка и науки // Педагогическое
образование
и
наука. - №12.- 2015.- С. 112-118.
Милованова Л.А. Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников / Л.А. Милованова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2 (38). - С. 68-
73. -
http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2018/2_38/12.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат