Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Игровые формы познавательной деятельности на уроках истории. Работа №43237

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Игровые формы познавательной деятельности на уроках истории
Работа:

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а напротив — приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в XX, и в XXI в. этот вопрос был и остается актуальным и для педагогов, и для учащихся (особенно на уроках истории и обществознания).

Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности. На мой взгляд, познавательная активность имеет двойную нагрузку: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует «зону ближайшего развития», т.е. область дальнейшего совершенствования.

Одной из форм активизации познавательной деятельности является игра (ученики ее очень любят) — способ познания мира, своего места в нем.

В.А.Сухомлинский говорил:

«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому она так необходима для развития личности.

Игра для школьника — это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен и дат, географических названий, с которыми связаны исторические события.

Игра развивает способности учащихся к осмыслению событий, готовит к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучает содержательному и эффективному взаимодействию.

Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике.

Игра «Рыбак и рыбка»

Следующая не менее интересная игра — «Рыбак и рыбка». Она проводится среди учащихся 5-8 классов. Правила игры таковы: из картона заранее вырезают крупные контуры рыб (к ним прикрепляют металлические скрепки), на них пишут задания. На полу очерчивают мелом границы водоема и раскладывают «рыбки». «Удочкой» служит деревянная палочка, к которой прикреплен магнит. (Можно сделать два водоема с «рыбками» и провести конкурс на время — кто быстрее и больше поймает «рыбок» и выполнит заданий.)

В команде должно быть не менее пяти игроков. Пока «рыбак» вылавливает «рыбки», остальные игроки выполняют задания. Задания могут быть по теме «Древняя Греция. Религия древних греков». Например, назвать:

Остров, посвященный богу Солнца Гелиосу. По преданиям греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что при дележе власти олимпийские боги ему ничего не дали. (Родос.)

Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслуши

вались не только смертные, но и сами боги. (Орфей.)

Могучая дочь Океана, река забвения в подземном царстве, отведав воду которой души

умерших

забывают о земной жизни. (Лета.)

Прекраснейшая из богинь, воплощение идеала женской красоты. (Афродита.)

Сын Зевса и

Латоны

, бог света, пения и игры на цитре, предводитель муз. (Аполлон.)

Неутомимая богиня охоты, покрови

тельница животных, особенно новорожден

ных. (Артемида.)

Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие. (Амброзия.)

Сестра бога Солнца Гелиоса и богини Луны Селены, она олицетворяла собой нежный розовый утренний свет, рассеивающий ночные сумерки. (Аврора.)

Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса небесный свод.

(Атлант.)

Смертный юноша удивительной кра

соты

оторого страстно полюбила Афродита „ проводила с ним время. Из его крови она вырастила цветок — воплощение нежной страсти. Зевс разрешил тени юноши весной покидать на полгода царство Аида. (Адонис.)

Конкурс архивариусов

Эта игра проходит среди учащихся 8_11 классов. Условия конкурса просты: набирается команда знатоков истории. Ребята получают документы или фрагменты документов, по которым они должны определить:

предполагаемого автора;

название документа;

историческую эпоху или события, о которых идет речь;

основную идею этого документа. Больше всего баллов получает тот

ученик (или команда), который точно выполнит все задания. Конкурс оценивает жюри. Можно предложить следующие документы:

1. «Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно... А потому правительство должно в виде временной меры, впредь до решения народного собрания, допустить: 1) полную свободу печати,

2) полную свободу слова, 3) полную свободу сходок, 4) свободу избирательных программ.

Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного, мирного развития. Заявляем торжественно перед лицом всей страны и мира, что наша партия, со своей стороны, безусловно, подчинится решению народного собрания... и не позволит себе никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием.

Итак, Ваше Высочество, решайте. Перед Вами два пути. От вас зависит выбор...» (из письма Исполнительного комитета «Народной воли» Александру III, 10марта 1881 г.).

2. «Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии греналеры спустились с факелами п подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших...

До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Сгорело 6000 лавок малых и больших, между последними некоторые магазины громадной цены. Так как никто не ожидал, что город будет предан пламени, то можно только представить себе, сколько богатства погибло* (из воспоминаний современника о бесчинствах французов в 1812 г. в Москве).

«Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и прино

сит их читать царю (человеку благовоспитан

ному и честному), и царь не стыдится в том признаться — и давать ход интриге...»

(из дневника А.С. Пушкина, 10 мая 1834г.).

«Он стремился на почве зашиты эконо

мических нужд рабочей массы создать легаль

ное движение, которое имело бы на своей стороне в качестве отца и друга — существую

щее правительство...

Он не останавливался даже перед возможностью отдельных кон

фликтов рабочих с предпринимателями, при которых правительство становилось на сто

рону рабочих. Его умственному взору рисова

лась перспектива «социальной монархии», единения царя с рабочим народом, при кото

ром революционная пропаганда теряла перед собой всякую почву»

(из воспоминаний А. В. Герасимова (жандармского генерала) о

С.В.Зубатове

).

«Старый режим рухнул по всей России, и мало кто сожалеет о нем. Вся страна рада этому. Царь отрекся сам и за своего сына. Великий князь Михаил отказался от трона. Избрали Временное правительство, и его манифест стал одним из самых либеральных и демократических документов, когда-либо издававшихся. Все царские служащие от министра до полицейского смещены и заме

нены людьми, преданными республике...»

(Питирим Сорокин о февральских событиях 1917г.).

«Советская Россия вела с нами войну под лозунгом навязывания нам, полякам, своего, т.е. советского строя, и такую цель она назвала «революцией извне»... Я хорошо видел, что подавляющее большинство населения относилось к советам и их господству с глубоким недоверием, а часто и с явной неприязнью, видя в них — обоснованно или необоснованно...разгул невыносимого террора. Поэтому в течение всей войны я не чувствовал беспокойства за свой тылто там может вспыхнуть какое-то восстание» (Ю.Птсудский. «Война 1920г.»).

«Из многих городов к нам в Москву власти и всяких чинов люди для... великого земского дела совету съехались. Ожидаем мы выборных людей и вас...

И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину — пять человек. Из посадских и уездных людей — двадцать человек. Из стрельцов — пять человек... Дав им от себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами вместо всех вас советоваться, и говорить и выбор царя постановить...

А если выборных людей к Москве к Крещению не вышлите, нам всем мнится, что вам Московское государство и государь на Московском государстве не надобен» (из грамоты «Совета всей земли» на Двину о созыве Земского собора).

«...Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Рус

ский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономаха. Самодер

жавие составляет главное условие политиче

ского существования России... Наряду с этими двумя национальными началами нахо

дится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность...»

(из доклада

С.С.

Ува-рова

Николаю I).

«...И был между ними бой, и тот час сбежались люди, и началось смятение, и уда

рили в колокола, и стали вечем, и весь народ тот час собрался, и бросили клич

тверичи

, и начали избивать татар, где кого найдут, даже самого

Шевкала

убили и всех подряд...»

(из Тверской летописи 1327г.).

Конкурс «Историческая мозаика»

Проводится среди учащихся 6-9 классов. Заранее подбираются высказывания исторических деятелей, каждое из которых записывается по частям на нескольких карточках. Задача игроков: воссоединить части высказывания, определить автора, историческую эпоху (карточек должно быть около 30). Побеждает игрок (команда), набравший больше всего правильных карточек и, таким образом, составивший больше всего исторических мозаик.

Высказывания

«Сабля и религия — неразлучны» (султан Мехмед II).

«Дворяне — главный нерв государства* (кардинал Ришыье).

«Кто не умеет притворяться — тот нс умеет царствовать* (Людовик XI).

«На этом я стою и не могу иначе* (Я. Гус на Констанцском соборе).

«Каждый воин должен понимать свой маневр» (А.В.Суворов.«Наука побеждать»).

«Ни одна собака не тявкнула в сторону парламента» (О. Кромвель).

«После нас — хоть потоп* (Людовик XV). «Общество без религии подобно кораблю без компаса» (Наполеон Бонапарт).

«Независимость — это единственное благо, которого мы достигли* (Симон Боливар).

«Кто хочет управлять Германией, тот должен ее завоевать» (Вильгельм Г).

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×