Артюкова Оксана Юрьевна, учитель-логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36»
городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан
Учебно-дидактическое пособие «Логобук»
Одной из главных целей дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО является поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей и их коммуникативной компетентности. [1]
В современном дошкольном мире наиболее актуальная личностноориентированная модель образования. Что она подразумевает? Прежде всего, конечно же, концентрацию внимания на личности ребенка и обеспечение индивидуального подхода к его развитию. [3] Данная модель образования абсолютно органична и является приоритетной особенно в коррекционных, комбинированных группах. Ведь ни для кого не секрет, что именно в них чаще встречаются дети с нестандартным поведением, особенностями соматического здоровья, что, конечно же, не может не сказываться на особенностях восприятия учебного материала. [2]
Логично возникает вопрос: так что же побуждает детей приобретать новые знания и способствует успешному их усвоению? В последнее время чаще встречаются дети с отсутствием мотивации на включение в коррекционный процесс. Поиск новых форм работы с детьми привел к созданию дидактического пособия «Логобук», которое позволило решать речевые задачи в контексте детской деятельности – игры.
Данная разработка позволяет организовать индивидуальную и подгрупповую работу в различных формах обучения, активно использовать в самостоятельной деятельности детей. Задания подбираются с учётом индивидуальных психофизических особенностей детей.
Пособие состоит из 4 частей, что очень удобно для практического использования в работе.
I часть содержит задания на звуко-буквенный анализ, определение звука в слове (начало, середина, конец). Очень удобно использовать маркер на водной основе, провести маркером линию от слова к схеме, тем самым определить местоположение звука в слове. Можно для закрепления согласных звуков найти картинку с определённым звуком и определить позицию звука в слове. В этой части пособия прилагаются звуковые знаки и символы (гласные звуки – красные круги; твёрдые и мягкие согласные звуки - синие и зелёные круги; колокольчики – звонкость - глухость согласных звуков) и памятка для воспитателей (с указанием характеристики звуков). Можно предложить варианты заданий:
Предложить
ребёнку схему с указанием позиции звука в слове, ребёнку необходимо подобрать картинку и назвать
;
ребёнок может предложить сверстнику определить позицию звука (картинку) в слове и маркером соединить со схемой
;
все картинки соотнести со схемами
;
называет
ся
картинку
и
ребёнок подбирает схему
.
С помощью «Волшебного круга», представляющего собой три вращающегося круга разного диаметра с буквами, дети учатся складывать
слоги, короткие слова, тем самым развивая фонетический слух и закрепляя
навыки чтения.
Во II части «Умные палочки» детям предлагается выкладывание фигур из палочек по предложенному образцу. Эти задания направлены на профилактику дисграфии, развитие мелкой моторики и творческого воображения.
Задания III части предлагают дошкольникам «Волшебные обводилки» [4] – карточки с образцами, которые вставляются в пластиковый планшет и обводятся по контуру красным маркером (для стимуляции зрительного нерва). Это помогает в формировании пространственного гнозиса, развитии графических навыков и подготовки руки ребёнка дошкольников к письму.
В IV части предложены «Графические диктанты» [5] (пошаговые инструкции выполнения), выполненые на пластиковых планшетах формата А5. К графическим диктантам прилагается красный маркер на водной основе, что позволяет многократно использовать планшет.
А также обеспечивает экономию по времени подготовки и проведениюя индивидуально-подгрупповых занятий с детьми.
Учебно-дидактическое пособие «Логобук» будет полезно педагогам дошкольных образовательных организаций, заботливым родителям и детям в совместной (партнёрской деятельности). В образовательной деятельности пособие может выступать как демонстрационный материал, а также использоваться для создания игровой мотивации.
Автор: Артюкова Оксана Юрьевна, учитель – логопед высшей категории.
Литература
Приказ
Минобнауки
РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
Федеральбных
государственных стандартов дошкольного образования»
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Г.М.
Зегебарт
,,
О.С. Ильичёва Волшебные
обводилки
.
Формирование
графомоторных
навыков. Методическое пособие 3-е издание – М.: Генезис, 2012. – 32
с.:ил
.
-= (Учение без мучения)
Керус
Н.К. Развитие
графомоторных
навыков у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие 2-е издание – М.: Генезис, 2013. – 68 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат