Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Работа №43397

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Работа:
Михалева Н.А.
г. Снежинск, Челябинская обл.
ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют многочисленную группу детей с нарушениями развития. На сегодня определены основные направления, содержание и организационные формы логопедической работы с детьми с разными речевыми нарушениями (Е.Н. Винарская, Б.М Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, М.Е.Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).
Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. [1]
Игра – это ведущий для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Игра осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь. Возникнув в раннем детстве на основе подражания и манипулятивных действий с предметами, она на протяжении дошкольного периода становится для ребенка формой творческого отражения окружающей его жизни. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Воспроизводя в действиях и речи, жизнь взрослых людей, ребенок эмоционально отзывается на нее, оперирует знаниями, уточняет и обогащает их, в силу чего игра способствует развитию его познавательных и нравственных сил. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение. [2,3]
Для детей с ОНР игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а также изменения темпа речи, ее плавности — все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. [4]
Воспитание, обучение и коррекция должны проводиться с учетом ведущей деятельности, у детей дошкольного возраста, соответственно, с учетом игровой деятельности. В ней корригируется речевое нарушение: увеличивается словарный запас, исправляется лексико-грамматический строй речи и пр. [5]
Таким образом, ОНР изменяет игру детей, и с помощью игры же корректируется это речевое нарушение. Немногочисленные научные факты актуализируют эту проблему, разработка требует разностороннего и глубокого изучения специфики игровой деятельности детей с ОНР.
Целью исследования было изучение особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ОНР, для этого использовались такие методы как анализ литературы, наблюдение, беседа, психологическая диагностика (методика Изучение игровых предпочтений, методика Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре (Д.Б. Эльконин)) и интерпретация полученных данных. В эксперименте приняли участие 10 детей дошкольного возраста с ОНР (3-й уровень) и 10 детей дошкольного возраста с НПР из детских садов № 189, 147 г. Кирова.
Анализ полученных количественных данных и наблюдение позволяют представить следующий ряд выводов о специфических особенностях игровой деятельности детей с ОНР.
Результаты методики Изучение игровых предпочтений представлены в таблице №1.
Таблица №1
Результаты по методике Изучение игровых предпочтений
Вопрос
Дети с ОНР
Дети с НПР
Где ты любишь играть?
Нет особых предпочтений
Какая твоя любимая игра?
10 наименований
20 наименований
Что ты делаешь в играх?
Играю (5 чел.); называние роли
Бегаю, прыгаю, собираю шипы, веду игру и т.п.
Кем ты бываешь в играх?
6 ролей
24 роли
Какие у тебя есть игрушки?
15 наименований (5 чел. говорят заученными фразами)
25 наименований
С кем ты предпочитаешь играть?
Друзья (7 чел.)
Взрослые (7 чел.)
Дети с ОНР и дети с НПР одинаково любят играть как в детском саду, так и дома. Дети с речевым нарушением предпочитают играть со своими сверстниками в небольших группах по 2-3 человека (в редких случаях в одиночку), в то время как дети с НПР предпочитают играть с взрослыми, возможно в связи дефицита общения с ними, со сверстниками играют большими по 4-5 и более человек группами.
Вариабельность игр, ролей и игрушек снижена, по сравнению с детьми с НПР. Дети с ОНР предпочитают знакомые, ранее проигранные роли, игры, часто используемые игрушки.
Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре (Д.Б. Эльконин) в таблице №2.
Дети с нарушением речи испытывают трудности при замещении предметов в игре. Замещение или переименование выполняется с меньшим числом ошибок и затратой времени, когда этому сопутствует действие с предметом и ситуация не является конфликтной, в этом случае половина детей с ОНР справляется с заданием. Если показ отсутствует или встречается конфликтная ситуация (трудности соотношения) большая часть детей с ОНР не принимает задание, не понимает его.
Таблица №2
Результаты по методике Изучение взаимоотношений между предметом, действием и словом в ролевой игре (Д.Б. Эльконин)
Исследуемая группа
1 серия
(переименование без действия с предметом)
2 серия
(переименование и действие с предметом)
3 серия
(конфликтное переименование и действие с предметом)
Приняли
условия
Не приняли
Приняли
Не приняли
Приняли
Не приняли
Дети с ОНР
5 чел.
5
8
2
7
3
Дети с НПР
7
3
10
0
9
1
Интерес к игре у детей с ОНР неустойчив, не отмечается глубокого погружения в игру; отмечается повышенная отвлекаемость (случайные раздражители могут привести к прекращению игры), а в некоторых случаях даже утомляемость. Мотивация, а, вследствие, и инициативность к игре у детей с речевым нарушением понижена.
В играх эти дети проявляют малую двигательную активность, которая проявляется в стереотипных, повторяющихся действиях, иногда без реальной оценки условий деятельности или излишне детализированных.
Отмечается пониженная эмоциональная активность: дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг и др.
Выполнение игровых действий без достаточного речевого сопровождения или с использованием заученных фраз, стереотипность ролевого общения говорит о снижении речевой активности.
Среднее количество контактов с отдельными детьми в течение игровой деятельности у детей с ОНР и у детей с НПР существенно не различается. При этом дети с нарушением речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются на более низком уровне общения: преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры.
Сюжеты игр детей с ОНР бедны и однотипны, сюжет может и вовсе отсутствовать или быть логически неверным. Роль в игре еще неустойчива, дети могут отвлекаться, заменять игровые отношения реальными.
Выявленные особенности могут быть связаны с недостаточным жизненным опытом и объемом знаний об окружающем мире, скудностью словарного запаса, малоподвижностью воображения, малым количеством контактов со сверстниками, низкой мотивацией к игровой и коммуникативной деятельности.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования мы выявили особенности игры детей с ОНР отличные от игры детей с НПР, это необходимо учитывать при работе с детьми с речевыми нарушениями, в дальнейшей коррекции, обучении и воспитании.
Библиографический список
Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб. - метод. пособие / Н.С.Жукова. - М.: Соц. - полит, журн., 1994. – 96 с.
Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2008. – 490[6] с. – (Научный бестселлер).
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с
Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.
Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст]: книга для логопедов / Г.А. Волкова. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×