Антонова Н.В.
Бирский филиал Башкирского Государственного Университета
КОНФЛИКТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация
Данная статья посвящена конфликтам в педагогическом коллективе. Особое внимание уделено проблемам их решения
Ключевые слова: конфликт, педагогический коллектив
Keywords: conflict, teaching staff
Среди множества социально-психологических проблем, связанных с совершенствованием деятельности педагогических коллективов, особое место занимает проблема регулирования межличностных конфликтов.
Опыт работы в школе показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и наш педагогический коллектив.
Исходя из сказанного, администрация школы поставила следующую задачу: Вскрыть основные факторы, влияющие на конфликтность в педагогическом коллективе. Этой проблемой занимались и занимаются многие ученые.
Например, один из них получил результаты, согласно которым конфликтность зависит от величины коллектива и повышается, если эти размеры превышают оптимальные. Другой пишет о том, что конфликтность между подчиненными и руководителями выше, когда последние не принимают непосредственного участия в основной, профессиональной деятельности руководимого им коллектива, а выполняют лишь администраторские функции.
Понятие “конфликт” тесно связано с понятием “совместимость”, которая является двухполюсным феноменом: степень ее меняется от полной совместимости членов группы до полной их несовместимости. Позитивный полюс обнаруживается в согласии, во взаимной удовлетворенности, негативный полюс чаще проявляется как конфликт. Согласие или конфликт могут быть не только следствием совместимости или несовместимости, но и их причиной: ситуационные проявления согласия способствуют повышению совместимости, возникновение же конфликтов - ее снижению. Конфликт представляет собой, прежде всего, такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающим в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом.
Межличностный конфликт наиболее ярко проявляется в нарушении нормального общения или в полном его прекращении. Если же при этом общение имеет место, то оно носит часто деструктивный характер, способствует дальнейшему разобщению людей, усилению их несовместимости. Но единичный, не повторяющийся конфликт свидетельствует лишь о ситуативной несовместимости индивидов. Такого рода конфликты, получающие позитивное разрешение, могут привести к повышению совместимости в группе.
Наиболее веским и типичным основанием конфликта служит нарушение одним из членов группы установленных норм трудового сотрудничества и общения.
Поэтому чем яснее нормы сотрудничества (зафиксированные в официальных документах, в требованиях руководителей, в общественном мнении, обычаях и традициях), тем меньше условия для возникновения споров и конфликтов среди участников общей деятельности. При отсутствии четких норм такая деятельность становится неизбежно конфликтогенной. В целом повышение степени общности деятельности и усложнение взаимодействия ее участников ведут к усилению требований к уровню их совместимости. Когда взаимодействие становится очень сложным, видимо, возрастает вероятность возникновения неувязок и недоразумений. Последние могут быть исключены лишь при высокой степени совместимости членов группы. Но общая деятельность обладает свойством формировать и противоконфликтные механизмы: она способствует выработке единых норм и требований, умения согласовывать свои действия с действиями других. Видимо, при усложнении общей деятельности нередко наблюдается лишь временное повышение, степени повышения конфликтности членов группы. Отсюда следует, что конфликтность в определенных случаях может выступать как показатель процесса позитивного развития группы, становления единого группового мнения, единых требований в открытой борьбе.
От понятия конфликт следует отличать понятие конфликтность. Под конфликтностью мы понимаем частоту (интенсивность) конфликтов, наблюдаемых у данной личности или в данной группе.
Можно выделить две основные группы факторов, влияющих на совместимость в коллективе, - объективные характеристики коллективной деятельности и психологические особенности его членов.
Объективные характеристики деятельности выражаются прежде всего в ее содержании и способах организации.
В зависимости от сферы проявления психологические особенности работников, оказывающие воздействие на их конфликтность, можно разделить на функциональные и нравственно-коммуникативные. Первые из них отражают требования в профессиональной деятельности, вторые - в межличностном общении.
Педагоги работают относительно независимо друг от друга, и в то же время тесно между собой связаны в плане межличностного общения. Что касается функциональных факторов, то они, видимо, играют решающую роль в возникновении конфликтов между руководителями и подчиненными.
Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику. Также снижается при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению; при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности, умении руководителем организовать трудовую деятельность подчиненных.
На наш взгляд, для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:
Умение учитывать интересы друг друга.
Воспринимать критику своих коллег.
Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу.
Дисциплинированность в работе.
Для снижения конфликтности с подчиненными руководителю необходимо:
Объективно оценивать труд своих подчиненных.
Проявлять заботу, по отношению к ним.
Не злоупотреблять официальной властью.
Эффективно использовать метод убеждения.
Совершенствовать стиль своей организации.
Эмоциональное благополучие в коллективе чаще всего определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.
Для разрешения различных конфликтных ситуаций в коллективе мы предлагаем следующие способы их решения:
Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: почему данный человек поступил так, а не иначе.
Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации.
Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом.
Информировать всех учителей при распределении премий, надбавок к заработной плате
(
социальная справедливость и гласность ).
Руководители должны совершенствовать стиль организационной работы с подчиненными.
Не злоупотреблять официальной властью.
Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
Литература
1. Банькина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития. – М., 2001. – с. 373 – 394.
2. Валяев А.М. Формирование практической готовности педагога к управлению межличностными конфликтами в школе. – М., 2007. – с.10.
3. Калгашкина Ж.И. Особенности конфликтов в современных педагогических коллективах // Социология в современом мире: наука, образования, творчество. 2016 №8-1. С. 152 – 156.
4. Новосельцева А.В. Управление конфликтами в педагогическом коллективе // Мир педагогики и психологии. 2-16. №3. С. 24 – 29.
5. Якушин А.С., Николаева А.А. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4 №6. С. 328 – 332.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат