Учитель и ученик – творческие души.
В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета.
Творчество – вот имя этой волшебной птицы!
В.А.Сухомлинский
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.
Нет смысла убеждать кого-либо в том, что педагогический труд – дело, прежде всего творческое. Сегодня стране нужны творчески мыслящие люди, способные к самостоятельному и нестандартному решению разных задач. В связи с этим основная цель системы образования - пробудить в человеке творца и развить в нем заложенный творческий потенциал. Современный учитель понимает, что педагогический процесс важно рассматривать не как две деятельности – учителя и ученика, а как совместную деятельность, как взаимодействие учителя и ученика. Воспитать творческого ученика может только творческий учитель.
Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», как выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих учеников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!
«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и
способность быстро анализировать ситуацию,
находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,
умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе,
оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.
С раннего детства ребенок воображает, придумывает какие-то немыслимые образы, присуще только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и многое другое. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя творческие способности.
Творчески работающий учитель никогда не ограничивается в обучении детей только уроками. Креативный педагог использует нестандартные формы обучения: предметные праздники, гостиные, цель которых творчески развивать детей.
Педагогическая креативность направлена на сотрудничество педагога и ребенка, которое проявляется в успешной проектной деятельности (защита рефератов на школьных и городских научно-практических конференциях), победах в школьных, городских и всероссийских конкурсах, олимпиадах, в творчески работах детей.
В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества. Без сомнения, нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться.
Замечено, что в творческой деятельности успешны не те дети, которые хорошо учатся и имеют высокий коэффициент интеллекта. Одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Известно, что Лев Толстой с треском провалил историю при поступлении в Казанский университет и его приняли благодаря усилиям его дяди — вице-губернатора Казани.
Чаще всего одаренные в традиционной школе – троечники. Наша задача - помогать таким детям, проявлять свои способности, предлагать пути их самореализации (рефераты, доклады, презентации).
Педагогическое сопровождение учащихся осуществляется в двух вариантах: групповое и индивидуально-личностное. В первом случае – создание креативное среды обеспечивается сотрудничеством педагога и учащихся, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность учеников. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития ребенка за счет предоставления ему свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержание и способов учения и поведения. Так как одним из основных противоречий школы всегда было противоречие между необходимостью установления дисциплины, подчинение всех учеников единым требованиям и необходимостью полного раскрытия творческих сил каждого ученика.
Очень важными качествами современного педагога являются его креативные способности, желание преодолеть традиционность в процессе обучения. Легко преодолевая стереотипы, мы готовы воспринимать и реализовать в своей работе то, что интересно детям именно сегодня.
Сколько изобретено разных «моделей» нового учителя. Это актер, романтик, художник, исследователь, музыкант. Надо иметь педагогический слух, чтобы различить в этих словах звуки настраивающихся инструментов оркестра. Вот она – настоящая симфония педагогической жизни.
Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча:
В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Уверена, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат