Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста . Работа №43688

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
Работа:

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

 

 

Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание. (Белинский)

 

Важной особенностью современного общества является внедрение высоких технологий заполоняющие нашу повседневную жизнь. Это не может не сказаться на развитие общества в котором мы живем.

И особая роль конечно отводится подрастающему поколению.

Времена меняются, и то, что было привычным и обыденным десятки лет назад становится в современном обществе не актуальным. Очень ярко это проявляется с развитием медиапространства посредством внедрения интернета.

Уже в дошкольном возрасте дети оставляя место свободной игре и книгам, предпочитают планшеты, телефоны и компьютер.

Конечно, в этом есть свои плюсы. Различные цифровые программы и приложения помогают легко познавать окружающий мир, дети получают знания в непосредственно игровой форме. Любая нужная информация как для взрослого так и для ребенка становится легкодоступной.

Но зачастую, происходит так, что дети овладевают современными "гаджетами" быстрее, чем речью, несформированная детская психика не готова к восприятию огромного потока цифровой информации, а родители не всегда ограничивают время за тем или иным цифровым устройством. Здесь можно обратиться к пословице: "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало" Тем самым, дети становятся уязвимыми, замкнутыми, психически неустойчивыми. В ходе исследования доктора Джона Хаттона, педиатра и клинического исследователя Детской больницы Цинциннати были проанализированы результаты сканирования мозга детей от 3 до 5 лет, которые показали, что использование цифровых устройств детьми без участия родителей больше одного часа в день приводит к более низким уровням развития белого вещества мозга – области, являющейся ключевой для развития языка, грамотности и когнитивных навыков. Не стоит забывать и том как сильно страдает физическое здоровье неокрепшего организма ребенка. Как известно страдает зрительный анализатор, возрастает миопия среди детей дошкольного возраста, нарушение осанки, задержка речи, нарушение сна.

Как вести себя родителям дошкольников, в том случае если цифровое пространство вытесняет общение, и социальные навыки ребенка из повседневной жизни. Как педагогам дошкольных и школьных учреждений правильно вести занятия в формате цифрового пространства.

Чтобы разобраться в этой теме, мы обратились к одной из цитат приведенной из книги одного из самых известных и уважаемых психологов России, Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы»,

"Проблема, которую сейчас подсовывает нам технический прогресс, состоит в том, что ребенок погружается в жизнь виртуальную, искусственную. Родителю надо определить свою базисную установку для ребенка: допустимую долю ухода в виртуальный мир.

Так же можно добавить что, компьютерные игры — это полностью искусственная жизнь. Общение через социальные сети может эмоционально затягивать, однако такое общение сильно ограничено. Оно лишено таких важных составляющих, как зрительный контакт, интонации голоса, чисто физические прикосновения, жесты. Все эти включения создают особое поле, атмосферу реального общения, их нельзя заменить только текстами. «Электронная» коммуникация менее естественна, можно сказать, она — вырожденная форма общения"

Действительно, дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. Но к сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи ребенка на самотек. Современный ребенок много времени проводит за телевизором и мало слышит чтение рассказов и сказок из уст родителей, а уж систематические занятия по развитию речи родителей с детьми явление чрезвычайно редкое. Поэтому закономерны и проблемы в развитии речи.

Художественная литература - это средоточие исторических фактов и житейской мудрости, она  открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений,  в ней содержится совокупность различных социальных норм и ценностей .

Формирование у ребенка интереса к книгам и чтению, потребности и желания их рассматривать происходит вполне естественным образом в условиях, когда он находится в читающей среде, в обстановке уважения к книгам и непосредственно в окружении книг. Когда взрослые проявляют интерес к книгам, читают и говорят о них, а дома или в детском саду имеется хотя бы небольшая библиотека, детьми довольно быстро усваивается модель поведения, демонстрируемая родителями или педагогами. Посредник в общении с подходящим литературным изданием в лице родителя или педагога должен помочь открыть ребенку притягательный мир художественного слова, подобрать нужную книгу и прочесть ее текст, понять и поделиться мыслями, возникшими в процессе чтения и, в конце концов, стать ребенку читателем. С.Я Маршак видел в открытии в ребенке «таланта читателя» основную задачу взрослых. Он считал, что именно в детском возрасте лежат истоки читательского таланта. Книга призвана научить понимать человека, вглядываться в него, воспитывать в самом себе человечность, в этом случае чтение выступает источником духовного обогащения. Задача педагогов – прививать любовь к книгам, воспитывать культуру и постоянную потребность в чтении, развивать эстетическое восприятие литературы, учить думать [29, с. 36]. Основной проблемой здесь является, по мнению З.А. Гриценко, почти полное отсутствие потребности в чтении, собственном творческом выражении и в общении с искусством «у находящихся рядом с малышом взрослых» [17, с. 40]. Следствием этого является отсутствие у современного ребенка положительного примера, которому он бы мог следовать, а также среды, побуждающей естественное развитие тяги к книге и художественному слову. Это обусловливает необходимость планирования 5 и проведения специальной работы, направленной на формирование у детей интереса к книге и чтению, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Пробуждающийся интерес к книге и чтению со временем угасает, если потребность к чтению остается вовремя не удовлетворенной, если у взрослых не находится свободного времени на общение с ребенком и чтение книг. Ребенок быстро находит замену книгам и чтению, не получив помощи и не найдя поддержки у взрослых, переключая внимание на виды деятельности и объекты, которые не требуют чьего-либо посредничества Одна из основных задач ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – это формирование интереса и любви к книге, направленности к общению с ней. Однако ребенок может сам захотеть прочитать книгу, если его, например, заинтересует ее обложка. В предоставленной работе представлены некоторые мнения писателей, педагогов, ученых, психологов на проблему приобщения ребенка к чтению.

 

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, следовательно, художественные произведения для детей (особенно фольклор) являются одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.    Фольклорные произведения очень любят дети, т.к. они поражают своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, песен, потешек, дразнилках, поговорках, скороговорках, оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины. Рассмотрим некоторые формы народного творчества.

Колыбельные песенки, сказки, потешки, поговорки, пословицы, стихи, прибаутки, рассказы. Следует читать ребенку, начиная с раннего возраста. При этом следить за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Колыбельные песни, прибаутки, потешки - бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность, ритм, обогащают словарь, расширяют кругозор, обучают образовывать однокоренные слова (котя, котенька, коток, коза, козонька и т.д.), позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетаний, развивают фонематический слух.

Нужно активно использовать поговорки, пословицы, скороговорки. У дошкольников еще недостаточно координировано работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания;  другие наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Скороговорки помогают исправить дикцию. Использование загадок в развитии речи дошкольников, их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умению делать выводы. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть переносное значение слова, учат образному мышлению.  

Художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать, и не принимают других - отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть на них похожими. Таким образом, книга помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается.  И мы очень надеемся,  что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×