Баряева Г.К. – учитель ОРКСЭ, ОДНКР
Баряев Э.А. – тьютор
Формирование института классного наставничества
Российской империи (второй половины 19 века).
Вторая половина 19 века в России потребовала коренных изменений в деле народного просвещения. По положению 1864 года распространявшемуся на 50 великорусских губерний впервые вводится должность классного наставника.
Учебный процесс того времени не укладывался в рамки современных представлений: класс состоял из 2 – 3 отделений – в зависимости от уровня подготовки обучающихся. Часто на все отделение приходился один учитель. Количество учеников в среднем составляло 40 – 80 человек, иногда больше. В этих условиях даже применение прогрессивных методов воспитания давало минимальный эффект. Преобразование системы отечественного просвещения требовало долгой и кропотливой работы.
В «Свод Уставов учебных учреждений Министерства Народного Просвещения» (2 половина 19 века) включена сакраментальная фраза о воспитании человека: «Существенная цель низших и средних училищ – есть воспитание человека, т.е. такое всестороннее и равномерное развитие в обучающемся юношестве всех умственных, нравственных и физических сил, при котором только возможны разумные, согласные с человеческим достоинством, воззрения на жизнь и вытекающее из него умение пользоваться жизнью».
Регламентация функций классного наставника давалась там же. В данной статье мы будем цитировать их согласно «Полному своду законов Российской империи» в двух книгах под редакцией А.А. Добровольского. С ПБ 1911 г.
Согласно этому документу должность классного наставника вводится в гимназических классах при институтах и пансионах, в гимназиях и прогимназиях и пансионах при них, в женских гимназиях прогимназиях и училищах.
Классных наставников полагается по одному на каждый класс, с соразмерным вознаграждением за определенным на сей предмет штатной суммы. О том, что классное наставничество играет особую роль в развитии воспитательного процесса, свидетельствует то, что директор и инспектор учебного учреждения состояли так же классными наставниками, первый в избранном им самим классе, а последний в указанном им директором классе, не получая за исполнение этих обязанностей особого вознаграждения. Это свидетельствует о том, что воспитание учащихся является обязанностью не только простых учителей, а также директора и инспектора учебного заведения.
Обращает на себя внимание и то, что утверждение на эту должность входит в обязанности попечителя учебного округа – это говорит об огромном значении классного наставника в воспитании учащихся. Консервативно настроенные деятели правительства Российской Империи рассматривали школу, как своеобразную «внутреннюю охрану царства».
Классное наставничество в Российской Империи носило не только воспитательный характер. В функциональные обязанности входило распределение учебной нагрузки во вверенных их попечению классах, контроль за учебными планами и их выполнением так же являлся одной из основополагающих задач.
Следует учесть и то, что данный тип работы носил очень сложный характер, в связи с этим Устав вводит вспомогательную должность помощника классного наставника. В обязанности помощника входит надзор за учениками в то время, когда классный наставник занят уроками в своих классах, а также для посещения учеников на дому, преимущественно живущих не у родственников.
Классные наставники заменили на своей должности классных надзирателей, которая существовала в учебных учреждениях до Устава 1864 года. Надзиратели не имели педагогического образования. В их обязанности входило только поддержание порядка и проведение экзекуций над провинившимися учениками. Нарушение порядка влекло за собой наказание розгами. Отказ в Уставе от телесных наказаний вызвал в то время сопротивление у основной массы учителей. Даже те из них, которые соглашались на отмену розги, зачастую утверждали, что «без побоев или увещеваний более чувствительных, чем слова, например без пощечин, обойтись никак не возможно…». (П.Ф.Каптеев. История русской педагогики. М. Педагогика №6 1995.) Таким образом, замена классных надзирателей на классных наставников, была поистине эпохальным шагом в развитии отечественной педагогики.
В 19 - 20 в.в. все гимназии определялись как учебные заведения. Вместе с тем постоянно подчеркивалось, что учебный и воспитательный процессы в них «равнозначны». В Уставе 1871 года сказано: «Воспитание и преподавание суть две задачи, в гимназии и прогимназии нераздельны». Установка на единство обучения и воспитания не исключала специфики этих процессов.
В реальной практике превалирующим было обучение и преподавание. Воспитание мыслилось педагогами часто как влияние определённого распорядка и «духа» школы на воспитанника. Сфера воспитания охватывала весь «образ жизни» гимназиста. Примечательно, что определение «дух школы» не ограничивается персональными отношениями «учитель – ученик», но в конце 19 века четкого определения «духа школы» ещё не было. Несомненно, под этим определением имелось в виду целостное воспитательное пространство.
Перед классными наставниками ставились самые разнообразные цели и задачи. Главная из них формирование «устойчивого нравственного характера», причем ведущее значение предавалось религиозной стороне поведения педагогов и учащихся.
Идея нравственного идеала всегда занимала важное место в русской педагогики. Православно-христианский идеал рассматривался как составная часть всечеловеческого. Опора на традиции и признание абсолютного нравственного идеала в качестве цели воспитания отвечали духу личной религиозности подавляющего большинства русских учителей.
Нравственный идеал этого периода уже не требовал полного самоотречения и служения Богу, но подразумевал, что истинно нравственным следует считать такой образ действий, который гармонично сочетает свой интерес и интерес тех кто находиться рядом, то, что в то время обозначалось понятием «порядочный человек» (Баркова Н.Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина 19 в. – начало 20 в.) М. Педагогика 1998 №2). В этот период также закрепляются в содержании нравственного идеала идеи гражданственности, достигнут своего рода синтез реалистично понимаемого идеала и идей гражданственности, он стал ведущим в отечественной педагогике.
Очень важную роль в «образе жизни» гимназии играла культура светского поведения, воспитание его основы, принципы и нормы. Классные наставники прикладывали огромные силы для того, чтобы учащиеся понимали необходимость социального поведения. Воспитательная сущность была неотделима от контроля за воспитанниками и мер запретительного характера. Под контролем находилась и бытовая сфера жизни учащихся, их поведение в домашних условиях, в гимназическом пансионе и т.д.
Огромное значение в воспитании гимназистов предавалось общешкольным традиционным мероприятиям: празднование «знаменательных дат», церковные торжества, постановка пьес на отечественном и иностранных языках, литературные беседы, организация экскурсий. Торжественная обстановка светского праздника, как и церковного торжества, являлась важным средством воспитания.
В качестве «подчиненных» средств воспитания предусматривались различные формы поощрения и наказания.
Широко практиковались: запись фамилии гимназиста на «золотой доске» школы, награждение похвальным листом, книгой, назначение стипендии, предоставление бесплатного билета в театр и др.
Система наказаний, определенная в Уставе 1828 г. за нарушение норм школьной жизни, включала: выговор, лишение лучшего места в классе, запись имени на черной доске, изоляция на несколько часов в пустой класс, исключение учащихся старших классов из гимназии, применение с разрешения директора розг в отношении учащихся младших классов.
В «Правилах о взысканиях» 1874 г. говорилось, что наказаниям отводится исправляющая и предупреждающая функции. При определении наказания нужно было руководствоваться внутренней сущностью поступка, его мотивами, а также учётом темперамента ученика и условиями совершения поступка (Козлова Г.Н. «Образ жизни отечественной гимназии конца 19 – начала 20 в. М. Педагогика №6 2000 г.).
Телесные наказания были вытеснены из воспитательной практики в начале 60-х годов 19 в. под влиянием прогрессивных требований общественно-педагогического движения. Таким образом, эта мера была принята в России значительно раньше, чем во многих странах Западной Европы и Америки.
В заключении можно сделать вывод о том, что институт классного наставничества строился в 20 веке не на «пустом месте». Многое было заимствовано и переработано из воспитательного процесса, который начал формироваться в России во второй половине 19 века.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат