Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, это уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность на уроках русского языка и литературного чтения.
Для того, чтобы мои ученики умело не только заучивал правило, но и видели орфограмму, я использую на своих уроках такие методы как:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание..
-Комментированное письмо.
-Письмо по памяти, а так же письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо».
- Выборочное списывание.
-Словарную работу. Предлагаю подобрать к словарным словам 1)однокоренные слова разных частей речи. Например:
адрес (адресный, адресок, адресовать)
ветер (ветерок, ветреный, обветрить)
2) Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам.
3)Игра «Расшифруй слово».
При работе над словарными словами часто применяю Синквейн - один из приемов критического мышления на уроках в начальных классах. Мы начали над ним работать со 2 класса и для детей это не составляет затруднения его составить. Например: тема - «Словарные слова»
1.Каникулы
2. Весенние, летние…
3. Отдыхать, гулять, рисовать….
4. Перерывы в занятиях в учебных заведениях в течение учебного года….
5. Отдых
-Работу со словарями. Провожу в виде игры «В мире словарей». Даю детям задания : дать толкования словам, найти лексическое значение слова.
- Работа над ошибками,
-Творческие работы. (дети очень любят этот вид работы)
На этапе обобщения знаний использую приём Кластер.
Достоинства и результаты применения этого приема в том, что
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает
всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы у учащихся формируются:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Он может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Начиная изучать по русскому языку в 3 классе тему «Имя существительное», предлагаю детям составить кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. По мере дальнейшего изучения материала, появляются новые данные.
Следующий метод, используемый мной в работе «Пометки на полях» или «Инсерт».
Этот метод позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного задания или текста. Технически он прост. Пометки могут быть следующие
+
?
!
известно
новое
непонятно
удивило
Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.
В качестве закрепления материала или рефлексии использую Кубик Блума. (Слайд 8) Учащиеся охотно отвечают на вопросы: почему, объясни, назови, предложи, подумай, поделись..
Свои знания мои дети могут успешно применять и на других уроках: литературного чтения, окружающего мира, математики.
Одним из первых направлений в своей работе при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма.
Чтобы мои ученики умело не только заучивал правило, но и видели орфограмму, приходится строить практические работы так, чтобы они могли «удивить» детей.
На уроках русского языка во многом помогает ученикам именно читательская грамотность. Это умение понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала. Я предлагаю детям следующие задания:
1) отметить какие буквы пропущены в словах
2) в каком словаре можно проверить написание слов с пропущенными буквами
3) подбери к выделенному в тексте слову противоположное по значению
4) отметь основную мысль текста
5) какой пословицей можно озаглавить этот текст
6) задание на работу с незнакомыми словами, составление рассказа по предложению.
Такая система работы даёт хороший результат. Главным достижением которой, является то, что в 5 класс дети идут грамотными. Свои знания могут успешно применять и на других уроках.
Работая над формированием функциональной грамотности вижу, что результаты качественной успеваемости на протяжении 2-х лет увеличились.
Предмет
Кол-во учащихся
% успеваемости
2019-2020 уч.г
2020-2021 уч.г
Русский язык
16
59%
63%
Литературное чтение
16
82%
88%
Математика и информатика
16
69%
73%
Качественный % по русскому языку-59%,-63% по литературному чтению – 82%-88%, по математике – 69%-73%.
Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат