Формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков
Формирование лексических навыков.
Лексический навык — способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами (3).
Цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного и рецептивного лексических навыков. Продуктивный лексический навык — синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами. Рецептивный лексический навык — это синтезированное действие по распознанию графического и фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением (4).
В основе работы над лексикой лежат определенные закономерности, принципы. К их числу относятся дидактические принципы: наглядности, прочности, системности, научности, сознательности, учета возрастных особенностей; собственно методические: коммуникативной направленности обучения, ситуативности; частные методические принципы: поэтапности формирования навыка, взаимодействия всех видов речевой деятельности.
Процесс овладения словом включает в себя ознакомление с функцией слова, его значением, формальными признаками, тренировку в усвоении слов и применении новых лексических единиц в устной и письменной речи. Каждый из этапов процесса усвоения слова соотносится со стадиями формирования лексического навыка.
Процесс формирования лексических навыков (по В.М.Филатову)
Стадии формирования лексического навыка
Этапы работы над новой лексикой
Деятельность учителя по организации обучения лексической стороне речи
Деятельность учащихся по усвоению новой лексики
Ознакомление (ориентировочно- подготовительный этап)
-побуждение к познавательной деятельности,
-предъявление новой лексики в контексте,
-раскрытие значения
c
лова
, контроль понимания.
-восприятие,
-осмысление назначения ЛЕ, ее значения, формальных признаков.
Тренировка (ситуативно- стереотипизи-рующий этап)
-организация тренировки по формированию и совершенствованию лексического навыка.
-овладение формой, значением и назначением слова через выполнение тренировочных языковых и условно-речевых упражнений.
Воспроизведение на рецептивном и продуктивном уровне
Применение (вариативно-ситуативный этап)
-создание условий для общения в устной или письменной форме с использованием новой лексики.
-использование новой лексики в речи в соответствии с поставленной коммуникативной ситуацией общения.
Рассмотрим формирование продуктивных лексических навыков. Тренировка учащихся в усвоении новых слов реализуется при помощи упражнений, направленных на формирование продуктивного лексического навыка и его совершенствование. Все упражнения в связи со структурой навыка делятся на две категории: упражнения, которые направлены на запоминание слова, его семантики в единстве с фонетической и грамматической формой слова, в результате чего обеспечивается операция выбора слова из долговременной памяти, и упражнения, целью которых является упрочение синтагматических и парадигматических связей данной лексической единицы.
Поскольку слово усваивается благодаря ситуативной отнесенности и необходимости для высказывания своих мыслей и чувств, первичная тренировка в употреблении новой лексики после ее презентации осуществляется в условно-речевых упражнениях. Эти упражнения сопровождаются коммуникативной установкой, а на младшем и среднем этапе обучения могут носить игровой характер, например выполнение упражнений на имитацию.
Тренировка в имитации позволяет создать у учащихся на основе ощущений слуховой и зрительный образ слова, который связывается с речедвигательным, что обеспечивает прочность запоминания формальных признаков слова. Не меньшее значение имеет то, что здесь происходит осознание значения и назначения слова в их единстве, с одной стороны, и ассоциирование формы слова со значением и назначением — с другой
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат