Функциональная грамотность как один из способов достижения положительного результата обученности младшего
В современных условиях общество предъявляет высокие требования к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему и явление с точки зрения различных наук. Однако учащиеся младших классов не могут в силу своего возраста извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Одним из возможных способов достижения указанных целей является формирование функциональной грамотности у младших школьников.
В контексте функциональной грамотности удалось установить, что под функциональной грамотности подразумевается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносят знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Детей младших классов необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что функциональная грамотность требует от современного человека умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность. Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
быть творческой личностью, постоянно заниматься самообразованием, занимать активную педагогическую позицию, уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося 2.
Начиная с первого класса нужно использовать игры и занятия, позволяющие активизировать деятельность ребёнка, помогающие осваивать читательскую грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности; математическую грамотность - это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; естественно-научную- это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями; финансовую - это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в пространстве интернета и т. д. Проведение уроков-тренингов учат детей, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Моя задача в данном направлении: подвести ребят к идее. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.
Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать символы свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. Дети совместно с учителем подбирают литературу, читают статьи, анализируют и обобщают, делают сообщения. Учатся выступать, отвечать на вопросы. Необходимо работать над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др. Умения анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Эти и другие виды заданий необходимы для формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся.
Создание условий для формирования функциональной грамотности учащихся школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Использованные источники
Дахин
А. Компетенция и
компетентность :
сколько их у российского школьника? // Народное образование. – 2004. - № 4. – с. 136-144.
Запотылок
О.А.Работа
с одаренными детьми. - Минск, 2006. – 216 с.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского
обубчения
школьников. -М.,2006.–178 с.
Ушаков, Д. И. Толковый словарь русского языка. –
М. :
Вече, 2001. – 3 т.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. – 2003. – № 2. – с. 58-64
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат