Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Исследовательская работа "Тема пророчества в русской поэзии XIX века". Работа №43802

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Исследовательская работа "Тема пророчества в русской поэзии XIX века"
Работа:

Тема пророчества русской поэзии 19 века.

Цель работы: Изучить тему «пророчества» в стихотворении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Задачи: Сопоставив стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, выявить их сходства и различия при раскрытии данной темы.

Исследовательская работа: Тема «пророчества» имела отклик в творчестве других поэтов. Найти сходства и различия со стихами А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, дать оценку.

Пророки избирались Богом для возвещения людям его святой воли (только со слов пророка или его приближенных). Пророк (наби) — это вестник божественного откровения, и его речи должны были заслуживать исключительного внимания всех людей. Таким образом, в ветхозаветные времена пророком считался человек, который, по божественному избранию и полномочию, передавал божьи слова людям, для чего он имел особые откровения и дары от Господа.

Термин "пророк"

. Пророк, не означает только предсказателя будущего. Хотя точная его этимология не установлена, общий смысл термина может быть передан как "призванный посланник".

Пророческая харизма.

 Пророки обладали особым, неповторимым опытом откровения, когда Слово Божье становилось внятным внутренним голосом, властно звучавшим в душе проповедника. Это Слово захватывало его, настойчиво требовало возвещать волю Божью людям. Но, в отличие от

внебиблических

мистиков, Пророки не переживали чувства "слияния с Божеством"; они отчетливо сознавали отличие собственных мыслей и желаний от того, что им открывалось.  

Этапы пророческого движения. 

Истоки профетизма восходят к эпохе Моисея. Именно Моисей сочетал дар вождя и законодателя со специфической пророческой харизмой.

Социальное учение Пророков.

 В профетизме нет разделения на "светское" и "религиозное". Все сферы человеческой деятельности протекают перед лицом Божьим и поэтому имеют духовное значение. Пророки учили, что высший долг человека перед другим человеком — гуманность.

Полный анализ стихотворения «Пророк» М.Ю.ЛермонтоваВ стихотворении Лермонтов раскрывает проблему о взаимоотношениях пророка со всеми людьми. Он начинает с того чем закончил Пушкин. Его пророк уже не посредник между Богом и людьми, у Лермонтова он гонимый всеми людьми гений.

Полный анализ стихотворения «Пророк» А.С.Пушкина«Пророк» считается шедевром пушкинской духовной лирики.    «Пророк» - это модель измененного сознания, в котором открывается высшее предназначение творческой личности. Но узреть пророческое служение - это еще не все.

Сравнительный анализ двух стихов. Таким образом, сопоставив два стихотворения, мы видим их безусловную связь и общие черты: метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако по стилю пушкинское стихотворение более философическое, в нем больше церковнославянизмов, оно ближе к традициям классицизма, хотя ни в коей мере не сводится к ним. М.Лермонтов же раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности, намеренно отказываясь от архаизмов и используя глубоко проникновенные печальные разговорные интонации, свойственные романтикам.

 

Исследователи, изучающие русскую поэзию, отмечали, что многие лирические

произведения являются

неким пророчеством, в той или иной степени верно предсказывая события и их исход, влияющий на судьбу России. Были ли русские

поэты пророками

? В чём суть их пророчеств? Имели ли они связь с Богом, которая часто отображается в их произведениях? И если нет, то кто же тогда такие пророки? Эти вопросы и составили

цель нашего исследования.

Руководствуясь поставленной

целью при подборе исследуемого материала, мы решали следующие

задачи:

Понять смысл термина «пророк», его этимологию, проследить этапы пророческого движения, выяснить, в чём состоит социальное учение пророков.

Сопоставив одноимённые стихотворения

А.С.Пушкина

и

М.Ю.Лермонтова

, выявить их сходства и различия в раскрытии данной темы.

Исследовать, как отразилась судьба России в пророчествах поэтов Серебряного века.

Актуальность данной темы,

на наш взгляд, состоит в том, что пророческая литература и философия востребована и в наше время, божественный дар поэтов и их пророчества интересны современному читателю.

Кто такой пророк?

Пророк (наби) – вестник божественного откровения, и его речи должны были заслуживать исключительного внимания всех людей.

Также это религиозные деятели, боговдохновенные учители и проповедники ветхозаветного времени

Общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник»

Пророк Давид

 

Пророчества в лирике XIX века

А.С.Пушкин

«Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И

празднословный

и лукавый,

И жало

мудрыя

змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую

водвинул

.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

"

Востань

, пророк, и

виждь

, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей."

 

 

 

М.Ю.Лермонтов «Пророк»

 

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

 

Зинаида Гиппиус

 

«В цене упали бриллианты,
появился швейцарский сыр…
Что случилось? А это Антанта
с большевиками заключает мир…»

У Гиппиус была политическая прозорливость – дар врожденный

Ее роковое противостояние революционным событиям рождало строки:

«

И

если это Божья длань – / Кровавая дорога, – / Мой дух пойдет и с ним на брань, / Восстанет и на Бога».

(1916).

Эмигрантка, она скончалась в Париже, тоскуя-болея по Родине

 

Вопросник 1.

Кто такой пророк? Назовите все определения пророка.

Каких пророков Вы знаете из истории?

Что нового Вы узнали о пророках? Какова судьба пророков?

Что особенно запомнилось при прочтении стихотворения «Пророк» у

А.С.Пушкина

? А у

М.Ю.Лермонтова

?

Назовите сходства и различия этих стихотворений.

Можно ли назвать Лермонтова хранителем и продолжателем идеалов пушкинской поэзии?

Как вы считаете, повлияла ли революция на развитие русской литературы?

Почему рубеж

XIX

-

XX

веков назван Серебряным веком?

Что Вы можете сказать о теме пророчества в Серебряном веке?

Каких поэтов Серебряного века вы знаете? С какими их стихотворениями Вы знакомы?

Как относились поэты к революции и войне? Почему?

Что Вы можете рассказать о Зинаиде Гиппиус? Кто она? Чем интересна ее творчество и жизнь?

Верите ли вы в пророчества? Объясните свою точку зрения.

Как вы считаете, тема пророчества встречается в современной литературе? Актуальна ли эта тема в

XXI

веке?

Почему необходимо изучать или хотя бы знать пророчества прошлого?

 

 

Вопросник 2.

Как вы понимаете термин «пророк» и что можете рассказать о его этимологии?

В чём состоит социальное учение пророков?

В чём особенность русской литературы как национальной?

Существуют ли, на ваш взгляд, пророки в литературе?

В чём отличие пушкинского и лермонтовского «Пророков»?

Как эпоха рубежа веков повлияла на творчество поэтов Серебряного века?

Можете ли вы объяснить происхождение термина «серебряный век», с чьими именами он связан?

Как отразилась судьба России в произведениях поэтов Серебряного века?

Какие из пророчеств Серебряного века (на примере произведений), на ваш взгляд, сбылись?

Интересна ли вам тема пророчества и пророческая литература?

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×