«Военно-патриотическая песня как эффективное средство духовно-нравственного воспитания учащихся»
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
А.Н.Толстой
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом и духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения.
В 2015 году правительством была утверждена государственная программа
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы". Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачами программы являются:
-выявление и использование наиболее эффективной практики патриотического воспитания
-подготовку научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания
-апробацию и внедрение современных программ, методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию;
-активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
-углубление знаний учащихся о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;
-повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию обучающихся и повышению их мотивации к службе Отечеству;
Основным результатом реализации Программы станет формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества, повышение качества работы образовательных организаций по патриотическому воспитанию, а также по профессиональной ориентации учащихся.
Духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому, на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Духовно-нравственное воспитание учащихся должно формировать личность ребёнка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания.
Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте. ФГОС даёт чёткое определение принципам построения современного воспитательного процесса на основе духовно-моральной модели воспитания: национальная самоидентификация личности, единство культурной, духовной и интеллектуальной образовательной среды; религиозная образованность. Соотношение общей цели с задачей развития духовности ребёнка, интеграция ума и веры. Эти принципы реализуются через систему правил нравственного поведения, что позволяет как учащемуся, так и учителю в процессе духовно-нравственного взаимодействия осознавать всю важность личностного роста и чувствовать значимость своей личности для других людей.
Россия на рубеже 20-21 веков проходит период возрождения государственности после развала Советского Союза в 1991 году. Нам необходимо воспитывать чувство патриотизма:
-Патриотизм – отношение каждого гражданина к той стране, в которой он
живёт.
-Патриотизм необходим для того, чтобы у подрастающего поколения была гордость за нашу страну.
-Патриотизм – одна из основ безопасности Отечества
Патриотизм не возникает сам по себе, многое зависит от семейных духовно-нравственных ценностей, прививаемых с детства.
Музыка оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека и обладает огромным воспитательным потенциалом. В советское время был создан «золотой» фонд военно-патриотической песни; написанные в период Великой Отечественной Войны и в последующие годы. Они оказались востребованы в современных реалиях. Мы можем использовать военно-патриотическую песню в воспитательных целях на вокально-хоровых занятиях в дополнительном образовании и замотивировать учащихся изучать не только музыку, но также историю, литературу и другие предметы, которые необходимы для духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Песня является наиболее демократичным жанром. Патриотическая песня имеет большую силу. Её боялись больше, чем пушек.
У нее есть характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе, мелодия решительного или призывного характера с пунктирным ритмом, с маршевой основой и со многими повторами. Необходимо вдумчиво и внимательно формировать репертуар для учащихся, чтобы песня нравилась, брала за душу, запоминалась на всю жизнь.
Хочется предложить несколько песен, изучение которых поможет решать все эти задачи:
1. Песня «Вспомните, ребята!» написана В. Берковским на слова Д. Сухарева. Оба автора – учёные, их связывает многолетняя дружба. Эта бардовская песня – одна из самых пронзительных песен о войне. Прекрасное стихотворение Дмитрия Сухарева идёт от имени подростков, которые провожают своих старших товарищей, братьев «с бритыми навечно головами» на войну. Тогда целые классы уходили добровольцами, ещё необученные и необстрелянные. Практически никто не вернулся. Песня «Вспомните, ребята!» затрагивает самые сокровенные струны души. В её жанровой основе марш, но очень сильна лирическая интонация.
...И когда над ними
Грянул смертный гром,
Нам судьба иное начертала -
Нам, непризывному,
Нам, неприписному
Воинству окрестного квартала.
Сирые метели след позамели,
Все календари пооблетели,
Годы нашей жизни как составы пролетели -
Как же мы давно осиротели!
Вспомните, ребята,
Вспомните, ребята, -
Разве это выразить словами, -
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами!
Вспомним их сегодня
Всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро, кроме нас, уже не будет никого,
Кто вместе с ними слышал первую тревогу.
И когда над ними грянул смертный гром,
Трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки
Радости и муки,
Чтоб хотя бы музыка воскресла!
Вспомните, ребята,
Вспомните, ребята, -
Разве это выразить словами, -
Как они шагали от военкомата
С бритыми навечно головами!
Мы читаем это стихотворение и подробно обсуждаем каждую строчку. Теперь его необходимо выучить наизусть, что учащиеся охотно делают, и чётко артикулировать. Для этого есть различные упражнения. Вокальная мелодия очень извилистая, ритм сложный. Нет распевов, на каждый слог отдельный звук. В этой песне не всем удаётся идеально проинтонировать мелодию, но текст и ритм нужно исполнить максимально точно, во всяком случае стремиться к этому. Это произведение очень нравится детям, работа происходит с большим энтузиазмом и исполняется с большим искренним чувством; «ребята» поют от первого лица о своих сверстниках, «ребятах», родившихся в конце 20-х начале 30-х годов 20 века.
Очень полезно, если учащиеся посмотрят фильм «Звезда», по одноименной повести Эммануила Казакевича, снятый в 2002 году режиссёром Николаем Лебедевым с Игорем Петренко в главной роли. Историческая драма рассказывает историю о бравом отряде молодых ребят, выполняющих задание в тылу врага. Картина получила множество призов и была удостоена Государственной премии в 2003 году.
2. Видеоряд из фильма «Звезда» мы использовали при исполнении знаменитой песни Вениамина Баснера на стихи Михаила Матусовского «На безымянной высоте».
События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Эту песню исполняли выдающиеся исполнители: И.Кобзон, Ю. Гуляев и другие. Исполняя «На безымянной высоте», следует помнить, что несмотря на камерность (можно петь просто под гитару), здесь есть сюжет: происходит неравный бой с фашистами. Третий куплет является кульминационным, поётся на форте, а последний – горький итог. Оставшиеся в живых вспоминают своих товарищей.
Ещё один маленький эпизод войны. Бой местного значения. Необходимо рассказать учащимся о замечательной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», читаем отрывки, а затем смотрим прекрасный фильм режиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…» 1972 года.
3. Можно рекомендовать выучить песню К. Молчанова «Вот солдаты идут» Это – суровый , волевой марш. Она исполняется очень сдержанно и ритмично. Скупыми средствами композитору удалось передать тяготы войны. Усталые солдаты, разорённая родная земля и мечта о мирной жизни.
4. К Дню снятия блокады мы непременно исполняем песню Я. Дубравина на стихи В. Суслова «Баллада о ледовой трассе». Её жанровая основа траурно- триумфальный марш. Очень драматично звучит вступление и проигрыш между куплетами. Исполнять нужно с пафосом, очень активно и энергично
5. Из современных патриотических песен в репертуар ансамбля входит песня Э. Ханка на стихи И. Резника «Служить России». Поэт как–то летел из Чечни одним самолетом с Путиным и министром обороны России маршалом Сергеевым, которые попросили сочинить поэта что-нибудь о российской армии. Он написал слова, Э. Ханок — музыку. Так появилась песня «Служить России». Первым ее исполнителем стал Н. Басков. Эта песня – праздник, песня-плакат. Это радостный победный марш во славу Отечества. Исполнять её нужно смело, ярко, чеканно. Она очень легко учится и быстро запоминается. Исполняя эту композицию, учащиеся бодро маршируют.
6. Уже можно с уверенностью сказать, что песня «Журавли» Я. Френкеля на стихи Р. Гамзатова – гениальное произведение. Она никого не может оставить равнодушным. «Журавли» - песня, с которой каждый вспоминает свою войну.
Почему же песня «Журавли» так берёт за душу? Дело в том, что её жанровой основой является сицилиана (чаще всего песни о войне имеют маршевую основу). Это жанр старинной музыки эпохи барокко. Трагические сицилианы мы часто можем встретить у Вивальди и Баха. В «Страстях по Матфею» в этом жанре написано вступление и знаменитая ария Петра. Вступление (вокализ) – опоэтизированный плач. «Журавли» - это песня реквием. Исполнять её нужно в динамике пиано мягко и певуче, ни в коем случае не форсировать звук. Лишь во второй строфе (летит, летит) больше энергетики и меццо-форте.
Разучивая военно-патриотические песни, учащиеся значительно расширяют свой кругозор. Проводятся интегрированные занятия. Вокальное занятие выступает интегратором, вспомогательными дисциплинами являются русский язык, литература, история, история музыки, танцевальное искусство, актёрское мастерство, то есть целый комплекс гуманитарных дисциплин, способствующих углублению, расширению, уточнению, материала ведущей дисциплины. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из них:
повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
показ
межпредметных
связей
и их применение при решении разнообразных задач.
Преимущества интегрированных уроков:
Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;
На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни:
Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;
На уроках дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для ребенка. Учащиеся подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Непривычный ход урока побуждает и
нтерес и стимулирует акти
вност
ь.
В формировании чувства патриотизма очень велика роль искусства и, в частности, музыки. Слова, соединенные с мелодией и сложенные в песню, глубже воздействуют на сознание человека, формируя его чувства, настроения. Они легко запоминаются, надолго остаются в памяти благодаря своей эмоциональной окрашенности.
Многолетняя педагогическая практика показала , что военно-патриотическая песня является незаменимым и очень эффективным средством в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Литература
1. Сборник «Шаги успеха», материалы 1 Международного фестиваля педагогических идей, Чебоксары «Центр образования и воспитания» 2015
2. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: концептуальные и методические аспекты. Сборник статей по итогам международной конференции. Спб.2015
3. История русской музыки. Том 1. Москва, «Музыка» 1980
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат