Дата публикации:
29.01.2022
Автор:
доц. Гарибян Ирина Ивановна
Название работы:
Интеграция дисциплин "Химия" и "Охрана труда" в процессе обучения студентов
Работа:
УДК. 378.
ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН ХИМИЯ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
доцент Гарибян И.И.
Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности
В статье рассматривается вопрос о межпредметных связях (МПС). Разработана методика проведения интегрированных занятий химии на основе МПС.
Актуальной проблемой современной педагогической науки и практики является активизация обучения студентов. Перед высшим образованием республики Узбекистан поставлены задачи формирования высококвалифицированных специалистов, повышения их творческой активности.
В процессе обучения дисциплине Химия межпредметные связи (МПС) являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Современный подход к обучению химии немыслим без установления МПС с такими предметами, как химия, физика, БЖД, информатика, экология и др.
В настоящее время главным в обучении является передача знаний, воспитание интеллектуально развитой личности, стремящейся к познанию. В связи с этим современные требования к занятию ставят перед преподавателем задачу планомерного развития личности путём включения её в активную учебно-познавательную деятельность. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Интеграция направлена на развитие эрудиции студентов, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не заменяет обучение классическим учебным предметам, она лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция позволяет научить самостоятельно добывать знания, развивать интерес студентов к учению, повышать его интеллектуальный уровень. Интегрированные занятия снимают утомляемость и перенапряжение студентов за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Разрабатывая такое занятие, учитываю:
I - Цель занятия (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях студентов, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям занятия.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания (создание новых связей между отдельными элементами системы).
Главной особенностью интегрированного занятия в этом случае является то, что такое занятие строится на основе предмета Химия, который является одной из важных дисциплин на 1 курсе. Интегрируемый с ним предмет Охрана труда, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Так, например, при изучении вредных веществ и влияние их на организм человека, невозможно без знаний их химического состава и класса опасности (рис.1). Связь между предметами выражается также и в том, что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете. Ведь главная и общая задача для всех педагогов - это развитие у студентов способностей и мышления, желания постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук.
Рис.1. Влияние вредных веществ на организм человека
Студенты должны знать и помнить, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно. Должны изучить знаки безопасности и во время производственной деятельности правильно их устанавливать.
Чтобы у студентов сложилось целостное представление о воздействии химических веществ на организм человека, а, главное, средствах защиты от них, при проведении занятий используются, кроме пятиминутных обсуждений отдельных вопросов, виды работы на уровне систематизации и обобщения, в том числе, и с помощью применения современных информационных технологий.
Автором созданы слайды о средствах индивидуальной защиты, о воздействии химических веществ на человека, об авариях на производственных объектах и способах защиты (можно использовать и при изучении аммиака, хлора) и др. На стадии контроля использовались также задания по созданию кластера на определенную тему.
Таким образом, если студенты на первом курсе изучат глубоко предмет Химия, а уже при изучении специальных дисциплин, таких как Охрана труда, им будет легче воспринимать информацию и получать профессиональные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарибян И.И., Петросова Л.И. Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Международная ХVII-ая Научно- практическая конференция Инновация 2013 . Ташкент, 2013, 7.10.13 с.97.
Скачать работу
ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН ХИМИЯ И ОХРАНЫ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
доцент Гарибян И.И.
Ташкентский институт текстильной и лёгкой промышленности
В статье рассматривается вопрос о межпредметных связях (МПС). Разработана методика проведения интегрированных занятий химии на основе МПС.
Актуальной проблемой современной педагогической науки и практики является активизация обучения студентов. Перед высшим образованием республики Узбекистан поставлены задачи формирования высококвалифицированных специалистов, повышения их творческой активности.
В процессе обучения дисциплине Химия межпредметные связи (МПС) являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Современный подход к обучению химии немыслим без установления МПС с такими предметами, как химия, физика, БЖД, информатика, экология и др.
В настоящее время главным в обучении является передача знаний, воспитание интеллектуально развитой личности, стремящейся к познанию. В связи с этим современные требования к занятию ставят перед преподавателем задачу планомерного развития личности путём включения её в активную учебно-познавательную деятельность. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Интеграция направлена на развитие эрудиции студентов, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не заменяет обучение классическим учебным предметам, она лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция позволяет научить самостоятельно добывать знания, развивать интерес студентов к учению, повышать его интеллектуальный уровень. Интегрированные занятия снимают утомляемость и перенапряжение студентов за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Разрабатывая такое занятие, учитываю:
I - Цель занятия (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях студентов, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям занятия.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания (создание новых связей между отдельными элементами системы).
Главной особенностью интегрированного занятия в этом случае является то, что такое занятие строится на основе предмета Химия, который является одной из важных дисциплин на 1 курсе. Интегрируемый с ним предмет Охрана труда, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Так, например, при изучении вредных веществ и влияние их на организм человека, невозможно без знаний их химического состава и класса опасности (рис.1). Связь между предметами выражается также и в том, что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете. Ведь главная и общая задача для всех педагогов - это развитие у студентов способностей и мышления, желания постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук.
Рис.1. Влияние вредных веществ на организм человека
Студенты должны знать и помнить, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно. Должны изучить знаки безопасности и во время производственной деятельности правильно их устанавливать.
Чтобы у студентов сложилось целостное представление о воздействии химических веществ на организм человека, а, главное, средствах защиты от них, при проведении занятий используются, кроме пятиминутных обсуждений отдельных вопросов, виды работы на уровне систематизации и обобщения, в том числе, и с помощью применения современных информационных технологий.
Автором созданы слайды о средствах индивидуальной защиты, о воздействии химических веществ на человека, об авариях на производственных объектах и способах защиты (можно использовать и при изучении аммиака, хлора) и др. На стадии контроля использовались также задания по созданию кластера на определенную тему.
Таким образом, если студенты на первом курсе изучат глубоко предмет Химия, а уже при изучении специальных дисциплин, таких как Охрана труда, им будет легче воспринимать информацию и получать профессиональные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарибян И.И., Петросова Л.И. Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Международная ХVII-ая Научно- практическая конференция Инновация 2013 . Ташкент, 2013, 7.10.13 с.97.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств