Дата публикации:
29.01.2022
Автор:
Петросова Лариса Ивановна
Название работы:
Интеграция предметов «Охрана труда» и «Химия» в процессе обучения
Работа:
УДК. 378.
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНА ТРУДА И ХИМИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
доцент Петросова Л.И.
Ташкентский государственный технический университет
В статье рассматривается вопрос о межпредметных связях (МПС). Автор разработала методику проведения занятий по специальным дисциплинам интегрированных на основе МПС.
Актуальной проблемой современной педагогической науки и практики является активизация обучения студентов. Перед высшим образованием республики Узбекистан поставлены задачи формирования высококвалифицированных специалистов, повышения их творческой активности.
В процессе обучения специальных дисциплин, например Охрана труда, межпредметные связи (МПС) являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Современный подход к обучению предмета Охрана труда немыслим без установления МПС с такими предметами, как химия, физика, экология и др.
В настоящее время главным в обучении является передача знаний, воспитание интеллектуально развитой личности, стремящейся к познанию. В связи с этим современные требования к занятию ставят перед преподавателем задачу планомерного развития личности путём включения её в активную учебно-познавательную деятельность. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Интеграция направлена на развитие эрудиции студентов, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не заменяет обучение классическим учебным предметам, она лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция позволяет научить самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. Интегрированные занятия снимают утомляемость и перенапряжение студентов за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Разрабатывая такое занятие, учитываются:
I - Цель занятия (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях студентов, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям занятия.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Главной особенностью интегрированного занятия в нашем случае является то, что такое занятие строится на основе предмета Охрана труда, который является главным. Интегрируемый с ним предмет Химия, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Так, например, при изучении вредных веществ и влияние их на организм человека, невозможно без знаний их химического состава и класса опасности (рис.1).
Связь между предметами выражается также и в том, что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете. Ведь главная и общая задача для всех педагогов - это развитие у обучающихся способностей и мышления, желания постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук.
Рис.1. Влияние вредных веществ на организм человека
Студенты должны знать и помнить, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно. Должны изучить знаки безопасности и во время производственной деятельности правильно их устанавливать (рис.2).
Рис. 2 Знаки безопасности
Чтобы у студентов сложилось целостное представление о воздействии химических веществ на организм человека, а, главное, средствах защиты от них, при проведении занятий используются, кроме пятиминутных обсуждений отдельных вопросов, виды работы на уровне систематизации и обобщения, в том числе, и с помощью применения современных информационных технологий.
Авторами созданы слайды о средствах индивидуальной защиты, о воздействии химических веществ на человека, об авариях на производственных объектах и способах защиты (можно использовать и при изучении аммиака, хлора) и др. На стадии контроля использовались также задания по созданию кластера на определенную тему.
Таким образом, если студенты на первых курсах изучат глубоко предмет Химия, то при изучении специальных дисциплин, таких как Охрана труда им будет легче воспринимать информацию и получать профессиональные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарибян И.И., Петросова Л.И. Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Международная ХVII-ая Научно- практическая конференция Инновация 2013 . Ташкент, 2013, 7.10.13 с .97.
Скачать работу
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ ОХРАНА ТРУДА И ХИМИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
доцент Петросова Л.И.
Ташкентский государственный технический университет
В статье рассматривается вопрос о межпредметных связях (МПС). Автор разработала методику проведения занятий по специальным дисциплинам интегрированных на основе МПС.
Актуальной проблемой современной педагогической науки и практики является активизация обучения студентов. Перед высшим образованием республики Узбекистан поставлены задачи формирования высококвалифицированных специалистов, повышения их творческой активности.
В процессе обучения специальных дисциплин, например Охрана труда, межпредметные связи (МПС) являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Современный подход к обучению предмета Охрана труда немыслим без установления МПС с такими предметами, как химия, физика, экология и др.
В настоящее время главным в обучении является передача знаний, воспитание интеллектуально развитой личности, стремящейся к познанию. В связи с этим современные требования к занятию ставят перед преподавателем задачу планомерного развития личности путём включения её в активную учебно-познавательную деятельность. Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного фактора активизации учебно-познавательной деятельности студентов.
Интеграция направлена на развитие эрудиции студентов, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не заменяет обучение классическим учебным предметам, она лишь соединяет получаемые знания в единую систему. Интеграция позволяет научить самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень. Интегрированные занятия снимают утомляемость и перенапряжение студентов за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Разрабатывая такое занятие, учитываются:
I - Цель занятия (Это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях студентов, перераспределение приоритетов и т.п.).
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям занятия.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (Это - идея, явление, понятие или предмет).
4. Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.
5. Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Главной особенностью интегрированного занятия в нашем случае является то, что такое занятие строится на основе предмета Охрана труда, который является главным. Интегрируемый с ним предмет Химия, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике. Так, например, при изучении вредных веществ и влияние их на организм человека, невозможно без знаний их химического состава и класса опасности (рис.1).
Связь между предметами выражается также и в том, что один предмет служит как бы инструментом при решении вопросов и задач в другом предмете. Ведь главная и общая задача для всех педагогов - это развитие у обучающихся способностей и мышления, желания постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук.
Рис.1. Влияние вредных веществ на организм человека
Студенты должны знать и помнить, что любое вещество может быть опасным, если обращаться с ним неправильно. Должны изучить знаки безопасности и во время производственной деятельности правильно их устанавливать (рис.2).
Рис. 2 Знаки безопасности
Чтобы у студентов сложилось целостное представление о воздействии химических веществ на организм человека, а, главное, средствах защиты от них, при проведении занятий используются, кроме пятиминутных обсуждений отдельных вопросов, виды работы на уровне систематизации и обобщения, в том числе, и с помощью применения современных информационных технологий.
Авторами созданы слайды о средствах индивидуальной защиты, о воздействии химических веществ на человека, об авариях на производственных объектах и способах защиты (можно использовать и при изучении аммиака, хлора) и др. На стадии контроля использовались также задания по созданию кластера на определенную тему.
Таким образом, если студенты на первых курсах изучат глубоко предмет Химия, то при изучении специальных дисциплин, таких как Охрана труда им будет легче воспринимать информацию и получать профессиональные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гарибян И.И., Петросова Л.И. Формирование мотивации к самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Международная ХVII-ая Научно- практическая конференция Инновация 2013 . Ташкент, 2013, 7.10.13 с .97.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств