ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ФИЛИППИНСКИХ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Иванов Михаил Константинович, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Школа на проспекте Вернадского», г. Москва
В современном мире традиционные боевые искусства выступают в виде следующих видов деятельности – фитнес, спорт, прикладная подготовка (самооборона), историческая реконструкция. Каждому направлению свойственны особенности, которые требуют соответствующих изменений в программе обучения. Предлагается общая градация уровней изучения филиппинских боевых искусств и освещаются особенности программ, направленных на обучение спортивному поединку и самообороне.
Филиппинские боевые искусства, особенно их современные стили, могут преподаваться с акцентом на различные их аспекты – общеразвивающие, оздоровительные, спортивные, прикладные, культурологические и т.д.
Особенно это важно при обучении детей в системе дополнительного образования, где программы обязательно должны быть адаптированы для адекватного восприятия учебного материала детьми различных возрастных групп.
При построении программы обучения необходимо учитывать следующие моменты.
Основа — это общая и специальная физическая подготовка (ОФП и СФП).
На ее базе происходит освоение техники и тактики боевого искусства. Для этого используются средства тактико-технической подготовки (ТТП) — различные упражнения, выполняемые как в одиночку, так и на снарядах, упражнения с партнером, учебно-тренировочные и вольные бои.
Для проверки эффективности освоения технических приемов и тактических компонентов боевых действий служит участие в открытых коврах и соревнованиях по различным вариантам спортивного палочного боя, спортивного ножевого боя и рукопашного боя.
Следующий уровень освоения — это адаптация изученного к ситуациям самообороны и стритфайтинга, где бой не ограничен правилами.
Завершает эту пирамиду переход к изучению арнис как боевого искусства (рис. 1).
Естественно, что каждая эта ступень может существовать как в комплексе, так и по отдельности.
Если ограничится только ОФП, СФП и ТТП, то можно получить интересную систему фитнеса (особенно если исключить из программы учебно-тренировочные и вольные бои).
Отдельно могут существовать также спортивная составляющая и самооборона.
Однако в последних двух случаях потребуется пересмотр программы подготовки.
Системообразующим фактором спортивной подготовки являются правила соревнований. В связи с этим должна меняться и программа обучения. На первое место выходит изучение тех технических приемов, которые наиболее эффективны в соревнованиях по конкретным правилам. Значительно более важное значение приобретает освоение тактических компонентов боевых действий.
Использование многих традиционных для арнис упражнений (сомбрада, тапи-тапи и пр.) становится не обязательным, а порой и лишним. Наоборот, на первое место выходят те упражнения, которые способствуют лучшему освоению техники и тактики спортивного поединка (упражнения на снарядах, контры и др.).
Обязательными являются учебно-тренировочные, вольные и, особенно, соревновательные бои.
Изучение арнис с целями самообороны требует еще большего изменения программы.
На первое место выходит изучение боя без оружия, затем должен следовать переход к использованию на изученной базе подручного и вспомогательного оружия (ладонная палочка, гибкие предметы, трость и т.д.). Изучение оружейных техник предпочтительнее начинать с ножевого боя и лишь затем переходить к палочному. При этом следует несколько меньше внимания уделять симметричному ножевому и палочному бою, а на его основе изучать применение оружия против других видов вооружения или безоружного противника (противников) и, наоборот, способы противодействию нападению с оружием.
Также следует уделить время тому где и как носится оружие и способам его быстрого извлечения.
В тренировках могут использоваться традиционные упражнения, но они должны быть изменены в соответствии с основной целью занятий. Если же это невозможно, то от подобных упражнений следует отказаться.
Обязательным элементом тренировок по самообороне должны быть занятия в различных нестандартных условиях — коридоры, лестницы, улица (в разных погодных условиях и в разные времена года), плохая освещенность и т. д. Также необходимы ситуационные тренинги.
Нельзя забывать о том, что целью самообороны является не победа над нападающим, а выход из опасной ситуации с минимальными потерями (материальными, моральными и юридическими). Поэтому на первом месте стоит то, что сейчас очень правильно называют «Концепция личной безопасности».
Список литературы
1. Абросимов Д. Безопасность в городе или Самооборона для умных / Д. Абросимов. — СПб: ИК «Крылов», 2011. — 320 с.
2. Воюшин К. Книга СПАС / К. Воюшин. — СПб: ИК «Крылов», 2011. — 307 с., ил.
3. Иванов М. К. Методические рекомендации по обучению спортивному арнис / М. К. Иванов. — [б. м.]: Издательские решения, 2021. — 108 с.
4. Мовшович А. Д. Примерная программа подготовки по виду спорта «Фехтование». Методическое пособие / А. Д. Мовшович, Л. Г. Рыжкова. — М.: 2016. — 252 с.
5. Современная система спортивной подготовки: монография / Под общ. ред. Б.Н. Шустина. – М., Спорт, 2021. – 440 с.
6. Ушаков Г. А. Организация системы подготовки в рукопашном бою: учебно-методическое пособие / Г. А. Ушаков, Е. Л. Комиссаров, А. В. Фомичев, А. В. Садков, А. В. Мельников, С. С. Ссорин. — М.: Советский спорт, 2013. — 226 с.: ил
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат