Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Развитие артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов (Из опыта работы ДОУ) . Работа №44024

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Развитие артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов (Из опыта работы ДОУ)
Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко»

(МБДОУ «Детский сад № 9»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие артикуляционной моторики у дошкольников с речевыми нарушениями посредством игровых методов и приемов

(Из опыта работы ДОУ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы:

Жданова Е.А., старший воспитатель;

Козловская Г.Д., учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевский ГО, 2022

 

Данный материал призван оказать методическую помощь в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по развитию артикуляционной моторики и может быть использован для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей лого групп ДОУ, родителей детей с речевыми нарушениями.

Поиск эффективных методов и приемов формирования произносительных возможностей детей, постоянно обновляющейся дидактической сенсомоторной базы с включением в процесс обучения разнообразной игровой деятельности является первостепенной задачей учителя-логопеда в условиях логопункта ДОУ.

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для формирования звуковой стороны речи огромное значение имеет развитие подвижности мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

Технологии специализированной помощи по развитию артикуляционной моторики Т.В. Буденной, Е.М. Косиновой являются актуальными для коррекции речевых нарушений дошкольников.

Основным средством для развития артикуляционной моторики служит артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений – статические (удержание органов артикуляции в определенной позе) и динамические (многократное повторение одного и того же движения).

Занятия по развитию артикуляционной моторики следует проводить по такой схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения ребенком нужно переходить к выработке более дифференцированных движений в той же области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такта. Также следует вести воспитание движений губ, языка, мягкого неба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц. Принципом отбора будет служить характер дефекта произношения.

При выполнении нужно придерживаться следующих рекомендаций:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-6 раз с постепенным увеличением темпа движений.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд. Необходимо сочетать статические и динамические упражнения.

4. При отборе упражнений нужно идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления.

6. Гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы контролировать правильность выполнения. Они должны находиться перед настенным зеркалом. Ребенок может пользоваться и ручным зеркалом (9 х12 см), но тогда взрослый должен быть напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

9. Перед гимнастикой используются упражнения на развитие дыхания, мимических мышц, мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия.

10. Желательно выполнять гимнастику под счет, под музыку, с хлопками... Сначала педагог рассказывает об упражнении, используя игровые приемы, и показывает его. Затем упражнение делает ребенок, а педагог следит за качеством выполнения упражнений.

Развитие кинестетического восприятия на основе использования нетрадиционных методов и приемов, дидактических атрибутов создает условия в нашем ДОУ для организации динамичной разнообразной игровой деятельности с дошкольниками с речевыми нарушениями, превращает процесс обучения в занимательную игровую деятельность.

При знакомстве с основными органами и движениями артикуляционного аппарата незаменима логопедическая игрушка-лягушка Болтушка, связанная вручную с анатомическими подробностями речевого аппарата. Кроме типичных для таких игрушек губ и языка присутствуют зубы, альвеолы, увула (маленький язычок), и подъязычная связка. Благодаря такой точности воспроизведения речевого аппарата отрабатываются движения любой сложности. Ребенок может сам рассмотреть, что, где находится. С помощью других игрушек-лягушек с подвижными языками подключается к показу и отработке упражнений не только рука педагога, но и ребенка.

Повышает устойчивость и концентрацию внимания выполнение упражнений общей артикуляционной гимнастики с помощью картинок-символов из природного, бросового и других вспомогательных материалов, созданных руками родителей и детей.

Комплексы артикуляционных упражнений для постановки различных групп звуков включают в работу разные виды анализаторов с использованием разнообразного вспомогательного материала. В окошках «Артикуляционного домика» (комплекс для вызывания свистящих звуков) за легкими шторками прячутся картинки силуэтных изображений артикуляционных упражнений. Ребенку нужно открыть окошечки, узнать картинку-символ и последовательно выполнить упражнения, необходимые для воспитуемого звука. «Артикуляционная дорожка» для постановки шипящих звуков представлена комплексом артикуляционных упражнений из мелких игрушек разной фактуры. Игрушки можно не только рассмотреть, но и потрогать.

Комплексы для вызывания сонорных звуков предложены в виде «Артикуляционных часов» и «Артикуляционного веера». «Артикуляционные часы» помогают соотнести картинки-символы и упражнения с помощью движений глаз по кругу, справа налево, а «Артикуляционный веер» - в динамике, прошагав пальчиками по вееру, как по дорожке.

Поддержать интерес к выполнению упражнений помогают артикуляционные сказки «Истории из жизни Веселого Язычка». Вводятся в индивидуальную НОД занимательные стихокомплексы, элементы биоэнергопластики, нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой.

Организуются родительские собрания, игротренинги, выставки семейных работ на тему «Давайте проиграем с веселым Язычком!» с видеопрезентациямии, фотоотчетами. Ведется методический стенд «Советы логопеда», проводится индивидуальная НОД с приглашением родителей для демонстрации традиционных и нетрадиционных приемов развития речевой моторики у детей.

Развитие артикуляционной моторики посредством использования нетрадиционных игровых методов и приемов    помогает развивать ее до уровня минимальной достаточности для постановки звуков, поддерживает  интерес ребёнка к процессу освоения правильного произношения, побуждает самостоятельность и инициативность.

Литература

1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 64 с.

2. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ОЛИСС, Эксмо, 2008. – 192 с.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 224 с.

4. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – М.: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010.-206 с.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×