Дата публикации:
29.01.2022
Автор:
Малухина Людмила Владимировна
Название работы:
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Работа:
Законом Российской Федерации Об образовании (ст. 12, п. 1) установлено, что Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [5,7].
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России [1]. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений:
патриотизм— любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность— свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность— служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество— уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука— ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии— представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература— красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа— эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество— мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Посредством этой деятельности и ее различных форм, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности [6].
Рассмотрим организацию внеурочной деятельности младших школьников на примере МАОУ Гимназия №7. На территории МАОУ Гимназия №7 находятся: Детская школа искусств, изостудия Фейерверк, школьная библиотека, бассейн, такие спортивные секции, как волейбол, баскетбол, спортивное ориентирование, кружки Шахматы, Робототехника. Также гимназия сотрудничает с Домом Детского Творчества Электрон. Это и есть то пространство, которое способствует формированию базовых национальных ценностей школьников. Развитие данных ценностей осуществляется в трех ключевых направлениях, выделяемых гимназией, а именно культура, интеллект и творчество. Эти направления отражаются в символе гимназии (Рис.1)
Рис.1 Логотип МАОУ Гимназия №7.
Рассматривая направление интеллект, в рамках внеурочной деятельности МАОУ Гимназия №7 среди младших школьников реализуется надпредметный курс Мир деятельности под ред. Л.Г.Петерсон. Курс Мир деятельности состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I.Организационно-рефлексивная: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, которые необходимы для самореализации и успешного вхождения в созидательную жизнь общества. Например, в 3-ем классе, рассматриваются такие понятия: место и причина затруднения, план, самоконтроль и самооценка, что важно для качественного усвоения предметных знаний.
II.Коммуникативная: формируется умение владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, умение четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию, владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и т.д. В 3-ем классе изучаются Секреты успешного выступления, Секрет понимания, Что такое диалог. Правила ведения диалога.
III.Познавательная: направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет, как минимум затруднено, либо не реализовано. В курсе 3-его класса учащиеся знакомятся с секретами эффективного запоминания, алгоритмами сравнения объектов, обобщения и формулирования вывода, наблюдения, говорят о чувствах- помощниках в учебе.
IV. Задача ценностной линии – это формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. Так в 3-ем классе курса рассматривается основополагающее качество для достижения успеха в учебе и других сферах жизни – вера в себя, а дружба – как ценность в жизни человека и общества. Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования и воспитания. На примере стихотворения ученицы 3-го класса, Коцериковой Милиссы, наблюдается осознанность значимости предмета и возможности применения знаний, как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни: Мир деятельности я люблю,
Потому что там творю!
Учусь я думать, мыслить, понимать!
И узнавать, и все запоминать!
Еще в гимназии ежегодно в первом полугодии проводятся предметные олимпиады в классах, затем по параллелям, а во втором полугодии интерактивные игры. Также в рамках внеурочной деятельности организуются экскурсии в краеведческий музей, картинную галерею, музей пермских древностей, ботанический сад, на Диораму, что позволяет расширить знания учеников, полученные во время уроков окружающего мира. Все это помогает формированию нравственной ценности - наука.
Направления культура и творчество отражаются в социально-проектной деятельности учащихся. Наша гимназия носит статус общественно-активной школы. В ней существуют особые традиции. Ежегодно осенью ученики принимают активное участие в Неделе добрых дел. Ребята нашего класса с помощью родителей подарили книги школьной библиотеке, своими руками сделали подарки для первоклассников и поздравительные открытки ко Дню пожилого человека, показали сценку детям младшей группы детсада. Благодаря тому, что дети нашего класса посещают занятия в ДШИ и ДДТ Электрон, поздравляли бабушек и дедушек праздничным концертом, посвященным празднованию Дня пожилого человека. Родители также приняли активное участие: покупали канцтовары для детей детского дома, корм для приюта животных, перечисляли денежные средства в рамках городской акции Дедморозим и акции 1 канала ДОБРО. Весной в гимназии традиционно организуется сбор макулатуры. Полученные средства используются для приобретения венков и возложения их на могилы солдат. Совместная деятельность способствует сплочению детского и родительского коллектива, формированию нравственной ценности, как семья, а именно уважение к родителям, забота о старших и младших. Стало доброй традицией принимать активное участие в городских акциях в честь празднования Дня Победы. Так в 2015 году дети вместе с родителями сделали страницу для альбома Азбука Победы, который был вручен Совету Ветеранов Мотовилихинского района. А для участия в школьном конкурсе создали видеоролик 70-летию Победы. Также ученики нашего класса ежегодно возлагают цветы к памятнику Воину-освободителю. Таким образом, вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней помогает формировать чувство патриотизма.
Итак, организация внеурочной деятельности способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, то есть формированию базовых национальных ценностей.
Список литературы.
1.
Скачать работу
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России [1]. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных представлений:
патриотизм— любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность— свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность— служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество— уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука— ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии— представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература— красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа— эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество— мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Посредством этой деятельности и ее различных форм, школа должна решать задачи по социализации детей и подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и развитию качеств личности [6].
Рассмотрим организацию внеурочной деятельности младших школьников на примере МАОУ Гимназия №7. На территории МАОУ Гимназия №7 находятся: Детская школа искусств, изостудия Фейерверк, школьная библиотека, бассейн, такие спортивные секции, как волейбол, баскетбол, спортивное ориентирование, кружки Шахматы, Робототехника. Также гимназия сотрудничает с Домом Детского Творчества Электрон. Это и есть то пространство, которое способствует формированию базовых национальных ценностей школьников. Развитие данных ценностей осуществляется в трех ключевых направлениях, выделяемых гимназией, а именно культура, интеллект и творчество. Эти направления отражаются в символе гимназии (Рис.1)
Рис.1 Логотип МАОУ Гимназия №7.
Рассматривая направление интеллект, в рамках внеурочной деятельности МАОУ Гимназия №7 среди младших школьников реализуется надпредметный курс Мир деятельности под ред. Л.Г.Петерсон. Курс Мир деятельности состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I.Организационно-рефлексивная: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, которые необходимы для самореализации и успешного вхождения в созидательную жизнь общества. Например, в 3-ем классе, рассматриваются такие понятия: место и причина затруднения, план, самоконтроль и самооценка, что важно для качественного усвоения предметных знаний.
II.Коммуникативная: формируется умение владеть навыками культурного общения, согласования своих действий с сослуживцами, умение четко выразить свою мысль, адекватно понять мысль оппонента, обосновать выбранную позицию, владеть своими эмоциями, уметь культурными способами выйти из конфликтной ситуации, знать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать во благо свой потенциал и т.д. В 3-ем классе изучаются Секреты успешного выступления, Секрет понимания, Что такое диалог. Правила ведения диалога.
III.Познавательная: направлена на передачу учащимся инструментов познания, чтобы свои знания механизмов рефлексивной самоорганизации они могли перевести в конкретный результат. Действительно, без достаточного уровня развития мышления и познавательных процессов, владения методами познания, умения работать с текстами, осуществлять поиск, организацию и представление информации и т. д. применение знаний будет, как минимум затруднено, либо не реализовано. В курсе 3-его класса учащиеся знакомятся с секретами эффективного запоминания, алгоритмами сравнения объектов, обобщения и формулирования вывода, наблюдения, говорят о чувствах- помощниках в учебе.
IV. Задача ценностной линии – это формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д. Так в 3-ем классе курса рассматривается основополагающее качество для достижения успеха в учебе и других сферах жизни – вера в себя, а дружба – как ценность в жизни человека и общества. Таким образом, данные четыре линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования и воспитания. На примере стихотворения ученицы 3-го класса, Коцериковой Милиссы, наблюдается осознанность значимости предмета и возможности применения знаний, как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни: Мир деятельности я люблю,
Потому что там творю!
Учусь я думать, мыслить, понимать!
И узнавать, и все запоминать!
Еще в гимназии ежегодно в первом полугодии проводятся предметные олимпиады в классах, затем по параллелям, а во втором полугодии интерактивные игры. Также в рамках внеурочной деятельности организуются экскурсии в краеведческий музей, картинную галерею, музей пермских древностей, ботанический сад, на Диораму, что позволяет расширить знания учеников, полученные во время уроков окружающего мира. Все это помогает формированию нравственной ценности - наука.
Направления культура и творчество отражаются в социально-проектной деятельности учащихся. Наша гимназия носит статус общественно-активной школы. В ней существуют особые традиции. Ежегодно осенью ученики принимают активное участие в Неделе добрых дел. Ребята нашего класса с помощью родителей подарили книги школьной библиотеке, своими руками сделали подарки для первоклассников и поздравительные открытки ко Дню пожилого человека, показали сценку детям младшей группы детсада. Благодаря тому, что дети нашего класса посещают занятия в ДШИ и ДДТ Электрон, поздравляли бабушек и дедушек праздничным концертом, посвященным празднованию Дня пожилого человека. Родители также приняли активное участие: покупали канцтовары для детей детского дома, корм для приюта животных, перечисляли денежные средства в рамках городской акции Дедморозим и акции 1 канала ДОБРО. Весной в гимназии традиционно организуется сбор макулатуры. Полученные средства используются для приобретения венков и возложения их на могилы солдат. Совместная деятельность способствует сплочению детского и родительского коллектива, формированию нравственной ценности, как семья, а именно уважение к родителям, забота о старших и младших. Стало доброй традицией принимать активное участие в городских акциях в честь празднования Дня Победы. Так в 2015 году дети вместе с родителями сделали страницу для альбома Азбука Победы, который был вручен Совету Ветеранов Мотовилихинского района. А для участия в школьном конкурсе создали видеоролик 70-летию Победы. Также ученики нашего класса ежегодно возлагают цветы к памятнику Воину-освободителю. Таким образом, вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней помогает формировать чувство патриотизма.
Итак, организация внеурочной деятельности способствует духовно-нравственному воспитанию младших школьников, то есть формированию базовых национальных ценностей.
Список литературы.
1.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств