Муниципальное автономное детское образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида»
Мастер класс по опытно – экспериментальной деятельности
Тема: «Мы экспериментируем»
Выполнила:
Воспитатель, С. В. Жаворонкова
г. Петропавловск - Камчатский
Тема: Мастер – класс «Мы - экспериментируем»
Цель: способствование повышению компетенции педагогов в создании условий для развития творческой активности ребенка.
Оборудование: ленточки пяти цветов, 4 фартука, картинки с правилами работы, указка,2 карточки, 2 фломасстера,4 стакана с картофелинами,4 ложки,4 пустых стакана, разрезанный картофель, натертый картофель, йод, пипетка, тарелки с мукой, крахмалом, полоски бумаги;4 тарелочки со смешанной солью (крупной) и перцем, 4 шерстяные тряпочки, 4 шарика;4 тарелочки с молоком,4 шт. краска – гуашь,4 шт. пипетки,4 ватные палочки, жидкое мыло;4 ст. с газированной водой, 8 шариков небольших из пластилина;8 стаканов пронумерованных, тарелочки с сахаром,4 ст. ложки, 2 пустых стакана,2 емкости с водой, 4 чайных ложки, 4 шприца, краски – гуашь 8 шт., салфетки; апельсины (очищенный, неочищенный), 4 емкости для воды,4 лупы, фрукты: зеленое яблоко (2шт.), банан, груша (2 шт., зеленого цвета), апельсин, мандарин, лимон (2 шт.).
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада Вас приветствовать на мастер – классе «Мы – экспериментируем». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что – то новое, а начинающие - поймут, насколько это интересное, увлекательное и важное занятие. Прежде, чем начать мастер – класс, я хотела бы прочитать притчу.
Притча.
Большие королевские часы остановились. Король велел главному часовому мастеру как можно быстрее починить часы. Оказалось, что у часов лопнула серебряная пружина. По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны. Одни говорили, что все дело в составе серебра, что рецепт изготовления старинного серебра утерян. Другие советовали сделать пружину менее упругой. Третьи предлагали вообще сделать на серебряную пружину, а стальную. Долго обсуждали часовщики проблему. Один юноша подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину. Осторожнее, ты еще молод и недостаточно опытен, - воскликнул главный часовщик. Не по виду суди, а по делам гляди. Я уже несколько лет назад получил звание мастера, - ответил юноша. Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы, и они пошли. Все смотрели с изумлением, а кто – то сказал: - Сотня советов не заменит пары опытных рук. Одно дело говорить, другое дело – попробовать.
Воспитатель: Давайте и мы с вами не будем говорить, а попробуем провести эксперименты.
Воспитатель: Что такое эксперимент? (Это знакомство с чем – то новым с помощью опытов). Где проводят эксперименты? (В лаборатории).
Воспитатель: Представим, что мы находимся в лаборатории. Давайте вспомнит правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Для проведения первого эксперимента в нашу лабораторию приглашаются педагоги, у которых на стульях – красная ленточка.
Воспитатель: Давайте вспомним правила работы в лаборатории. (Показываю картинки и проговариваем).
Воспитатель: Чтобы узнать, с чем мы проведем первый опыт, вам надо расшифровать слово.
Игра «Расшифруй слово»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Л Е Т Ф К Р Ь О А
8 7 4 6 1 3 9 5 2
Воспитатель: Нужно поместить буквы в пустые клетки в соответствии с номерами и прочитать заданное слово.
Воспитатель: Какое слово получилось? (Это слово – картофель).
Воспитатель: В работе с детьми, буквы заменяем на картинки.
Воспитатель:
Итак, первый опыт проведем с картофелем.
Воспитатель: Как вы думаете, какие вещества есть в картофеле? Чтобы доказать, что в картофеле, содержатся какие – то вещества, проведем
Опыт№1
Воспитатель: Возьмите стаканчики с натертым картофелем. Он уже посинел от нетерпения. Что вы видите? (Жидкую кашицу).
Значит, какой вывод можем сделать? (В картофеле есть вода).
Опыт №2
Воспитатель: Размешайте картофельную кашицу в воде. Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? (Белая, мутная). Почему вода стала мутной? Какой вывод можно сделать? (В воде есть какое – то вещество, которое не растворяется). А кто знает, как оно называется? (Крахмал).
Аккуратно ложкой переложите картофель в другой стакан и слейте воду. Что на дне стакана? (Белый осадок).
Воспитатель: Это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Крахмал похож на муку).
Опыт№3
Воспитатель: А как отличить крахмал от муки?
У вас на столах стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Сравните их с полосками белого цвета. Что можно сказать о цвете муки и крахмала? (Крахмал светлее, чем мука)
Воспитатель: Попробуйте крахмал и муку на ощупь. Что можно сказать об ощущениях? (Мука мягкая, не скрипит, крахмал скрипит).
Опыт№4
Воспитатель: А чтобы полностью убедиться, что в картофеле есть крахмал, я предлагаю посмотреть, что произойдет, если я капну капельку йода на разрезанный картофель. Обратите внимание, какой знак стоит на бутылочке с йодом? (!) Что это означает? (Этим веществом может пользоваться только воспитатель). Что произошло? (Картофель стал синего цвета).
Воспитатель: Крахмал всегда синеет при взаимодействии с йодом.
Воспитатель: Итак, мы доказали, что в картофеле есть вода и крахмал.
Воспитатель: Спасибо.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку, педагогов у которых – синяя ленточка.
А как называется сказка, вы должны отгадать:
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу… Золушка.
Воспитатель: Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания.
Опыт «Сортировка»: На столе перед вами соль смешанная с перцем, попробуйте их отделить друг от друга. Не получается…Попробуем таким способом, возьмите воздушный шар, потрите его о шерстяную ткань и поднесите к емкости. Что произошло? (Весь перец, как по волшебству, оказался на шарике, а соль осталась на месте!)
Воспитатель: На поверхности шарика в результате трения образуется электрический заряд, способный притягивать легкие тела. Так как перчинки мельче и легче кристалликов соли, они будут притягиваться к шару, а соль притягиваться не будет.
Воспитатель: Как называется явление?
Вывод: Это явление называется статическое электричество. Оно неопасное, тихое, незаметное. Предмет, который заряжен статическим электричеством, притягивает к себе другие предметы.
Воспитатель: Для следующего опыта приглашаю педагогов, у которых желтая ленточка.
Опыт «Знакомый незнакомец апельсин».
Воспитатель: Перед вами фрукты. Обследуйте и назовите их.
Воспитатель: Разложите, пожалуйста, фрукты на группы по вкусу.
Воспитатель: Сколько групп получилось? (Две).
Воспитатель: Какие? (Сладкие, кислые).
Воспитатель: Как еще можно сгруппировать фрукты? (По цвету).
Воспитатель: А еще по текстуре кожуры. Посмотрите, есть фрукты с гладкой кожурой, а есть с неровной, пористой.
Воспитатель: Сколько групп получилось? По какому признаку группировали? (Фрукты можно группировать по разным признакам и при этом получается разное количество групп).
Воспитатель: Отгадайте загадку:
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин.
Это спелый…апельсин.
Воспитатель: Как вы думаете, если апельсин бросить в емкость с водой, он утонет? (Да, потому что он тяжелый).
Воспитатель: Проверьте.
Воспитатель: Что вас удивило? (Апельсин не утонул).
Воспитатель: Что можем предположить? (Апельсину не давала утонуть кожура).
Воспитатель: Как можно проверить, что кожура помогает апельсину не утонуть?
Воспитатель: У вас на тарелочке лежит очищенный мандарин, возьмите его и бросьте в воду.
Воспитатель: Что произошло? (Он утонул).
Воспитатель: Что мы можем предположить? (Что неочищенному апельсину не давала утонуть кожура).
Воспитатель: Что есть в кожуре, что помогает ей держаться на воде?
Воспитатель: Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Какая она? (Неровная, шершавая, пористая).
Воспитатель: Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет.
Воспитатель: Вывод, значит, воздух легче воды.
Воспитатель: Спасибо.
Воспитатель: Для следующего опыта приглашаю педагогов, у которых - голубая ленточка.
Опыт «Пузырьки - спасатели»
Воспитатель: Возьмите стакан со свежей газированной водой, сразу бросьте в нее маленький шарик из пластилина. Что произошло? (Шарик тяжелее воды, поэтому он тонет).
Воспитатель: Что происходит на дне? (На него начинают садиться пузырьки воздуха, похожие на маленькие воздушные шарики).
Воспитатель: Что произошло? (Шарик из пластилина поднялся вверх).
Воспитатель: Размешайте воду палочкой? Что произошло? (Шарик утонул).
Воспитатель: Пузырьки воздуха выходят из воды, а шарики из пластилина снова опускаются на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Воспитатель: Итак, вывод: пузырьки воздуха поднимаются наверх, выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а шарики из пластилина снова опускаются на дно.
Воспитатель: Какой ребенок не верит в волшебство? А какой сам хоть раз не хотел стать волшебником? Приглашаю педагогов, у которых - зеленая ленточка. Давайте на время станет волшебниками.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Дождик с Солнцем смастерил
Мост высокий без перил.
От чудесного моста
Всему миру красота…Радуга
Воспитатель: В какое время года мы можем увидеть радугу? (Летом).
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию, и мы с вами попробуем сделать радугу зимой.
Опыт «Радуга»
Воспитатель: Поставьте перед собой 4 стакана. Они пронумерованы, чтобы не перепутать. Теперь в эти стаканы будем насыпать сахар в 1 стакан 1ст. л., во 2 стакан – 2ст.л., в 3стакан – 3ст.л., в 4 стакан- 4ст.л. Теперь надо в каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды. Теперь возьмите чайную ложку и хорошо размешайте. Теперь в каждый стакан добавьте
краску разного цвета, перемешайте.
Воспитатель: Сейчас начинается все самое интересное. Возьмите пустой стеклянный стакан и шприц. Начинаем набирать с последнего, 4 стакана. Наберите шприцом из стакана под номером 4 воду полный шприц и аккуратно влейте в стакан, теперь наберите воду из стакана под номером 3 и аккуратно по стенке стакана вливаем поверх предыдущего цвета, и так с каждым последующим слоем.
Воспитатель: Что мы видим? (Радугу).
Воспитатель: Если вливать новую порцию аккуратно по стенке поверх предыдущей, то вода не смешивается, а разделится на слои и получается радуга.
Воспитатель: Происходит это из – за разного содержания сахара в воде, то есть из – за разной плотности воды.
Воспитатель: Спасибо.
Воспитатель: Приглашаю педагогов, у которых – коричневая ленточка.
Опыт «Цветные узоры на молоке»
Воспитатель: Что у вас на столе в тарелках? (Молоко). Как вы догадались? (Белого цвета). Добавьте в молоко краску, возьмите ватную палочку и опустите в жидкость, в середину тарелки. Что – то изменилось? (Ничего). Теперь опустите ватную палочку в жидкое мыло, затем в тарелку с молоком. Что видите? (Краска разошлась в стороны).
Воспитатель: Да, краски начали двигаться, т.к. молоко состоит из частиц жира. При появлении моющего средства частицы разрываются, что приводит к их быстрому движению.
Воспитатель: Спасибо.
Итог: Наш мастер – класс подошел к концу. Спасибо всем за участие. Надеюсь, что вы с пользой провели время и узнали для себя что – то новое и интересное. Написать лимонной кислотой слово молодцы и окунуть в раствор вода + йод. (Слово проступит на бумаге).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат