Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Профилактика профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» . Работа №44151

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Профилактика профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ»
Работа:

Доклад на тему «Профилактика профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» (Вахитова Э.М.)

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,дети с ограниченными возможностями здоровья обладают гарантированным правом на образование, как в специально созданных коррекционных учебных заведениях, так и в общеобразовательных организациях на основе адаптированных образовательных программ.

В наше время огромное внимание уделяют обучению детей с ОВЗ, их социализации. В обучении и воспитании детей самое главное – это значимый взрослый, его собственное состояние. Здесь можно привести в пример пункт из инструкции о безопасности пилотов: «В случае разгерметизации салона наденьте сначала кислородную маску на себя, затем на ребёнка». Потому что, если взрослый не сможет нормально дышать, ребёнку уж точно никто и ничто не поможет.

В школах, где приоритетен процесс обучения, особо актуальной является проблема эмоционального выгорания. К нему приводят чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Самостоятельно педагоги не всегда могут определить выгорание у себя, несмотря на выраженность симптомов, но замечают, что данное состояние отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности, приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога и депрессия. Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.

Синдром выгорания - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиональной сфере.

Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.

Синдром выгорания у педагогов работающих с детьми с ОВЗ характеризуется:

1) физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности;

2) в отдельных случаях – бесчувствием вовсе, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы.

Статистические данные: число детей с инвалидностью в России выросло на 20 тыс. за последний год. Общее количество детей с инвалидностью по всей территории Российской Федерации составило порядка 700 тысяч детей.

Учитывая статистические показатели, можно предположить, что значимость исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми ОВЗ, имеет высокий уровень.

Каковы же причины?

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом, системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты.

Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.д. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например:с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Какие же физические признаки испытывают люди, которые находятся в стадии эмоционального выгорания?

Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени;

Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие;

Частые головные боли, боли в спине и мышцах;

Изменение аппетита и привычек сна;

Затрудненное дыхание, отдышка;

То

шнота, головокружение, 

чрезмерная потливость, дрожание;

Гипертензия (повышенное давление);

Сердечные 

болезни.

Помимо физических признаков, мы можем наблюдать еще и эмоциональные.

Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе;

Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике;

Отстранённость, ощущение одиночества в мире;

Потеря мотивации;

Часты циничные и негативные прогнозы;

Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость

Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность

Раздражительность, агрессивность

Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.

У педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ синдром эмоционального выгорания проявляется так:

Уход от ответственности;

Самоизоляция;

Волокита, долгое достижение целей;

Разочарование в себе и в других;

Пропуск работы, приход на работу поздней и уход ранний;

 Во время рабочего дня

появляется усталость и желание 

прерваться, отдохнуть;

Малая физическая нагрузка;

Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств;

Несчастные случаи (

например:

травмы

, падения, аварии и т.д.);

Импульсивное эмоциональное поведение.

Так же могут наблюдаться и интеллектуальные нарушения:

Уменьшение интереса   к новым теориям и идеям в работе;

Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем;

Увеличение скуки, тоски, апатии или   недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;

Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;

Цинизм или безразличие к   новшествам;

Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах;

Формальное выполнение работы.

Социальные признаки, по которым можно определить эмоциональное выгорание.

Нет времени или энергии для социальной активности;

Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;

Социальные контакты ограничиваются работой;

Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;

Ощущение изоляции, непонимания других и другими;

Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Синдром профессионального выгорания педагогов компенсирующих групп делится на три стадии:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

Возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

Представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Итак, что же нужно делать, чтобы избежать синдрома профессионального выгорания?

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития синдрома выгорания.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния. И при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда.

Следует отметить, что результативность профилактических мероприятий зависит от своевременного выявления предпосылок эмоционального выгорания и проведения мероприятий по устранению этого симптома (индивидуальной консультационной работы с педагогами, обучения различным техникам помощи и самопомощи в стрессовых ситуациях, развития необходимых умений и навыков саморегуляции, тайм-менеджмента, способом поведения в различных ситуациях).

Литература

1. Барабанщикова, В.В.Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дисс ... доктора псих. наук : 19.00.03 / Барабанщикова Валентина Владимировна. - Москва, 2016. – 21с. – Библиогр.: с. 21-22.

2. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А.Коростылевой. - Вып. 6. - Санкт-Петербург: Издательство СПб ГУ, 2002. - С.140-154.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 338 с.

4. Лобанова А.В., Кондракова Э.В., Бурсова А.П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54360.htm.

5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М.Скугаревская // Медицинские новости. — 2002.— № 7.— С. 3-9.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×