Доклад на тему «Профилактика профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ» (Вахитова Э.М.)
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,дети с ограниченными возможностями здоровья обладают гарантированным правом на образование, как в специально созданных коррекционных учебных заведениях, так и в общеобразовательных организациях на основе адаптированных образовательных программ.
В наше время огромное внимание уделяют обучению детей с ОВЗ, их социализации. В обучении и воспитании детей самое главное – это значимый взрослый, его собственное состояние. Здесь можно привести в пример пункт из инструкции о безопасности пилотов: «В случае разгерметизации салона наденьте сначала кислородную маску на себя, затем на ребёнка». Потому что, если взрослый не сможет нормально дышать, ребёнку уж точно никто и ничто не поможет.
В школах, где приоритетен процесс обучения, особо актуальной является проблема эмоционального выгорания. К нему приводят чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Самостоятельно педагоги не всегда могут определить выгорание у себя, несмотря на выраженность симптомов, но замечают, что данное состояние отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности, приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога и депрессия. Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.
С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.
Синдром выгорания - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиональной сфере.
Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.
С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.
Синдром выгорания у педагогов работающих с детьми с ОВЗ характеризуется:
1) физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности;
2) в отдельных случаях – бесчувствием вовсе, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы.
Статистические данные: число детей с инвалидностью в России выросло на 20 тыс. за последний год. Общее количество детей с инвалидностью по всей территории Российской Федерации составило порядка 700 тысяч детей.
Учитывая статистические показатели, можно предположить, что значимость исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми ОВЗ, имеет высокий уровень.
Каковы же причины?
1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом, системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты.
Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.д. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например:с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.
Какие же физические признаки испытывают люди, которые находятся в стадии эмоционального выгорания?
Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени;
Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие;
Частые головные боли, боли в спине и мышцах;
Изменение аппетита и привычек сна;
Затрудненное дыхание, отдышка;
То
шнота, головокружение,
чрезмерная потливость, дрожание;
Гипертензия (повышенное давление);
Сердечные
болезни.
Помимо физических признаков, мы можем наблюдать еще и эмоциональные.
Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе;
Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике;
Отстранённость, ощущение одиночества в мире;
Потеря мотивации;
Часты циничные и негативные прогнозы;
Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость
Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность
Раздражительность, агрессивность
Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.
У педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ синдром эмоционального выгорания проявляется так:
Уход от ответственности;
Самоизоляция;
Волокита, долгое достижение целей;
Разочарование в себе и в других;
Пропуск работы, приход на работу поздней и уход ранний;
Во время рабочего дня
появляется усталость и желание
прерваться, отдохнуть;
Малая физическая нагрузка;
Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств;
Несчастные случаи (
например:
травмы
, падения, аварии и т.д.);
Импульсивное эмоциональное поведение.
Так же могут наблюдаться и интеллектуальные нарушения:
Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;
Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем;
Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;
Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;
Цинизм или безразличие к новшествам;
Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах;
Формальное выполнение работы.
Социальные признаки, по которым можно определить эмоциональное выгорание.
Нет времени или энергии для социальной активности;
Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;
Социальные контакты ограничиваются работой;
Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;
Ощущение изоляции, непонимания других и другими;
Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
Синдром профессионального выгорания педагогов компенсирующих групп делится на три стадии:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
Возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
Представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Итак, что же нужно делать, чтобы избежать синдрома профессионального выгорания?
Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.
Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития синдрома выгорания.
Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния. И при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда.
Следует отметить, что результативность профилактических мероприятий зависит от своевременного выявления предпосылок эмоционального выгорания и проведения мероприятий по устранению этого симптома (индивидуальной консультационной работы с педагогами, обучения различным техникам помощи и самопомощи в стрессовых ситуациях, развития необходимых умений и навыков саморегуляции, тайм-менеджмента, способом поведения в различных ситуациях).
Литература
1. Барабанщикова, В.В.Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дисс ... доктора псих. наук : 19.00.03 / Барабанщикова Валентина Владимировна. - Москва, 2016. – 21с. – Библиогр.: с. 21-22.
2. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А.Коростылевой. - Вып. 6. - Санкт-Петербург: Издательство СПб ГУ, 2002. - С.140-154.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 338 с.
4. Лобанова А.В., Кондракова Э.В., Бурсова А.П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54360.htm.
5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М.Скугаревская // Медицинские новости. — 2002.— № 7.— С. 3-9.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат