Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе
Составители: Денисова Надежда Геннадьевна,
Корчуганова Лилия Алексеевна
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о неживой природе, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной работой педагога- воспитателя.
Ознакомление с неживой природой - одна из составных частей этого процесса - предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач. Наблюдения, экскурсии в парк, лес, к водоему, работа на участке, уход за растениями уголка природы в группе, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах.
С детства в сознание детей постепенно входят картины природных явлений, связанных с объектами и явлениями неживой природы.
Дети узнают, что все картины сезонной жизни природы, повторяющиеся ежегодно, зависят от погоды (метеорологических условий) нашей родины. Узнают, что в смене погоды многое связано с поступлением солнечного тепла или солнечной энергии на землю, физическим показателем которого является температура.
Младших и средних дошкольников необходимо учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям и животным (не ломать кусты, не рвать цветы, подкармливать птиц).
В старшем дошкольном возрасте расширяются представления о временах года, ведется календарь природы, проводятся экскурсии в парк для наблюдения за сезонными изменениями в природе
Старших дошкольников можно учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы.
В старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов.
Именно в возрасте 5-7 лет можно говорить о более углубленном изучении природы, что обусловлено психофизиологическими особенностями детей этого возраста. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений.
Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний Доказано, что в возрасте 5-7 лет у ребенка происходит переход к мышлению в общих представлениях, развивается способность сравнивать предметы по представлению, обобщать их по общим признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Появляется способность к логическому обобщенному мышлению.
Психолого-педагогические исследования многих авторов доказывают возможности освоения старшими дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе.
Так, исследования С.Н. Николаевой показали, что дети 5-7 лет характеризуются особенно большими возможностями познания разнообразных зависимостей природы. Автор считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но в младшем дошкольном возрасте дети могут прослеживать только единичные связи, в то время, как в старшем ,при последовательной работе, понимать связи комплекса признаков.
Дети старшего дошкольного возраста способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, выделять существенные признаки тех или иных объектов и явлений природы, делать обобщения, выводы. В то же время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
В этом возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания эти преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Правильно сформированные экологические представления позволит ребенку научиться жить в гармонии с природой, с другими людьми, с самим собой; воспитать его существом духовным, нравственным, ответственным.
Список литературы:
Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст] : методическое пособие/ Л.В.Кокуева .- Издательство: АРКТИ, 2005;
Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] : метод. пособие для специалистов по дошкольному воспитанию/ С.Н. Николаева.– М.: «Новая школа», 1996.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат