Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Подготовка к сжатому изложению на лингвистическую тему". Работа №44197

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Подготовка к сжатому изложению на лингвистическую тему"
Работа:

Тема "Подготовка к сжатому изложению на лингвистическую тему"

Русский язык

Класс 8

Учебно-методический комплект:

1.В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2016

2.Русский язык. Практика.8 класс. Под редакцией Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2017 Е. И.

3. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 8 класс. – М.: Дрофа, 2017

Состав класса: в классе 25 учеников, из них с нормой развития 23 человека, с ЗПР 2человека

Оформление класса:

Портреты писателей: Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, А.С.Пушкин.

На уроке используются технические средства: персональный компьютер и плазменная панель (для демонстрации 

презентации

 в

Microsoft

PowerPoint

).

Для каждого учащегося подготовлен раздаточный дидактический материал: текст изложения, технологическая карта для индивидуальной работы.

Индивидуальные папки с материалами для подготовки к ГИА.

Межпредметные связи: литература.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока (2 слайд). Презентация.

Приветствие обучающихся.

Установка на плодотворную работу (значимость проводимого урока, место урока в изучаемой теме).

Цели урока (3 слайд):

продолжить развитие умений сжато излагать прочитанный текст;

формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст;

развивать творческие способности, посредством работы с текстом;

систематизировать и обобщить знания по теме “Текст. Стили и типы речи”.

воспитывать у учащихся любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия “Родина”, бережное отношение к слову.

Задачи:

знать основные определения по теме “Текст. Стили и типы речи”.

уметь точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

уметь адекватно воспринимать авторский замысел;

уметь вычленять главное в информации;

уметь сокращать текст разными способами;

уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

развивать монологическую речь;

способствовать развитию интереса к родному языку.

2. Предварительная беседа (4 слайд)

- Что значит написать сжатое изложение? Какие умения необходимы для данной работы?

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых умений:

- Дайте определение ЛИНГВИСТИКИ.

(Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие)

3. Работа с текстом (5 слайд)

Задание для класса:

1) Прослушайте текст. Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст.

2) Определите тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них.

3) Определите стиль текста. Какие стили вы еще знаете?

4) Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

5) Примените приемы сжатия для данного текста.   Приложение.

4. Чтение эпиграфа (6 слайд)

Перед вами громада — русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изложить чудные законы его... Н.В. Гоголь

(7 слайд)

И.С. Тургенев неоднократно призывал: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”; “Берегите чистоту языка, как святыню!”. Прослушивание стихотворения в прозе “Русский язык”. Исполняет Елена Габец. (1 минута)

(8 слайд)

Основоположником современного русского литературного языка считают А.С. Пушкина. И.С. Тургенев писал о Пушкине: “Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением...”.

5. Работа с текстом.

Проверь себя (9 слайд)

1) Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст. (В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически; общая тема и единая главная мысль).

2) Тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них. (Это текст – рассуждение. Кроме того в русском языке встречаются тексты – описания и тексты – повествования).

Проверь себя (10 слайд)

3) Стиль текста. Какие стили вы еще знаете? (Научный стиль. Официально-деловой, публицистический, разговорный).

4) Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

Проверь себя (11 слайд)

(План может быть цитатный, тезисный, вопросный. По структуре план бывает простой и сложный).

Индивидуальная работа по составлению плана.

Время выполнения работы – 5 минут.

Проверь себя (12 - 13 слайд)

Примерный план

I. Русский язык среди языков мира.

1) Богатство и выразительность русского языка.

2) Русские писатели о выразительности русского языка.

II. Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России.

1) Русский язык как один из мировых языков.

2) Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

III. Понятие нормы литературного языка.

Типы норм литературного языка.

IV. Понятия о функциональных разновидностях.

1) Основные функциональные стили современного русского языка.

6. Индивидуальная работа с технологической картой.

Время выполнения работы – 8 минут.

7. Проверка работ учащихся.

8. Подведение итогов урока (14 слайд)

Назовите основные функции русского языка в современном мире.

Почему литературный язык считается высшей формой языка?

Расскажите о нормах литературного языка.

Какие функциональные стили вы знаете?

9. Домашнее задание (15 слайд)

Написать изложение в чистовом варианте.

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

Продукт взаимодействия

Примечания

(обязательно обосновываются выбранные формы, методы, приёмы обучения для решения задач коррекционной направленности; описываются психологические основы урока)

 

Обучающиеся с нормой развития

Обучающиеся с ОВЗ

 

Актуализация опорных знаний

I. Организация предварительной беседы (2 минуты)

Демонстрация презентации в Microsoft PowerPoint

(2-4 слайд)

- Что значит написать сжатое изложение?

- Дайте определение лингвистики.

(Наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие).

1) Коррекция ответов обучающихся.

Самостоятельная формулировка определений

Самостоятельная формулировка определений

 

Уяснение сущности понятий: сжатое изложение, лингвистика

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.

Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.

Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.

Закрепление знаний, умений, навыков

II. Организация работы с текстом.

1) Демонстрация презентации в Microsoft PowerPoint

(5- 13 слайд)

2) Озвучивание инструкции к выполнению работы:

 

 

Выбор индивидуального образовательного маршрута (составление наиболее приемлемой формы плана)

Организация деятельности на уроке.

Важны внешние мотивирующие подкрепления.

Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно.

Создание ситуации успеха на занятии.

Благоприятный климат на уроке.

Опора на эмоциональное восприятие.

Введение

физминуток

через 15-20 минут.

Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.

Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

Поэтапное обобщение проделанной на уроке

работы, связь обучения с жизнью, п

остоянное управление вниманием.

При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.

 

1) Прослушайте текст.

Докажите, что прослушанные вами предложения составляют текст.

2) Определите тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них.

3) Определите стиль текста. Какие стили вы еще знаете?

Выполнение заданий по предложенному алгоритму

Помощь при выполнении заданий по предложенному алгоритму

Понятия:

1) Текст

(В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически; общая тема и единая главная мысль).

2) Тип текста. Какие типы речи вы знаете, расскажите о них. (Это текст – рассуждение. Кроме того в русском языке встречаются тексты – описания и тексты – повествования).

3) Стиль текста. Какие стили вы еще знаете?

(Научный стиль. Официально-деловой, публицистический, разговорный).

3) Коррекция ответов обучающихся.

4) Организация работы с технологической картой.

Выделите основные смысловые части текста: составьте план. Вспомните, какие виды плана вы знаете. Выберите ту форму плана, которая вам наиболее близка.

 Индивидуальное заполнение технологической карты

Помощь при заполнении технологической карты

Примерный план

I. Русский язык среди языков мира.

1) Богатство и выразительность русского языка.

2) Русские писатели о выразительности русского языка.

II. Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения народов России.

1) Русский язык как один из мировых языков.

2) Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

III. Понятие нормы литературного языка.

1) Типы норм литературного языка.

IV. Понятия о функциональных разновидностях.

Вариативные приемы обучения.

Повтор инструкции.

Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).

Речевой образец или начало фразы.

Демонстрация действий.

Подбор по аналогии, по противопоставлению.

Чередование легких и

трудных заданий (вопросов).

Совместные или имитационные действия.

В системе обучения использую различные виды помощи:

учебные;

стимулирующие;

направляющие;

обучающие и др.

Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач – надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости.

Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.

Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.

Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании – в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.

Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку.

5) Примените приемы сжатия для данного текста.

 Приёмы компрессии текста распечатаны для каждого обучающегося и находятся на столе.

Основные функциональные стили современного русского языка.

1) уметь вычленять главное в информации;

2) уметь сокращать текст разными способами;

3) уметь правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

5) Приемы сжатия текста:

1) замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

2) слияние нескольких предложений в одно;

3) замена сложного предложения простым;

4) замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением;

5) исключение фрагмента предложения; свертывание информации за счет обобщения.

6) Проверка работ обучающихся.

 

Черновой вариант сжатого изложения.

Подведение итогов урока

Анализ выполнения поставленных целей:

систематизировали и обобщили основные вопросы по теме: “Текст. Стили и типы речи”.

Продолжили работу по подготовке к ГИА, написанию сжатого изложения.

Закрепили понятия: литературный язык, нормы литературного языка.

 Самостоятельная формулировка определений.

 

 Самостоятельная формулировка определений.

 

 

Домашнее задание. Написать чистовой вариант сжатого изложения 75-90 слов.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×