Алла Владимировна Египко
учитель английского языка
ОГБОУ «Вейделевская СОШ»
Белгородской области
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся
посредством использования ресурсов сети интернет
на уроках английского языка
Языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках. Наиболее приемлемыми формами работы с ресурсами Интернет являются: работа с Интернет- ресурсом индивидуально или в паре на уроке, самостоятельная работа дома, фронтальная работа в классе.
Овладение лексическими средствами языка происходит на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширения пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов). Возможны такие виды работы, как:
упражнения на заполнение пропусков;
упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;
упражнения в виде игры на составление предложений, где нужно поставить предлагаемые слова в нужном порядке;
упражнения в виде игры, которая может быть в таких вариантах: выбор производится после
аудирования
слова по нужной дефиниции (картинке);
учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);
упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.
Обучающиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях, получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Глобальная сеть Интернет предлагает учителям иностранного языка множество полезных ресурсов. Это специальные программы обучения иностранным языкам, а также аутентичный материал, отбор которого учитель может проводить самостоятельно и адаптировать его к конкретным учебным задачам.
Сегодня можно сказать, что Интернет со всем богатством своих ресурсов реально способствует достижению основной цели изучения иностранного языка в школе, а именно: формированию коммуникативной компетенции. Для пользователя реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Общаясь в истинной языковой среде, школьники учатся спонтанно и адекватно реагировать на различные значимые, реалистичные, интересующие и достижимые задачи, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами .
Однако, нельзя забывать о том, что Интернет - лишь вспомогательное техническое средство обучения. Таким образом, грамотно интегрируя информационные ресурсы сети Интернет в учебный процесс, можно:
1) формировать и совершенствовать речевые умения, используя современные аутентичные материалы;
2) пополнять словарный запас лексикой современного английского языка;
3) знакомиться с особенностями речевого поведения, культурой и традициями различных народов в условиях общения;
4) формировать устойчивую мотивацию иноязычной речевой деятельности учащихся на основе систематического использования «живых» материалов и обсуждения актуальных проблем.
Для примера приведем ресурс http://learningapps.org/. В нем можно создавать разнообразные упражнения. При правильном подборе материала (анимация, видеолекция, грамматические таблицы, правило) и организации тренировочных упражнений английский язык будет восприниматься легче и быстрее, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. Этот же сайт используют для создания заданий, контролирующих уровень сформированности грамматических навыков. Это могут быть упражнения на выбор, распределение, последовательность и заполнение. В них можно встраивать как графику, так и видео, и звук. Поэтому формировать можно любые языковые навыки. Среди заданий, есть такие:
Выбор – викторина, викторина с выбором правильного ответа, выделить слова, «кто хочет стать миллионером?», слова из букв.
Распределение – «парочки», классификация, соответствия, сортировка картинок, таблица соответствий.
Последовательность - расставить по порядку, хронологическая линейка.
Заполнение – викторина с вводом текста, виселица, заполнить пропуски, заполнить таблицу, кроссворд.
Данный Интернет-ресурс нравится нам тем, что всегда есть возможность дать новое задание, направленное на закрепление одного и того же материала до тех пор, пока он не будет освоен окончательно.
http://quizlet.com - это еще один сайт для создания упражнений на отработку лексических и орфографических навыков. Следует отметить, что он меньше подходит для начального обучения АЯ, так как полностью на английском языке. С его помощью можно создавать упражнения следующего характера:
flashcard – демонстрация изучаемых лексических единиц с озвучкой (картинка или надпись по выбору);
learn–учащиеся должны дать перевод слова/ картинки, есть возможность озвучки задания. Ведется подсчет попыток и правильных/ неправильных результатов.
На среднем и старшем этапах обучения английскому языку происходит смещение с приоритета языковой составляющей коммуникативной компетенции к собственно речевой и социокультурной.
Обучение говорению состоит в развитии и совершенствовании фонетических навыков говорения; организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе аутентичной информации (меню ресторанов, предложения магазинов, расписание транспорта. Умение сообщить, объяснить, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т.д. Учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Например, при изучении темы «Лондон» учащиеся совершают виртуальное путешествие по городу и рассказывают о том, что они видят. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог между жителем Лондона или гидом и приезжим.
Обучение аудированию состоит в совершенствовании фонетических навыков аудирования; контроле правильности понимания прослушанного текста; умении понимать аутентичную речь, которые достигаются путем прослушивания подкастов, просмотре видео роликов.
Обучение чтению и письму осуществляется в рамках проектной деятельности, где пользуясь предложенными источниками необходимо выбрать информацию, при чтении блогов и форумов, при обсуждении там каких-либо проблем. Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. А это в первую очередь предполагает чтение. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь. Работая через Интернет ученики читают аутентичные тексты. В связи с этим я есть следующие задания:
по заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста;
по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач);
по доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст.
Социокультурная компетенция – приобщение к культуре, традициям, реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Ранее развитие данной составляющей коммуникативной компетенции было проблематично, в учебниках было недостаточное количество не только иллюстративного, но и текстового материала. Новые источники информации по темам:
Из личной электронной переписки;
Из статей Интернет-ресурсов;
Из статей электронных версий журналов и газет;
С помощью фотографий, видео роликов;
С помощью панорамного изображения высокой четкости;
Работая с аутентичными источниками – расписанием транспортного сообщения, меню, рекламными предложениями, буклетами.
Перечисленные способы могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Предлагаю некоторые ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.eslgamesplus.com
http://www.esl-galaxy.com
http://www.englishforeveryone.org
http://www.kidslearningville.com
http://www.english-4kids.com
http://www.youtube.com
http://www.englisch-hilfen.de
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат